Реклама или не реклама: обзор какие действия признаются рекламой

С 1 сентября 2023 г. введены штрафы за отсутствие маркировки рекламы или неправильную маркировку Интернет-рекламы. Когда я начала рассказывать на большую аудиторию об этих новых правилах и ответственности, то столкнулась с тем, что по большей части многих интересует, а будет ли то или иное действие считаться рекламой, а не обязанности и штрафы.

И я прекрасно их понимаю, почему задаются именно этим вопросом.

  • Во-первых, нет от регуляторов конкретного закрытого перечня/списка, где было бы предусмотрено, что будет считаться рекламой, а что нет. Зато есть много разъяснений и ответов, благодаря которым хоть как-то мы понимаем, что можно считать рекламой, а что нет. Но все равно это вопрос остается открытый, исследуется в каждом случае индивидуально. Поэтому все хотят знать: а реклама ли это?

  • Во-вторых, если мы не признаем конкретные действия рекламой, то, значит, не нужно заморачиваться маркировкой, отчетностью, которые так боятся многие.

В этой публикации я постаралась собрать разные ситуации (из своего опыта, опыта коллег, разъяснений ФАС, запросов от клиентов) и рассмотреть, в каких же все же случаях действия будут считаться рекламой. Итак, внимательно читаем и сохраняем.

1.Рассказываете о своих услугах/товарах, акциях, скидках на своих ресурсах без явного выделения конкретного товара – не реклама. Рассказываете на своей странице о чужом товаре с эмоциональным окрасом и призывом приобрести – реклама.

2. Размещаете на сайте специальный баннер с выгодными условиями, акциями, вызывает интерес к покупке и этот баннер не связан с контентом конкретной страницы. Баннер очень выбивается на глаз, возможно, мешает просмотру другого контента или же сохраняется на все страницах, когда посетитель переходит с одной на другой – реклама. Общий баннер о скидках и акциях, который не выделяет какой-либо конкретный товар или продавца – не реклама.

3. Розыгрыш призов производится на сторонних ресурсах, при этом в такой информации содержится описание достоинств товара, указанного в качестве приза – реклама. Розыгрыш призов на своих площадках своего товара без привлечения внимания особого внимания, указания его характеристик – не реклама.

4. В своих социальных сетях рассказываете о товаре других продавцов/брендах, призываете к действию «купить/заказать/прийти просмотреть» и оставляете адрес точки. Даете от своего имени промокоды – реклама. Во время съемки в объект попал товар бренда, но вы на нем не остановились, не рассказывали, какой он хороший и качественный, а просто упомянули, что, например, для готовки использовали спагетти Barilla – не реклама.

5. Призыв подписаться на чужие соцсети/посетить сайт иного лица и указание на товар или услугу этого лица, дается их характеристика, призывает к покупке товара (услуги) – реклама. Делитесь полезным каналом/соцсетью без ярко эмоционального окраса и информировании у них сейчас акций – не реклама.

6. Аналитика, обзоры, если все в едином стиле – не реклама. Если среди обзоров выделяется явно какой-то бренд и вызывает большое внимание у читателей – реклама.

7. Рассылки по email, sms, push-уведомления своим подписчикам про собственные товары – реклама, но маркировать не нужно, т.к. информирование идет по сети электросвязи.

8. Объявления на Avito, ЦИАН – не реклама. Объявления на Avito, ЦИАН с использованием запуска креативов через Яндекс Директ – реклама.

9. Посты о вакансиях – не рекламах. Посты о вакансиях, где еще пиарят компанию – реклама.

10. Информация о мероприятиях в сообществе новостей города или профессионального сообщества, если сами размещены списком в едином стиле и имеют отношение к тематике сайта/сообщества в социальной сети – не реклама. Информация не по тематике сообщества – реклама.

11. Информация о спонсорах и партнерах в специальном разделе на сайте или в посте – не реклама. Такая же информация, но с акцентом и выделением о том, что у этого спонсора самые лучшие условия/товар – реклама.

12. Отзывы о товаре – не реклама.

Как говорит ФАС: каждый случай рассматривается индивидуально, нужно всегда смотреть на контекст, как подается и, конечно, на целеполагание.

Если ваш случай не рассмотрен в этой статье или остались вопросы, переходите в мой Telegram-канал https://t.me/snezhanalawyer, где я больше освещаю тему маркировку рекламы и юридические тонкости инфобизнеса. Там же вы можете задать любой вопрос по маркировке.

Начать дискуссию