Как реализовать стратегию на 100%? Чек-лист для проверки

В течение года мы проводим больше 10 проектов по разработке стратегии, но частно наблюдаем, как стратегия просто сливается командой… Чтобы этого не произошло, мы создали чек-лист по реализации стратегии. Если вы уже закончили разработку стратегии на 2024 год и находитесь в процессе ее реализации, он точно вам пригодится.

Как реализовать стратегию на 100%? Чек-лист для проверки

Содержание:

Чтобы убедиться, что стратегия будет качественно реализована, обратите внимание на 7 элементов:

1. Action-план (дорожная карта проекта)

После того, как стратегическая сессия проведена и сформулирована стратегия, нужно разработать Action-план. Следует помнить, что стратегия — это не абстрактная цель, которую компания хочет достичь, а четкий план действий с точными числовыми показателями и временными рамками. К примеру, в 2024 году стать лидером рынка, вырасти в 10 раз, увеличить чистую прибыль на 5% и т. д.

Action-план детализирует крупный план, в нем фиксируются задачи, необходимые для достижения целей, определяются приоритеты, сроки, назначаются ответственные за выполнение и отслеживается статус задач. Такой документ дает возможность отслеживать выполнение плана, выявлять возможные риски и понимать, по какой причине стопорится та или иная задача.

Action-план можно разработать в двух форматах:

  • График Ганта

В таком формате наиболее удобно визуализировать время выполнения задач и связать их между собой, что позволяет быстро корректировать сроки отдельных действий.

Как реализовать стратегию на 100%? Чек-лист для проверки
  • Action-план по OKR

В последнее время мы чаще всего используем именно этот подход при составлении плана по выполнению стратегии. Такой подход является наиболее легким для восприятия и отслеживания результатов. Именно методология OKR (от англ. Objectives and Key Results «цели и ключевые результаты») обеспечила стремительный рост Google.

Как реализовать стратегию на 100%? Чек-лист для проверки
Как реализовать стратегию на 100%? Чек-лист для проверки

Какой формат использовать — решать вам. Но важно убедиться, что в нем присутствуют:

  • ключевые цели и результаты, с лаконичным и понятным для исполнителей описанием;
  • сроки выполнения и ответственные;
  • отображение статусов выполненных и просроченных задач;
  • возможность быстрой корректировки приоритетов и обновления целей и задач.

2. Выделенный проект-менеджер

Процесс внедрения нового в компании и ее развития должны осуществляться под постоянным и пристальным наблюдением руководства, особенно на первых этапах. Иначе исполнители погрязнут в операционке и задачи развития будут отложены до лучших времен. Чтобы не обрубить стратегию на корню, важно, чтобы ответственность за реализацию стратегии взял на себя толковый проект-менеджер.

На эту роль мы советуем выбирать:

  • одного из топ-менеджеров с сильным авторитетом и широкой сферой ответственности;
  • проект-менеджер — только не руководитель компании, из-за недостатка ресурса он не сможет реализовать эту функцию.

Задачи проект-менеджера:

  • организация встреч-ревизий с командой для контроля статуса задач;
  • мониторинг реализации плана;
  • помощь исполнителям в выполнении задач;
  • здравая оценка ресурсов и поиск дополнительных, при необходимости;
  • взгляд «сверху” на все стратегические проекты, поиск узких мест и выполнение их »расшивки”.

3. Регулярные ревизии

Регулярные собрания-ревизии с командой — это необходимый компонент процесса реализации стратегии. Незаинтересованность руководства в статусе выполняемых задач — прямой путь к их переносу в долгий ящик у сотрудников.

Особенно важны такие встречи в начале реализации стратегии. В этот момент у сотрудников может возникать много вопросов, непонимания и даже пренебрежения. В первые 3 месяца мы советуем собираться для обсуждения задач не реже 2 раз в месяц. Это позволит держать хороший темп и не терять мотивацию. Дальше можно делать встречи более редкими — 1 раз в месяц.

Как реализовать стратегию на 100%? Чек-лист для проверки

Встречи для обсуждения реализации стратегии позволяют:

  • сотрудникам получить поддержку коллег и руководителей в выполнении задач;
  • руководству показать значимость задач;
  • похвалить и поругать исполнителей за исполнение целей;
  • скорректировать приоритеты, если внешние условия компании изменились;
  • оперативно заметить зависшие задачи.

В организации встреч-ревизий по Action-плану есть ряд рисков и подводных камней:

  • Встречи превращаются в формальность. Когда все отчитываются по задачам для галочки, никто особо не вникает в выполненные задачи.
  • Эффект повторения. Сотрудник в очередной раз отчитывается, что ничего не сделано, при этом каждый раз у него новая гениальная отговорка.
  • Устаревание плана. Бессмысленно организовать ревизии по плану, который уже устарел. Стоит вовремя корректировать план и статусы задач.
  • Балаган. На встрече возникает конфликт между исполнителями, это отнимает время у всех присутствующих, исчезает динамика обсуждения. С такими исполнителями лучше обговорить детали отдельно.
  • Погружение в мелкие детали. Ревизия — это не разбор каждого вопроса отдельного участника, это быстрый чек-ап всей стратегии, чтобы вовремя разглядеть крупные проблемы и угрозы в реализации.

