Отдел коммуникаций для бизнеса — зачем нужен и как построить

До 2022 года основой продвижения бизнеса у многих была таргетированная реклама. Потом ситуация изменилась, и большинство оказались в трудном положении… Но не те, кто в свое время предусмотрительно инвестировал в бренд и PR.

Отдел коммуникаций для бизнеса — зачем нужен и как построить

Кому вообще нужен отдел коммуникаций, а кто и в 2024 году может обойтись без него, рассказали эксперты консалтинговой компаний «Точно.». Мы уже 9 лет помогаем предпринимателям достигать бизнес-целей с помощью маркетинга и PR.

Чем занимается отдел коммуникаций

Раньше в компаниях чаще было так: основной упор на рекламу, а пиар — по остаточному принципу. У большинства даже не было PR-специалистов. Дело в том, что таргетированная реклама отлично работала, стоила недорого и давала быстрый результат. Но в 2022 году всё изменилось: рекламные инструменты переставали работать один за другим, добывать входящие заявки стало сложно. Мягче всего этот кризис прошли те, кто не забывал о пиаре даже во времена расцвета таргета.

До 2022 самый большой маркетинговый бюджет в России вкладывался в таргет. Сейчас же компании начали заботиться о том, чтобы построить аудиторию вокруг своего бренда, вызвать интерес у этой аудитории. Теперь больше вкладывают в команду и репутацию, чем в простое сжигание рекламного трафика

Алексей Кривошеин, сооснователь «Точно.»

Рекламные инструменты прекращают работать и меняются. Пиар же работает всегда, что бы ни происходило в мире.

Сейчас пиар — это не просто «связи с общественностью» и управление репутацией. Работа с коммуникациями включает:

  • коммуникационную стратегию;
  • составление портрета аудитории бренда;
  • поиск точек касания с аудиторией;
  • разработку ToV для общения с аудиторией.

Иными словами, нужно понять — какая у бизнеса аудитория, где ее найти, как с ней говорить и что при этом делать.

Для всех задач уже не хватит одного PR-специалиста, нужен отдел коммуникаций.

Кому на самом деле нужен отдел коммуникаций

Заботиться о репутации нужно каждой компании. Но не всем для этого нужен отдел коммуникаций и даже отдельный pr-специалист.

Стоит ли конкретному бизнесу инвестировать деньги и время в PR, нужно решать ещё на старте работ. Ведь от начала выстраивания репутации до видимого результата пройдёт минимум год.

Кому нужен отдел коммуникации
Кому нужен отдел коммуникации

PR нужен тем, что хочет, чтобы клиенты выбирали его продукт из года в год. Нужно понимать, что работа с репутацией — процесс долгий. Ждать быстрого влияния на бизнес точно не стоит.

Отдел коммуникаций для бизнеса — зачем нужен и как построить

Как выстроить отдел коммуникаций

В зависимости от бизнеса, для работы над репутацией нужно разное количество людей. Минимум двое: один для создания контента, второй для дистрибуции и аналитики.

Прежде, чем начать работу над репутацией бренда, стоит разработать коммуникационную стратегию. Без неё будет непонятно, что транслировать потенциальным клиентам, где с ними взаимодействовать и как говорить на языке аудитории.

Разработать коммуникационную стратегию может маркетолог. Но есть большой риск, что она просто ляжет в стол, а в компании ничего не изменится. Лучше если коммуникационную стратегию будет разрабатывать тот же человек, который затем её внедрит. А ещё более эффективно — собрать команду из коммуникативного стратега, пиар-менеджера и эксперта от бизнеса, который знает компанию изнутри: саму аудиторию, как она говорит, где бывает и что её беспокоит. Такая команда быстрее попадёт в потребности потенциальных клиентов, чем отдельный маркетолог.

Работа над пиаром включает три больших блока:

  • Создание контента — то, что бренд будет транслировать. Материал должен быть понятен, полезен и интересен потенциальным клиентам.
  • Распространение контента — то, как аудитория бренда будет получать контент. Это публикации в СМИ, рассылки, собственное бренд-медиа и другие способы коммуникации с людьми.
  • Управление репутацией — отслеживание, как реагируют люди на контент, какие ассоциации вызывает бренд и что о нём думают потенциальные клиенты. А также адаптация бренда под потребности аудитории.

Для значимого результата потребуется не пара специалистов, а целая команда — отдел коммуникаций. Так разные люди и каналы будут работать в едином ключе и понимать, что нужно делать и каких целей достичь.

Кажется, что создание контента выглядит так: подсмотрел у конкурентов или придумал контент-план, написал статью или пост в соцсети, выложил и все читают. На самом деле, процесс сложнее:

  • найти темы, интересные аудитории;
  • написать материал на языке читателя, привлекающий внимание и решающий задачи аудитории;
  • проверить, чтобы контент отвечал потребностям аудитории.

