Почему стоит выбрать Южную и Юго-Восточную Азию для выхода на новые рынки

Всем привет!

Меня зовут Аня Авинская, три года назад я пришла в Garage Eight заниматься продвижением продукта в Малайзии. Сейчас я лид команды из 12 человек — вместе нам удалось не только в 9 раз увеличить показатели по этому региону, но и вывести продукт на рынок соседнего Сингапура.

В статье я расскажу:

  • Почему при выходе на международные рынки стоит обратить внимание на страны Юго-Восточной Азии;
  • Как выбрать страну для продвижения;
  • Чем отличается аудитория на этих рынках и что стоит учитывать при локализации продукта;
  • Откуда брать данные при подготовке к выходу на новые рынки;
  • В конце статьи поделюсь инсайтами, которые мы получили при продвижении собственного продукта.

Потенциал роста

Сразу обозначу: речь пойдет про крупные страны Юго-Восточной Азии — Таиланд, Малайзию, Индонезию, Вьетнам, Филиппины и Сингапур. А еще немного поговорим про Индию.

Почему я вообще рекомендую обращать внимание на Южную и Юго-Восточную Азию? Все просто: тут обитает 28% мировых пользователей интернета — почти треть всех юзеров!

А еще тут работают все те же рекламные платформы, что и в других странах, в отличие от Китая с его «великим фаерволом» и другими национальными особенностями интернета.

Посмотрим, почему у стран ЮВА большой потенциал роста рынка.

Население большое и продолжает увеличиваться

В Юго-Восточной Азии проживают более 600 млн человек: 280 млн в Индонезии, 115 млн — на Филиппинах, 98 млн — во Вьетнаме, 70 млн — в Тайланде, 33 млн — в Малайзии и 6 млн в Сингапуре. Да, Малайзия и Сингапур не могут похвастаться такими же огромными цифрами, как их соседи, но у этих стран есть другие особенности, которые делают их интересными для продвижения. Например, в Сингапуре очень платежеспособное население 🙂

Всех обогнала Индия, там проживает 1 425 775 850 человек — чуть больше, чем в Китае!

И эти цифры растут, притом довольно быстро. Если за последние 10 лет численность населения РФ выросла приблизительно на 2 млн (и то преимущественно за счет миграции), то население Индонезии за тот же промежуток времени увеличилось на 40 млн (!) человек! Тут логика довольно простая: чем больше в стране людей, тем больше потенциальный рынок.

Рост населения в Индонезии в течение последних 10 лет
Рост населения в России в течение последних 10 лет

Рост проникновения интернета

Сейчас уровень проникновения интернета в этих странах составляет приблизительно 72%. Проще говоря, 72% людей пользуются интернетом. В Индии этот показатель ниже — 46%.

Не пользуются интернетом около 192 млн в ЮВА, и почти миллиард — в Индии. Однако в течение ближайших 10-15 лет эти люди станут активными интернет-юзерами, а значит, им можно будет продавать ваши продукты. Довольно интересные цифры, если посмотреть на них с точки зрения потенциала, не так ли?

Население, не имеющее доступа в интернет

Рост экономики и доходов

Самая крупная страна региона — Индонезия. Посмотрите, как за последние 35 лет вырос ВВП на душу населения. Да, сейчас страны ЮВА, может, и не самые богатые (например, в Малайзии ВВП на душу населения примерно такой же, как и в России), но перспективы роста в течение ближайших 10 лет — просто отличные.

Рост экономики и доходов в Индонезии. ВВП на душу населения

Цифровая экономика растет еще быстрее

Цифровая экономика ЮВА растет в 2 раза быстрее, чем «обычная», и приближается к $200 млрд.

На картинке ниже — темпы роста в процентном отношении на протяжении нескольких последних лет. Как мы видим, во времена пандемии онлайн-экономика выросла на 38%. Виной всему локдауны и прочие «прелести» ковида, которые подтолкнули людей к активному использованию интернета и онлайн-продуктов.