В наших проектах по разработке стратегии мы планируем проведение ревизии с Клиентом спустя 2 месяца после запуска Action-плана. Это помогает взглянуть сверху на ситуацию, подсветить проблемные места и несогласованности в компании, ответить на возникающие вопросы исполнителей.

4. Мотивация лидеров страт. проектов

Если вы закончили процесс стратегирования, сформулировали цели и назначили ответственных, а соответствующей мотивации у лидеров не возникло, то шанс на успешную реализацию стратегии достаточно невысок. Нужно замотивировать главных лиц, ответственных за реализацию стратегических целей компании.

После проведения стратегической сессии наши Клиенты часто обращаются к нам для формирования схем мотивации для ТОПов и ключевых сотрудников.

Мы формируем схемы мотивации за несколько шагов:

  • Разработка функциональных карт. В первую очередь мы формируем миссию роли и Ключевые факторы успеха (КФУ) должности — важные нюансы, которые отличают обычное выполнение обязанностей от качественной работы сотрудника.
Как реализовать стратегию на 100%? Чек-лист для проверки
  • Определение KPI и “управленческих растяжек”. Формирование списка KPI, за которыми нужно наблюдать. Они могут быть финансовые (выручка, прибыль,… ), рыночные (удовлетворенность Клиента,… ), касаться бизнес-процессов (конверсия звонков в продажи, комплексность продаж,… ) или персонала (удовлетворенность работой сотрудника со стороны руководителя) .

    “Управленческие растяжки” должны уравновесить схему мотивации. Например, если KPI продавца — это выручка, то он будет предоставлять скидки Клиентам, что убьет прибыльность вашего бизнеса, поэтому нужно установить эти два KPI одновременно (выручка и маржа).
  • Распределение KPI по времени. Нужно определить временные рамки отслеживания KPI. Не все показатели следует отслеживать на протяжение месяца. Например, для менеджера по продажам такие показатели, как выручка и прибыль по сделкам необходимо отслеживать ежемесячно, а вот суммарный LTV Клиента (сколько всего денег нам принес Клиент) — ежеквартально или ежегодно.
  • Определение логики расчета, описание условий оплаты. Здесь устанавливается размер фиксированной и бонусной части. Следует описать логику и частоту выплаты бонуса, от каких KPI она зависит, какие мультипликаторы используются,…
  • Презентация новых схем мотиваций руководителям. На этом этапе объясняется, почему была выбрана эта схема мотивации, как она коррелирует с целями компаниями, описывается логика расчетов,… Ключевая цель данного этапа — убрать все сомнения и возражения руководителей.

Вас может заинтересовать:

5. Эмоциональная награда коллективу

Деньги — это, конечно, хорошее поощрение за классную работу, но сотрудники не будут долго говорить об этом и обсуждать с коллегами и друзьями. Мы советуем нашим Клиентам использовать какую-то эмоциональную награду за выполнение стратегических целей роста. Например, предложить «чемпионам» поездку за границу или устроить классную вечеринку-празднование.

Эмоциональное поощрение позволяет охватить большее число работников. Например, если ключевые сотрудники получат свое вознаграждение по результатам KPI, то в путешествие или на вечеринку можно взять линейных сотрудников, проведя отбор по заранее определенным критериям.

6. Внимание первого лица

Владельцу компании требуется постоянно демонстрировать необходимость и приоритетность задач развития для бизнеса. Если вы прекратите это делать, то через месяц-два сотрудники гарантированно забудут про стратегические цели и уйдут в операционку.

Можно устраивать ежемесячные выступления/эфиры руководителя, чтобы показать всем сотрудникам текущие результаты в достижении целей, поделиться успехами по выполнению стратегических проектов. Организация таких мероприятий напоминает сотрудникам о важности стратегии, дает возможность поблагодарить ключевых исполнителей и пристыдить отстающих.

Не стоит ждать окончания месяца, чтобы обсудить проекты развития. Можно это сделать, просто встретившись с сотрудником в коридоре или переговорке.

7. Точки контакта

Сформулированная и описанная в программном документе стратегия — это уже хорошо, но важно напоминать сотрудникам о стратегических целях бизнеса как можно чаще.

Например, можно распечатать стратегический плакат и повесить его в кабинетах и переговорках. Еще один вариант — писать в ленте Bitrix об успехах компании и напоминать о целях. Если вы установили финансовую цель, то можно ее показывать на экранах в холле, столовой и демонстрировать процент выполнения плана.

И самое главное: дисциплинированная реализация стратегии на порядок важнее точности в формулировке стратегии!

У нас есть видео, в котором мы рассказываем про 3 наиболее популярные ошибки и 5 основных этапов в подготовке и организации стратегической сессии. А также про 3 веры, которые должны появиться в результате проекта.

Гид по стратегической сессии

Если вы хотите заказать разработку и реализацию стратегии — свяжитесь с нами

Мы уточним ваши цели и задачи, подготовим план стратегической сессии и карту аналитик. Здесь подробно описано, как строится наша работа по разработке и реализации стратегии.

Мы провели не менее 200 стратегических сессий для 80+ клиентов, в 50+ разных сегментах рынка. Посмотрите наши кейсы по разработке и реализации стратегий развития бизнеса. Почитайте отзывы наших Клиентов.

Будем рады помочь развитию вашей компании!

Автор статьи: Максим Поклонский
Основатель стратегического акселератора План-С, архитектор и модератор стратегических сессий.
2
Начать дискуссию