Жизненный цикл продукта

Жизненный цикл продукта – это как биография человека, только для товаров и услуг. Он включает в себя несколько ключевых стадий: от рождения идеи до момента, когда продукт уходит с рынка. Понимание этого цикла помогает компаниям принимать правильные решения на каждом этапе.
Пойдем стандартным путем и рассмотрим все этапы поочередно.

Стадия 1: Разработка и Внедрение (или стартап)

Особенности

На этой стадии продукт только зарождается. От идеи до первого прототипа, команды занимаются исследованиями, построением гипотез, разработкой и многочисленными тестами. Важно не только создать работающий продукт, но и убедиться, что он отвечает реальным потребностям рынка.

Бывает такое, что продукт опережает свое время.Как те же спинеры, изобретенные в 90, но выстрелившие только в 2016.Или человек паук с Эндрю Гарфилдом.

Действия

- Исследование целевой аудитории и рынка.
- Разработка MVP (минимально жизнеспособный продукт) для тестирования гипотез.
- Получение обратной связи от первых пользователей и адаптация продукта под их нужды.

Пример

Facebook начинался как закрытая социальная сеть для студентов Гарварда, позволяя Марку Цукербергу и его команде тестировать идеи и собирать обратную связь в контролируемой среде, прежде чем масштабировать её для широкой публики.

Стадия 2: Внедрение

Особенности

Продукт входит на рынок. Это время, когда начинаются первые продажи и важно активно работать над узнаваемостью бренда. Первоначальные продажи часто невелики, но они критически важны для сбора данных о поведении пользователей. Да и плюс наличие продаж подтверждает, что продукт нужен рынку (или нет)Стадия заканчивается, когда у нас сошлась юнит экономика, мы начали получать прибыль.

Действия

- Разработка и реализация маркетинговой стратегии.
- Наблюдение за реакцией рынка и корректировка продукта.
- Оптимизация путей продаж и маркетинговых каналов.

Пример

iPhone в момент запуска был не первым смартфоном на рынке, но благодаря грамотной маркетинговой кампании Apple смог создать огромный спрос на свой продукт, предложив пользователю новый опыт взаимодействия с телефоном.

А тот же убер, очень долго выходил на плато безубыточности и сделал это только недавно.
Огромное количество сервисов, которые мы используем до сих пор работают в минус - тот же твитер, или известные онлайн школы.

Стадия 3: Рост

Особенности

Продукт начинает набирать популярность, и продажи растут. На этом этапе важно сконцентрироваться на удержании клиентов и увеличении их лояльности, а также на привлечении новых пользователей. Главная задача - выйти на масштаб.

Действия

- Расширение линейки продуктов для удовлетворения дополнительных потребностей клиентов.
- Оптимизация и автоматизация процессов для обеспечения эффективного масштабирования.
- Активное продвижение продукта и работа с отзывами клиентов.

Пример

Amazon начинал как интернет-магазин книг, но постепенно расширил свой ассортимент и внедрил такие инновации, как Prime, что позволило компании выйти на новый уровень и стать мировым лидером электронной коммерции.

А тот же нетфликс, мало кто вкурсе, но они сначала DVD по почте рассылали) А инста, задумывалась как место для фоток (еды, а не поп), а породила такое количество “инфлюенсеров”)

Стадия 4: Зрелость (Насыщение)

Особенности

На этом этапе темпы роста замедляются. Продукт хорошо известен на рынке, и основная задача – поддерживать его популярность и прибыльность. На этой стадии наша задача сделать юнит экономику максимальной четкой. С каждого клиента максимальная прибыль при минимальных затратах.Ну и по хорошему, на этом этапе, компания должна плотно заниматься инновациями и выпуском нового современного продукта.

Действия

- Инновации и улучшение продукта для поддержания интереса.
- Разработка программ лояльности и стимулирование повторных покупок.
- Эффективное управление затратами для сохранения маржинальности.

Пример

Coca-Cola находится на рынке уже более века, но компания продолжает инвестировать в маркетинг и разработку новых продуктов, чтобы оставаться актуальной для потребителей всех возрастов. Она даже стала символом нового года, а многие не представляют виски без колы в стакане.

Есть еще особые хитрецы, как тот же майкрософт, которые выкупают интересные стартапы или уже известные бренды, как тот же линкед ин или гитхаб. Чем не развития и новая кровь?

Стадия 5: Спад

Особенности

Спрос на продукт снижается, и компании нужно принимать решение: пытаться возродить продукт, найти новые рынки или постепенно сокращать производство. Грустно, но факт, кто-то тонет, кто-то меняется.

Действия

- Анализ причин снижения спроса и поиск путей его возобновления.
- Диверсификация портфеля продуктов для снижения рисков.
- Постепенный вывод продукта с рынка с минимальными потерями.

Пример

И снова спиннеры! Напомню, они были чрезвычайно популярны в 2017 году, но их популярность быстро угасла. Производители, которые не смогли адаптироваться и найти новые ниши, столкнулись со значительными финансовыми потерями.

А помните такие мобилы как BlackBerry .
Нет! У меня есть отличный примеры, которые тронут ваше сердечко, просто вспомните, как это прекрасно звучало.
Полушка, скелетоны, пластинки эклипс, малабар, фрустайл и хубба буба)

Итог.

Жизненный цикл, это не просто теория из учебников, а реальный опыт тысяч компаний. Да, всегда есть исключения(тот же поларойд, который воскрес как феникс), просто прими это как факт.
А еще факт, то, что если руководители компании понимают на какой стадии сейчас продукт, и что им надо делать, это существенно продлевает ему жизнь.
#Основы

9 статья в цикле "Основы"

Жизненный цикл продукта
22
2 комментария

Т.к. в отличие от человека у продукта нет «ожидаемой продолжительности жизни», а стадии присваиваются в сравнении с чем-то, что выбрал сам исследователь, подход ЖЦ продукта носит ретроспективный и умозрительный характер. Кроме того его практическое применение ограничивается (не учитывает) ЖЦ бренда, который может вбирать множество версий продукта (со своими ЖЦ) и даже разные продукты.

Отличный комментарий! Полностью согласен.

Спасибо за дополнение)

Скорее хотел передать мысль, что понимание, на каком этапе находится продукт, позволяет не совершать ошибок, сделанных другими.