Все начинается с look a like алгоритма, хорошо известного всем, кто работает в диджитал-коммуникациях. Руководствуясь этим алгоритмом, на основании данных, накопленных по клиентскому контексту (что смотрел и куда ходил), легко выделить отдельные клиентские группы, которые ведут себя примерно одинаково. Если мы нашли такую группу и один из группы купил, а другие нет, то не купивших мы «догоняем» по тем же схемам, теми же сделкам и продуктам, предполагая, что раз они демонстрируют похожее поведение, значит наша схема, наш алгоритм, чуть позже сработает и на них тоже.
Олег, спасибо за содержательный материал.
Надеюсь, чаще читать здесь публикации от PSYCHEA.
Алексей, спасибо! Сделаем)
Олег, расскажите подробнее, какие поведенческие модели вы используете в работе?
Какие то базовые шкалы пятифакторную, может Келли? Я пробовал несколько подходов к поведенческим моделям и классификациям, но все сводиться к вероятностным моделям "наступления" события в поведении людей выделенных в класс. Массивы данных кластеризируются в определенные, довольно стабильные паттерны поведения, но разве их создают не по большей части средовые факторы, ситуация в которую попал человек и уже на втором месте какие то его особенности, которые с течением времени жизни в определенных условиях вообще можно вынести за скобки?
Как быть с "хмурым"? Вот подсел человек на наркотики, его поведение резко поменялось, а он все тот же, ситуация ругая и что с этим делать.
Прибавить к парадигме JTBD стрелу времени и вот уже нет никакого человека, только мозг скачущий к решениям на основе средовых факторов через свою жизнь. Может к черту этого "человека", может лучше работать с "интерфейсом", охватить все операции в кремниевом мозге компьютера, вместо взаимодействия с ним исходя из базовых принципов - утопия. Или у вас есть подход?
Мы в финтехе все равно никого не пустим на кухню, вот и возимся сами.
Виктор, добрый день!
Мы стараемся не использовать опросники (как обычно комментарии к опросникам следующие - недостаточный объем рефлексии себя, нехватка мотивации, слишком лингвистический, а не формальный подход к описанию поведения, прямая ложь и тп), а опираемся непосредственно на фиксацию поведения и его интерпретацию.Для этого мы разработали собственную синтетическую модель. Кратко ее суть в том, что мы свели воедино поведенческую феноменологию и обширный перечень психологических конструктов, которые используются в описании личности. При этом мы не очень верим в эти конструкты, хоть и обращаемся к ним, чтобы разговаривать с учеными и практиками на этом языке, но интерпретируем эти конструкты скорее алгоритмически и математически. Например, такие ценностно-смысловые направленности или ценностные ориентации как: контроль, традиции и тп мы описываем как сокращение количества степеней свобод, которые демонстрирует наблюдаемый, будь то его поведенческие ивенты или набор в его потребительской корзине.
По взаимодействию среды и персоналии вы абсолютно правы и в этом и стояла наша задача - мы искали единые шкалы, которые не будут интерпретировать человека отдельно, но смогут быть использованы и для совместного описания, то есть описания персонально-средового взаимодействия. И в принципе, если смотреть глубоко, мы не используем в своей работе понятия психотипов и тп. Мы ориентируемся на функциональные состояния, которые могут быть краткосрочными и долгосрочными, на специфики протекания когнитивных процессов, которые тоже описываем больше в физических терминах, на сценарный анализ поведения, опять же таки отталкиваясь от феноменологии. И если человек подсаживается на что-то, то разумеется вектор и широта доступных ему состояний или состояний, которые он будет демонстрировать сильно изменится.
По поводу JTBD - помимо задач существует еще и стиль решения задачи, и именно тут и выплывают сценарии, функциональные состояния, эргономические требования к интерфейсу (сценарные, графические, текстовые и др данные). То есть мозг, который скачет по средовым факторам при этом обладает собственными спецификами и особенностями регуляции процессов, что и задает тон скачков и сценариев и диапазон отреагирования. По хорошему мы не рассматриваем человека, как человека со всем его биологическим разнообразием. Мы исследуем и регулируем его модель. А внутри модели есть строгие логики ее построения и анализа)) То есть подход у нас есть и он хорошо работает на самых разных данных - от текстов и клавиатурного почерка, до потребительской корзины, графа интересов и поведения в физическом пространстве. Основной вопрос свести вполне строгую математику и психологию. У нас это решено)
Кстати зря вы никого не пускаете на кухню, так как мы уже 8 лет ходим по финтеху и давно могли бы сделать очень многое, но кухня закрыта а внутренних компетенций по прикладной когнитивистике и анализу поведения в финтехе практически нет. Так же как у нас не может быть вашей экспертизы в финтехе. Мне кажется здесь вопрос создания реальных лабораторий для R&D и разработки. При этом есть еще дефицит кадров в нашей области и часть попыток от крупнейших банков не очень состоятельны, особенно, когда идут на имена компаний и персон, а не на компетенции.
Может сделаем что-то вместе?)