Есть канал коммуникации с 600 тысячами подписчиков и 200-процентным охватом. Подписчики не боты, просмотры не накручены, все по-честному. Только канал не решает никаких бизнес-задач. Так и было задумано или заказчика бессовестно обманывают? Не важно, это не наше дело. Кейс для тех, кто хочет обратиться в агентство: история о том, что такое эффективное продвижение и что такое имитация.Не важно, чего именно вы хотите: развивать ТГ-каналы, вести блог на UGC-площадках, сделать посев экспертных или продуктовых текстов в медиа. Не важно, инфоцыган вы, госменеджер, коуч, айтишник, продавец мебели, финансист или таролог.Вам будет интересно это прочитать.Чего добилась Альфа в телеге?662 000 подписчиков, охват — 200%, индекс цитирования — 1200. Средний охват одной публикации — 1,3 млн просмотров. Этим можно хвастаться перед заказчиком? Да. Миллион подписчиков (а эта главная метрика для закзачиков, которые не в теме продвижения) — было бы лучше, миллион — это красиво. Но и так неплохо, учитывая охват .Немного очевидной теорииЦА канала: клиенты физлица и юрлица, в меньшей мере — госсектор.Очевидные задачи канала: Сформировать имидж бренда (подсветить экспертность специалистов и надежность банка).Информировать ЦА о продуктах банка и его деятельности (просто быть в повестке).Вести в банк лидов — физлиц и бизнес.Неочевидные задачи канала: Быть источником информации для СМИ, бизнес-медиа.Как это работает: Телеграмом пользуются 80 млн россиян, это самый быстрый способ распространять информацию. Вероятно, он распространяет информацию эффективнее и быстрее ТВ и прочих СМИ. Распространять важные для банка инфоповоды через Телеграм — значит оперативно отдавать материал в СМИ всех сортов. Они распространяют инфоповоды через свои ресурсы, в том числе через свои ТГ-каналы и медиа. Что это дает: банк использует чужие площадки для дистрибуции своего контента. Повышает свою цитируемость. А значит и узнаваемость. И формирует условно чужими руками силу собственного бренда. Если, конечно, посты имеют ценность для СМИ: если из них можно делать редакционные статьи, новости, посты и давать пользу аудитории.Какие задачи решает ТГ-канал Альфы сейчасВ основном распространяет инфоповоды банка с акцентом на Я-сообщение. Второстепенно — рассказывает о пользе своих продуктов. Но в такой форме, которая не совсем интересна СМИ. Потому что акцент не на пользе для физлиц и бизнеса, а на “я сделал, меня наградили, я, я, я”.Распространяет контент канала через посевы: это видно по цитируемости в TGstat. В ней только рекламные посевы, органических упоминаний канала (отсылок на первоисточник) почти нет.Это плохо? Нет. Банк присутствует в инфополе – это может быть задачей-максимум. Тогда все работает как надо.А что в этом плохого?Контент ТГ-канала распространяют только за деньги. Банк не использует чужие ресурсы (ТГ-каналы и СМИ) для нативного продвижения своих нарративов. Не будет рекламного бюджета — не будет упоминаний канала. Потому что в нем мало пользы для ЦА "Физлица” и ЦА "Бизнес”.Наличие рекламного бюджета — это хорошо, но он сливается впустую, потому что не решается задача сформировать силу бренда ресурсами ТГ-канала Альфы. Сила бренда держится не на пользе, а на рекламных посевах.Представим, что заказчик подразумевает, что присутствие в Телеграме решает все задачи банка (ну пообещали ему это или он сам этого ждет). Напоминаю, эти бизнес-задачи — формирование имиджа и сильного бренда, присутствие в инфополе и ведение лидов в банк. Эти задачи решаются? Нет.Что не так с ТГ-каналом АльфыКонтент не про пользу для физлиц и бизнеса. Контент в основном про "Мы получили награду”, “Мы выдали карту на высоте 4000 метров”, “Я сделал”, “Я крутой”, “Я хочу похвастаться”. СМИ это не интересно, пользователям телеги тоже. Контент — работа на отчет перед руководством, а не работа на имидж и привлечение лидов.Охват 200% достигается за счет рекламных посевов. Просмотры набиваются до 1,3 млн за счет показа постов в других каналах. В первые 24 часа просмотры 22%. Скорее всего, это и есть плюс-минус реальный охват канала.Вовлечение — 0,5%. Подписчики не шерят посты – они им не интересны. А что такое успех в Телеграме?Это мессенджер, а не соцсеть — ленты нет. Алгоритмов выдачи нет. За внимание подписчика нужно бороться интенсивнее, потому что он читает только то, что хочет прочитать.Количество подписчиков в ТГ — спорный показатель успеха. Он очень зависит от стратегии продвижения: можно врать, как каналы про “финансы”, и набирать нецелевую аудиторию на обещаниях раскрыть секреты пассивного заработка на картах. Нецелевая висит мертвым грузом и убивает охват и вовлечение. Зато можно показать заказчику 1 млн. Ничтожные охват и вовлечение не надо показывать.Сбор нецелевой аудитории в ТГ бредовыми обещаниями — отдельный вид искусства.