Цифровая экономика ЮВА приближается к $200 млрд

Финтех — платежи, кредиты, инвестиции — заметно вырос и продолжает расти. Каждый второй пользователь, который сегодня пользуется финансовыми онлайн-продуктами, пришел в последние 2-3 года. Это подтверждает не только исследование Google, но и наш личный опыт.

Прогнозы по региону тоже благоприятные — обещают, что к 2025 году цифровая экономика вырастет еще на 20%.

Вот вам интересный график — данные о том, сколько средний пользователь интернета этих стран тратит на онлайн-покупки.

Рост экономики и доходов. ARPU, потребительские товары, ecommerce

Обратите внимание: показатель Сингапура значительно выше среднемирового. А вот Малайзия стоит рядом с Россией — показатели ВВП на душу населения у нас практически одинаковые, как и траты. Остальные страны немного отстают, но, как уже говорила, стоит рассматривать не только цифры здесь и сейчас, но и перспективы роста. А они довольно большие.

Вот еще одно интересное исследование — здесь показан процент интернет-пользователей, которые еженедельно покупают продукты из магазина онлайн.

Пользователи, которые еженедельно покупают продукты онлайн

Здесь уже немного другой расклад. Таиланд на первом месте — там почти половина всех интернет-пользователей заказывают продукты в интернете минимум раз в неделю. Для сравнения — в России сейчас это лишь 14%. Вот что стоит знать о том, насколько люди в этих регионах привыкли пользоваться интернетом и онлайн-сервисами.

Как выбрать регион для продвижения

Если вы располагаете серьезными бюджетами, советую выходить сразу в несколько регионов и анализировать, где лучше всего «зайдет» ваш продукт. Возможно, зайдет везде 🙂

Если средства ограничены, ориентируйтесь на следующие критерии:

  • население;
  • проникновение интернета и скорость роста — количество населения с доступом к интернету;
  • ВВП на душу населения и скорость роста;
  • развитость онлайн-платежей — их наличие, % жителей, которые ими пользуются;
  • зрелость рынка в вашей тематике и конкуренция.

Почти все эксперты сходятся во мнении, что наиболее оптимальный вариант в качестве первого региона — это Индия. Хотя бы по первому критерию, все-таки полтора миллиарда населения — это не шутки.

Не хочу быть голословной, поэтому предлагаю сравнить несколько стран — Индию, Индонезию, Филиппины и Малайзию — по критериям выше.

По численности населения Индия на первом месте. Зная уровень проникновения интернета, мы можем без труда вычислить количество человек, у которых есть доступ в сеть. И тут Индия обошла своих соперниц — в стране 806 млн интернет-пользователей!

А вот показатель ВВП на душу населения самый высокий у Малайзии, Индия по этому критерию занимает не самое почетное последнее место.

Посмотрим, насколько в этих странах развиты онлайн-платежи.

Вот так дела обстоят в Малайзии:

А вот так — в Индонезии:

Для исследования я взяла данные из отчета ежегодного HootSuite / We are Social. Вообще при выходе на новые рынки я рекомендую уделить особенное внимание вопросу платежей. Например, в странах ЮВА в ходу электронные кошельки, чего не скажешь о России, где все привыкли расплачиваться картами. Следите, чтобы при запуске продукта в новом регионе вашей аудитории были доступны привычные способы оплаты. Как только в странах присутствия мы внедряем какой-то местный сервис онлайн-платежей, конверсия в оплату приятно увеличивается.

Имея на руках цифры выше, можно прямо на коленке посчитать приблизительный размер рынка онлайн-продуктов в каждой стране.

Сравним топовые страны:

На первом месте — Индия. На втором — Индонезия, на третье вырывается Малайзия со своим платежеспособным населением, Филиппинам достается четвёртое место. Примерно в похожей последовательности наша компания и выходила на эти рынки.

Специфика аудитории

При выходе на рынок Южной и Юго-Восточной Азии нужно учитывать не только тот факт, что этот регион в социокультурном плане значительно отличается от РФ или, например, Европы. Важный нюанс: страны этого региона довольно сильно отличаются друг от друга. Они действительно очень разные. Пройдемся по ключевым различиям.