За единицу контента обычно берут статью. Из неё можно создать более короткие форматы: карточки, анонсы и ресайзы для соцсетей. Получается, что из одной статьи можно сделать сразу несколько контентных продуктов.

Готовому контенту нужна дистрибуция — распространение, чтобы аудитория его увидела. Для этого нужно сделать минимум три шага:

  • подобрать площадки, которые читает аудитория бренда;
  • найти способ опубликовать материал на нужной площадке, например, связаться со СМИ или отраслевым изданием;
  • посмотреть, как аудитория отреагировала на материалы, и нужно ли в них что-то изменить.

Для успешной дистрибуции нужен целый отдел специалистов. Нанимать их в штат часто слишком дорого и бессмысленно, гораздо проще найти команду на аутсорсе.

Каналы распространения и команда под них зависит от типа бизнеса. Подобрать их правильно — задача пиар-специалиста и маркетолога. Когда команда готова, а стратегия разработана, начинается работа над репутацией. Теперь то, что говорят и думают люди о бренде, будет решать и контролировать компания. Репутация стала управляемой.

Пример структуры отдела коммуникаций
Пример структуры отдела коммуникаций

Слаженный отдел коммуникации — это системная работа над репутацией и гарантия того, что бренд будет транслировать один и тот же смысл на всех площадках. Если системы нет, SMM-специалист может создавать один посыл, PR-специалист другой, в итоге узнаваемость бренда расти не будет. Так как на каждой площадке дистрибуции он будет восприниматься как отдельный бренд, а не единое целое. Будто это трансляция позиций разных компаний, а не одной.

Как повысить эффективность PR

Мы уже говорили, что пиар — это работа в долгую. Все это понимают, но всё равно хочется более быстрого и заметного результата. Повысить эффективность пиара помогут три шага:

Точно передать информацию. Не стоит скрывать от PR-отдела данные о продукте, конкурентах, клиентах и другую информацию. Чем больше знают специалисты, тем успешнее они смогут помочь. Если отдел коммуникации узнает о недостатках продукта, они будут успешнее отрабатывать негатив в комментариях, делать упор на сильные стороны и укрепят репутацию бренда.

Создать отдел коммуникаций. Специалисты могут быть в штате или на аутсорсе. Это те люди, которые будут создавать контент, распространять его и анализировать поведение аудитории. Специалисты в штате будут стоить дороже, зато всегда на связи в соседнем кабинете. Команда на аутсорсе будет дешевле, при этом её квалификация и опыт могут быть выше. Но некоторые специалисты работают удалённо, что не мешает решать рабочие вопросы.

Разработать коммуникативную стратегию. Нужно определиться, для кого и как будет говорить компания. Лучше, если этим займётся не штатный маркетолог или фрилансер, а отдел коммуникации в связке с руководителем бизнеса.

Процесс разработки коммуникативной стратегии включает:

  • Аналитику — посмотреть успешные кейсы в этой же нише, взять интервью у экспертов компании, обсудив продукт, технологии и уникальные фишки.
  • Предложение спец.проектов — план мероприятий, реферальные программы, варианты наружной рекламы и т д.
  • Составить план работы — медиаплан или контент-план. Найти и утвердить темы и позиции, которые будет разрабатывать отдел коммуникаций.
  • Собрать штат — найти и подобрать тех, кто будет создавать контент.
  • Продумать дистрибуцию — каналы распространения контента, бюджеты.

Эффективность пиара также зависит от способа распространения контента. Есть два варианта:

  • Публиковаться только во внешних источниках — в СМИ, делать коллаборации, взаимодействовать с лидерами мнений и т. д.
  • Создать собственное бренд-медиа — публиковать материалы не только во внешних источников, но и в своём медиа, например в блоге на сайте или в собственном онлайн-журнале. Эти же материалы можно публиковать и в социальных сетях, просто с небольшими изменениями.

Собственное бренд-медиа дороже — нужно не просто производить контент, но и распространять его, то есть заниматься рекламой, а также дизайном. Но такой подход даёт больше свободы:

  • В собственном медиа можно общаться с аудиторией без лишних ограничений и в том стиле, который был задуман изначально.
  • С развитием медиа могут появиться рекламодатели с платным размещением.
  • Получится давать аудитории больше пользы, формировать доверие, обучать своему продукту.

Заниматься PR самостоятельно сложно — нужно много времени, сил и денег, если речь про собственный отдел. PR — это не то, что можно сделать один раз и получить результат. Им нужно заниматься постоянно. И это не может делать собственник — нужны люди, которые будут ответственны только за коммуникации.

Приходите на онлайн-экскурсию в отдел маркетинга «Точно». За 1 час с вами разберем:

🔹как выглядит структура отдела маркетинга, который точно работает (проверено на 400+ наших клиентах) ;

🔹как найти релевантного маркетолога и поставить ему задачу, чтобы был результат;

🔹разберем технологию, по которой работают эффективные маркетологи.

44
Начать дискуссию