Я, кстати, зафиксировал хороший кейс с брехливой рекламой: это похоже на работу на результат. Гениальная ловушка для ЦА “Скуфы”, которым нужно мягко подкладывать нарративы заказчика.Охват — показатель успеха. Если он высокий, аудитория целевая. Скажем, 2500 подписчиков, охват 60% и вовлечение 5-10% — это успех, как минимум такой канал сеет нарративы.Вовлечение — показатель успеха. Метрик три — реакция, комментарий, пересылка. Самая ценная — пересылка. Если контент шерят, он а) нравится и вовлекает подписчика б) распространяется руками подписчиков.Цитируемость — так себе показатель успеха. В цитируемости видно рекламные посевы. Если нет органических упоминаний — ср47ь на ту цитируемость.Меряем успех ТГ-канала АльфыКоличество подписчиков — ок.Охват — ок. Охват за 24 часа — неок: 22% — удовлетворительный, но не отличный результат для реально финансового канала с 600 тысячами подписчиков.Вовлечение — провал, 0,5%. Закроем глаза на 3300 реакций, откроем — на 1300 пересылок. Маловато для контента одного из ведущих федеральных банков. Он не волнует, не заводит, не интересует.Цитируемость — провал. Есть бюджет на рекламу — круто. Ставим рекламу на стоп — цитируемости не будет. Потому что контент никому не нужен.Итоги (гипотеза)Судя по открытым данным, ядро аудитории нецелевое.Канал не цитируют органически.Потому что контент не интересен ни СМИ, ни профильным медиа, ни физлицам, ни бизнесу.Бизнес-задачи не решаются или решаются неэффективно. Сильный бренд и имидж через этот канал коммуникации не транслируется. Присутствие в инфополе через этот канал не реализуется. Лиды через этот канал не ведутся.Но для заказчика проекта все выглядит хорошо: 600 тысяч подписчиков, 200% охвата, индекс цитирования 1200. Заказчик видит витрину и не может понять, что это витрина, пока ему не объяснят эксперты, почему это витрина.Каким-то образом (честным, не честным — не суть) технологическим и экономическим лидером для ЦА "Бизнес” остается Сбер (у них, пускай, бюджеты и админресурс). Владельцем сердец физлиц остается Тинькофф. Это моя субъективщина.Подчеркиваю: не обязательно быть лидером, достаточно выстроить медиапродвижение грамотно и выглядеть лидером в глазах ЦА. Как это все исправитьОоо… Нужна политическая воля выстроить грамотное продвижение в отдельном канале коммуникации или во всех сразу. Заставить всех работать на результат, а не на “как бы мне не получить по шапке”.Для этого надо работать по Data driven, а не по HiPPO (Highest Paid Person Opinion) . А это часто нереально — в корпорациях работает иерархия компетенций параллельно с иерархией силы. Это психология поведения человека. Тот, кто шарит, может оказаться не у дел, потому что это нарушает безопасность коллег и руководства. Говорят, что Data driven — это затратно. Но даже на примере работы с одним каналом коммуникации достаточно нанять хорошего аналитика с опытом в операционке и управлении, чтобы поставить работу на рельсы результата.Мог бы я решить бизнес-задачи банка?Да, и не только этого банка, и не только банка. Я наработал релевантный опыт с госсектором (там с HiPPO еще хуже) и с бизнесом. В 9 случаях из 10 презентованная стратегия не исполнялась — заказчики часто упираются в "мне не нравится, сделайте как мне нравится”, а не в "нужен результат”. В том числе поэтому случаются такие кейсы, как у ТГ-канала Альфы.Хочу ли я этим заниматься? Честно — нет. Надоело — это первое. Я примирился с реальностью, в которой иерархия силы часто сильнее иерархии компетенций — это второе. В разных сферах соотношение иерархий разное, может в айти не так. В продвижении, PR, контент-маркетинге — часто так.Спасибо Роберту Сапольски, Эрику Берну и Джордану Питерсону за мудрость и приземление к реальности.Выводы из кейсаНекоторые сотрудники компаний сплоченно работают на результат. Некоторые — на видимость. Чтобы жить свою жизнь в мегаполисе, платить ипотеку, пользоваться ДМС, получать годовые бонусы, обновлять айфоны раз в год и ездить на море в январе. А не умничать и идти на hh. Осуждаю? Нет, сам таким же стану, если дойду до верхов. Я не делать мир лучше хочу, а жить хорошо. Как и все.В некоторых компаниях одни каналы коммуникации работают на результат, другие — на видимость. Может, у Альфы с другими каналами все окей, я разбирал один конкретный канал коммуникации — не более.Когда ко мне приходят заказчики, я выясняю первым делом, какое продвижение они хотят: реальное или витринное. Вот этот кейс — то, что стоило бы им давать почитать перед встречей, чтобы мы сразу друг друга поняли. Надоедает каждый раз как в первый рассказывать одно и то же…Последнее о телеге: в нее все хотят, потому что там сидят абсолютно все. Но не всякий бизнес или госучреждение может добиться в ней успеха со своими задачами. Потому что в телеге ядро ЦА имеет свои твердые интересы. Либо вы их покрываете и нативно интегрируете свой продукт, либо постите туда то, что вам очень хочется запостить без оглядки на ЦА. И сосете чупачупс.