Национальный состав и религия

Страны ЮВА могут быть довольно неоднородны по этническому составу и, соответственно, религиозным взглядам населения. Например, в Малайзии около 60% населения составляют малайцы-мусульмане, а примерно 30% — китайцы. Соответственно, при продвижении в этом регионе (в частности, при разработке рекламных креативов — никаких девушек в бикини), стоит учитывать этот момент и придерживаться определенных норм. Это же относится и к коммуникации с клиентами.

Креативы тоже локализуйте. Используете людей, значит, в 100% случаев это должны быть местные модели. Вот несколько примеров:

Остерегайтесь использовать слишком прогрессивные идеи в креативах на традиционалистских рынках.

Работайте с локальными инфоповодами. Во многих мусульманских странах важным инфоповодом является Рамадан. Он не настолько религиозный, как может показаться на первый взгляд. Скидки и распродажи на Рамадан довольно хорошо работают. В общем, как и рождественские акции в странах Европы.

Еще один замечательный инфоповод — китайский Новый год. Цвет настроения — красный, поэтому все креативы делаем в красном. Важный инфоповод в той же Малайзии, где треть населения составляют китайцы

Языки

В большинство стран ЮВА — Индию, Малайзию, Филиппины и Сингапур — вы можете смело идти с английским языком. Раньше они были колониями Британии, поэтому большая часть населения прекрасно понимает английский.

Ну и небольшой спойлер: в некоторые страны Африки (Нигерию, ЮАР) и Пакистан — тоже.

Но есть исключение. Индонезия не была колонией Британии, там «рулили» Нидерланды, но голландский так и не прижился. Поэтому в Индонезию — только с местным языком. Локализуйте продукты на индонезийский, нанимайте локальных сотрудников или переводчиков.

Уровень урбанизации и покупательский опыт

В большинстве стран юго-восточной Азии произошла такая недавняя урбанизация. Как правило, наши клиенты — это жители городов, но только в первом поколении.

Просто сравните. На этом графике — темпы урбанизации в России:

А здесь — темпы урбанизации в Индонезии:

Обратите внимание: у нас за эти 10 лет почти ничего не поменялось. 74% людей как жили в городах, так и живут. В Индонезии за это время уровень урбанизации вырос с 50% до 57% — довольно серьезно с учетом численности населения. Многие жители городов переехали туда не так уж давно.

На что это указывает? В первую очередь, на скромный потребительский опыт, интерес к различным акциям и рекламным активностям. Как правило, люди готовы участвовать в опросах и интервью, а еще они хорошо кликают на рекламу.

Кстати, вот вам лайфхак. Всегда открывайтесь в самом крупном городе, в какую бы страну вы ни заходили. Например, в Малайзии 50% наших клиентов — это Куала-Лумпур и «область».

На лендингах хорошо работает все то, что у нас уже потеряло актуальность:

  • подарки за регистрацию;
  • таймер обратного отсчета;
  • упоминание денег в теме вебинара;
  • сертификат за участие;
  • осталось Х мест;
  • громкие эмоциональные призывы к действию.

То, что у нас уже «вышло из моды», здесь хорошо заходит аудитории. Особенно эмоциональные призывы к действию. Вообще для многих индийцев, если в конце фразы не стоит несколько восклицательных знаков, то ее как бы и нет. Все живут на эмоциях 🙂

Кстати, могу посоветовать отличную книгу под названием «Карта культурных различий». Там вы почерпнете много полезной информации о взаимодействии с представителями разных культур и сможете учитывать это при взаимодействии с локальными партнерами.

Что лично я узнала из этой книги применительно к странам ЮВА:

  • Избегаем прямой критики и потери лица (кстати, для Китая это тоже актуально).
  • Учитываем более «гибкое» отношение ко времени и дедлайнам.
  • Большой упор на отношения между людьми.
  • Крупные решения зависят от одного человека.

