В ноябре 2019 года мы взяли интервью у Юрия Дрогана, одного из основателей движения growth hacking на русскоязычном рынке. Из интервью мы сделали короткую выжимку, которой я делюсь с вами.Привет! Я — Юрий Дроган, евангелист Growth Hacking на русскоязычном рынке. Последние несколько лет занимаюсь внедрением growth-хакинга в больших и маленьких компаниях и хочу рассказать о том, что это такое и как применяется в отечественных реалиях. Будет кратко, полезно и с примерами.Юрий ДроганЧто такое Growth HackingМне люди говорят: «Ну, growth hacking — это ж про цвет кнопки». Я говорю: «Да нет, там есть варианты, там интересно…». Или: «Ну, Юр, growth hacking — это не для России. Growth hacking — это смекалка, а у нас, у русскоязычных, все с этим хорошо, и нам это не надо».На самом деле, сейчас growth hacking — это стройная методология, которая говорит, что единственный способ взломать рост — экспериментировать. Много-много-много экспериментировать. Принцип такой же, как в стартапах, вопрос только в количестве тестируемых гипотез. Airbnb тестирует 600–700 гипотез в неделю, Uber, Amazon — 1200. Сейчас за рубежом рост компаний определяется тем, сколько тестирует каждая из них. Это уже, по-моему, влияет даже на стоимость компании, потому что каждый CEO обязан в любой своей презентации сказать: «ДНК нашей компании — экспериментирование». Это очень-очень важно.Пока у нас маркетологи зациклены на рекламных кампаниях, на Западе появились growth-маркетологи, мыслящие экспериментами. Как внедрить growth-маркетинг в отечественных ИТ-компаниях и к чему это приведетНадо сфокусироваться не на создании продукта и сборе откликов, а на продаже: сначала продавать, потом пилить. Для этого должны произойти кардинальные изменения в головах, потому что у нас все любят пилить продукт. Если речь об айтишных историях, то, скорее всего, прорабатываются только два момента: привлечение и монетизация. Здесь тестируют гипотезы, а все остальное — гори оно огнем. Все уверены — если напишем в 10 раз больше строчек кода, то заработаем в 10 раз больше. Но это вообще никак не связано и, скорее всего, если вы перестанете писать код и сделаете свой продукт проще, то именно так увеличите прибыль. То, что у вас есть, можно продавать в 2–3 раза лучше, это точно. Но придется протестировать много гипотез.Юрий ДроганПриняли новый подход? Дальше нужно взглянуть на свой бэклог, посмотреть, сколько реально вы уделяете росту, и распределить связанные с ним задачи по этапам growth hacking воронки.Это достаточно просто — открываете свою канбан-доску и понеслась: это у нас — гипотеза привлечения, это — информирования, это — удержания. И тут вы осознаете, что с помощью маленьких экспериментов можно добиваться таких же результатов, как если без конца пилить продукт.Затем выделяете двоих сотрудников, так называемую команду роста — они будут тестировать гипотезы. Их может быть больше или меньше, по ситуации. В этот момент появляются люди, которые отвечают за то, чтобы вы росли. А не все сразу ответственные, от бухгалтера до уборщицы.Применим ли этот подход для офлайн-бизнесаЛегко! Летом мы запустили Growth Hacking команду в Челябинской столовой. Там теперь тестируют гипотезы и быстро растут. Гипотезы простые, но очень крутые. Например, надо увеличить продажу сока. В меню его 6 видов: 3 убираем, 3 оставляем. Ёмкость с самым дорогим (черничным, по-моему) постоянно держим наполовину пустой, а две других — полными. Продажи дорогого сока резко растут.Каждая гипотеза немного увеличивает конверсию, но в итоге наблюдается значительный рост продаж. Так выжимаете максимум из того продукта, который есть, с минимумом изменений. Вы не создаете новый продукт, а «вырезаете» части старого.Откуда брать гипотезыЧтобы выжать из проекта максимум, надо протестировать 1000–1500 гипотез. У вас есть выбор: много лет якобы что-то тестировать или за год сделать максимум.Количество гипотез на каждом уровне воронки ограничено, их 200–300. Применяются разные механики генерации гипотез, например, специальное jobs to be done интервью, в ходе которого вы задаете по специальному алгоритму порядка 30 вопросов клиенту и из этого генерируете гипотезы для рекламы. То же самое с привлечением. Есть способы генерировать заголовки, чтобы взламывать конверсию в лидмагнитах и на сайте в регистрацию. Есть механизмы генерации гипотез aha момента в продукте — UX тестирование, работа с аналитикой.Есть фреймворк формирования привычек (прочтите книгу «Покупатель на крючке»), который помогает генерировать гипотезы привыкания. Используя эти механики, вы получаете лучшие гипотезы, чем подсмотрев у конкурентов, или пытаясь угадать.Что почитать на тему Growth HackingРекомендую начать с книги основателя Growth Hacking Шона Эллиса «Hacking Growth».На русском языке она вышла под названием «Взрывной рост. Как современные быстрорастущие компании совершают успешный прорыв». Это американская книга, там больше о мотивации, нет конкретных механик, но она подойдет для старта.А ещё приглашаю на бесплатный онлайн саммит IT Sales and Marketing Summit 2020, который пройдет 11–13 февраля. 12 числа в 20.00 по Москве расскажу, как Growth Hacking становится драйвером кратного роста в IT компании — полезно будет и для представителей других сфер. До встречи!
Отличная выжимка. Всем рекомендую полное видео к просмотру!
Спасибо!
Тоже очень понравилась!
Что за ботов комментаторов нагнали выше, не понимаю. :)
Больше примеров гипотез, как их строить итп - вот это было бы полезно.
Эмм, а ты чего без кейсов пришел? :)))
Отличная статья!
Интересно будет послушать Юру на саммите