Как мы продвигались в странах ЮВА

Дальше поделюсь инсайтами, которые мы получили при продвижении своего продукта в странах Юго-Восточной Азии.

Сайт и приложение

Далеко не у всех жителей региона есть компьютер, поэтому смартфон — основное средство доступа в интернет. Рекомендую не только обзавестись мобильным приложением, но и оптимизировать под мобильный формат лендинги и прочие веб-ресурсы.

Если не знаете, на какую платформу ориентироваться, ориентируйтесь на Android, в среднем по региону цифры у iOS не слишком высокие. Мы на рынке уже 11 лет, а iOS приложение сделали только год назад, в целях расширения рынка. До этого прекрасно жили без него.

Каналы привлечения

Для нас основной канал привлечения — это Google. Там мы запускаем Universal App Campaigns, автоматические рекламные кампании на установки мобильного приложения.

Также используем Facebook, локальные сети, сотрудничаем с локальными партнерами, организовываем реферальные программы среди клиентов.

А еще мы активно взаимодействуем с местными инфлюенсерами. Наш инфлюенс, как правило, направлен не на продажи, а на знание бренда. После кампании с крупным локальным блогером заметно повышается органический трафик. Также позитивно на знание бренда и органику влияют охватные брендовые кампании, например, в YouTube.

Вообще рынок инфлюенса в регионе быстро развивается, к тому же инфлюенс недорогой и хорошо работает во всех регионах ЮВА. В коллективистских сообществах люди в принципе ориентируются на лидеров мнений, поэтому мнения блогеров довольно сильно влияют на покупки.

Культурные сложности и работа с локальными контрагентами

Поговорим о том, с какими подводными камнями можно столкнуться при выходе на рынок ЮВА.

Поиск местных сотрудников и налаживание связей

Книги о культурных особенностях и наработка собственного опыта помогут понять стиль работы локальных специалистов и построить крепкие взаимоотношения с партнерами.

Уровень локализации продукта

О локализации я уже говорила выше, но подчеркну: следуйте принятым в стране нормам, на креативах используйте местных жителей. Использование европейцев возможно, но, как правило, для каких-то премиальных дорогих продуктов, чтобы подчеркнуть стоимость и элитарность. Локализуйте платежи — используйте привычные для страны способы оплаты, это влияет на конверсию.

Где брать данные для исследований

Без данных исследований начинать выход в регион — пустая трата времени. Где берем данные мы:

  • Statista. Крупнейший статистический портал. Есть платный и бесплатный аккаунты с различным уровнем доступа.
  • World Bank Open Data. Много статистической информации по соцдему и уровню бедности в странах мира.
  • Официальные сервисы статистики для стран, в которые вы собираетесь заходит. Например, филиппинский департамент статистики размещает информацию тут.
  • Slideshare. Сервис LinkedIn, где можно найти актуальные презентации от агентств и энтузиастов.
  • Datareportal. Лучшие, на мой взгляд, отчеты по диджитал среде от Hootsuite. Обновляются каждые полгода, поэтому информация всегда актуальна.

А еще мы активно пользуемся экспертным анализом. Это не так сложно, как может показаться. Найдите в LinkedIn людей, которые работают в схожей с вами сфере, и за гонорар договоритесь на интервью. По нашему опыту, с 5-10 интервью вы получите больше информации, чем сами могли бы собрать за целый год. Вот такой простой и очень человеческий способ.

Если у вас возникли вопросы о продвижении в странах ЮВА — задавайте их в комментариях, буду рада пообщаться!

0
4 комментария
Елизавета Белова

Можно сказать, что исследование провели свое)) Круто, спасибо!

Особенно зацепила история с тем, что у них на лендингах заходят все наши устаревающие лидмагниты и приколы. Хороший способ переиспользовать это все))

Ответить
Развернуть ветку
Anna Avinskaya

Привет, рада, что статья понравилась)

Ответить
Развернуть ветку
Света Кузнецова

Обложка вашей статьи вызвала желание отправиться в отпуск....

Ответить
Развернуть ветку
Anna Avinskaya

))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда