Как мы развиваем наше приложение-аудиогид, потратив всего 200 рублей, но охватив 400 тысяч человек

Невозможно постоянно заходить в СМИ с однотипными новостями и успехами в развитии проекта. Мы решили исправить это: соединили хайповые сервисы, тренды с туризмом и получили 117 установок приложения за 7 дней. В этой статье мы расскажем о том, как мы пришли к идее, реализовали её и продвинули аудиогид за пределами нашей области.

Всем привет! Мы - Влад Бородин, Богдан Волгженинов и Катя Солонченко, сотрудники организации со страшным названием АНО УК ТРК СО, или Управляющая компания туркластерами Свердловской области (когда же мы поменяем его?). Мы — фанаты региона и Уральских гор. Наша миссия — создать благоприятные условия и первичную инфраструктуру в туристических магнитах региона. Одним из наших направлений стало продвижение территорий с помощью приложения-аудиогида Welcome to Ural.

Помните тот момент, когда впервые услышали голос аудиогида, который звучал так же естественно, как будто ваш лучший друг рассказывает истории? Это было нечто новое и захватывающее. Именно такие эмоции мы хотели вызвать у юзеров нашего приложения-аудиогида Welcome to Ural, только с использованием голосов героев из популярных игр. Но как донести эту бредовую идею до масс?

В 2022 году наша компания при софинансировании от Ростуризма выпустила приложение-аудиогид, которое рассказывает о достопримечательностях туркластеров «Гора Белая», «Большая Сысерть» и в целом Свердловской области. С его помощью туристы-одиночки превращают поездки по Уралу в информативное и познавательное путешествие. Сейчас в приложение загружены 30 маршрутов и более 100 знаковых мест в окрестностях поселка Висим, Сысерти, Невьянска и других малых городов.

Совсем недавно мы дополнили наше приложение — озвучили достопримечательности Сысерти и посёлка Висим с помощью синтезированных голосов компьютерных героев из известных компьютерных игр из телеграм-бота Silero TTS, и решили рассказать о нем в соцсетях и СМИ.

Как мы развиваем наше приложение-аудиогид, потратив всего 200 рублей, но охватив 400 тысяч человек

Что такое Silero TTS — это бот в Telegram, который озвучивает текст, используя голоса знаменитых персонажей из таких популярных игр, как Dota 2, League of Legends, Warcraft, Starcraft, Half-Life 2 и других.

Создаем мистическую и фентезийную атмосферу с помощью Артаса и Gman’а

Тяжелые времена требуют отчаянных мер. В последний месяц лета появился вопрос: как наполнить наше приложение, если нет бюджета? Собирать информацию из проверенных источников, нанимать краеведов, арендовать студию и диктора, сводить аудио и перезаписывать — все это стоит серьезных денег. Как быть в такой ситуации? Ответ пришел внезапно во время сбора багов в нашем приложении, разговоров об играх и пересылок мемасиков из бота Silero, который синтезирует голоса компьютерных героев. Так, у нас родилась идея прикоснуться с новой аудиторией, которая привыкла сидеть перед экранами телефонов и компьютеров.

Мы купили премиум-аккаунт всего за 200 рублей на 5 дней, чтобы открыть все голоса героев из популярных компьютерных игр, которые близки каждому гику. Предстояло устроить свой кастинг звезд и выбрать будущее звезду нашего приложения-аудиогида Welcome to Ural.

Итак, наш выбор пал на Half-Life, Ведьмака, Skyrim и WarCraft 3. Эти игры наиболее популярны в течение долгого времени, а некоторые из них продолжают интриговать геймеров даже спустя более 10 лет после выпуска. Из каждой игры мы взяли по 1-2 персонажа: G-man, Ведьмак, Артас, Дельфина, Кодлак Серая грива и другие.

Как мы развиваем наше приложение-аудиогид, потратив всего 200 рублей, но охватив 400 тысяч человек

С какими сложностями мы столкнулись?

  • Прежде всего это адаптация уже готовых материалов под технические требования нашего приложения-аудиогида. Ему нельзя скормить огромное полотно текста. Максимальное ограничение материала составляет 3 тысячи знаков. Значит, нужно сокращать наработки местных краеведов, убирать малозначительные факты, а другие истории, наоборот, расширять, докручивать вместе с краеведами, чтобы будущий пользователь захотел продолжить путешествие, создать свой сценарий путешествия уже по другим туристическим локациям совместно с нашим аудиогидом.

  • Другой сложностью стали проблемы с ударениями. В Свердловской области исторически проживают десятки народностей, каждая из которых оставила свой фонетический след. Так, имеются десятки топонимов правильное произношение которых не всегда очевидно для непосвященного человека. Встречаются и диалектизмы, которые также распространены только в нашем регионе. К примеру, ударение в названии города Сысерть бот не смог распознать. Приходилось десятки раз прослушивать аудиотрек, проставлять вручную ударения и начинать все по-новому, чтобы на выходе получилась реалистичная озвучка.

  • Технические ограничения самого бота. К прошлой проблеме добавилась новая — бот озвучивает до 500 знаков за раз. Все краеведческие статьи разбивались на несколько постов, результат озвучки которых также приходилось постоянно прослушивать.

По итогу один небольшой текст на 3 тысячи знаков раскладывался на небольшие составляющие. Каждая из них прогонялась через бот десятки раз. На промежуточном этапе у нас получились огромное количество обрезков от полноценной аудиодорожки. В дальнейшем мы их соединяли в одно целое, расставляли паузы и замедляли произношения в местах, где компьютерные герои начинали быстро говорить.

В итоге, когда мы подошли к технической части разработки аудиодорожек, объем работ по сведению и обработке оказался выше, чем мы ожидали изначально - с пары часов до примерно пяти (на самом деле я не помню, сколько точно, так как Влад ленился и писал эту статью целую вечность). Кстати, нами использовались исключительно freeware-программы, что отлично ложится в концепции «Мы делали это ради мемов»

Начальник отдела продвижения

Другой фишкой обновления стало размещение пасхалок из мира массовой культуры на известные шутки, фразы из фильмов и сериалов. Так, герой G-man игры Half-Life начал свое повествование со слов из сказки про "паровозик, который смог" из комедии "Майор Пейн", игровой Ведьмак со своим брутальным голосом озвучил готовящийся туристический маршрут по экотропе в селе Щелкун, находящийся на юге Сысертского городского округа в Свердловской области. Там он делает отсылку на своего верного спутника в играх и сериале — лошадь Плотву.

Как мы развиваем наше приложение-аудиогид, потратив всего 200 рублей, но охватив 400 тысяч человек

Мы решили “зацепить” глаз потенциальной аудитории все теми же персонажами, голоса которых использовались в озвучке. Они не просто узнаваемы внешне: ты смотришь на Артаса и G-man, расположившихся на обложке визуальных материалов к аудиогиду, а их коронные фразы уже невольно возникают в голове. Сразу интересно - каковы они в роли рассказчиков и проводников по Уралу.

Вполне возможно, в дальнейшем мы внедрим в дизайн интерфейса больше отсылок к этим персонажам и их игровым вселенным. Будет неожиданно и приятно встретить знакомые артефакты в контуре карты маршрута до Абрамовского разреза или на обложке знакового места

Дизайнер УК туркластерами Свердловской области

СМИ как мегафон инноваций

СМИ всегда были мостом между технологиями и общественностью. Наш первый шаг – публикации в прессе. Представьте: люди за завтраком читают статью о том, как нейросетевая озвучка меняет представление об аудиогиде. Мы поделились нашим видением, рассказали о техническом решении и потенциальных возможностях. Результат? Утренний кофе уже не казался таким обыденным.

Так о нашей работе написали федеральное информационное агентство Ura.ru (тык), лайфстайл-медиа Momenty, Комсомольская Правда, Европейско-Азиатские новости и еще с десяток изданий поменьше.

Трансляция в медиа

В эпоху цифровых технологий новости распространяются со скоростью света благодаря, в том числе, и телеграм-каналам. Один пост может достичь тысяч глаз за считанные минуты. Мы использовали этот ресурс для оперативного информирования подписчиков о запуске нашего приложения-аудиогида с нейросетевой озвучкой.

Некоторые из админов телеграм-каналов и СМИ переосмыслили новость и создавали уже свои собственные креативные картинки с персонажами из игр. Например, популярный городской телеграм-канал Свет Екатеринбург добавил поджидающего путника Артаса на уральской локации. Другие владельцы площадок в постах указывали ссылки на скачивание нашего приложения в Play Market и App Store. Такую публикацию мы получили, например, все в том же канале Свет Екатеринбург.

Как мы развиваем наше приложение-аудиогид, потратив всего 200 рублей, но охватив 400 тысяч человек

Какая эффективность инфоповода?

Мы не тратим средства на рекламу приложения, не используем таргетированное и контекстное продвижение. Основными инструментами являются наши собственные социальные сети и сотрудничество с партнерскими площадками. Обычно наши посты приносят всего лишь 4-5 загрузок приложения после публикации. Однако в последний раз, благодаря кампании, количество загрузок аудиогида на Android и iOS достигло 117 за неделю, при этом общие затраты на реализацию данной идеи составили 200 рублей.

Мы получили дополнительное внимание, когда сотрудничали с разработчиками телеграм-бота Silero TTS. Нами высказана предложение разместить короткое видео, рассказывающее о нашем приложении и его новой звуковой дорожке, которая восстанавливает атмосферу старинной узкоколейной дороги Висимской. Главным героем озвучки стал персонаж G-man из игры Half-Life. Пост с этим роликом в их телеграм-канале набрал около 450 тысяч просмотров.

Если обратиться к другим количественным показателям продвижения, то CPT (цена за тысячу контактов) составила 44 копейки. В то же время CPL (стоимости лида) составила 1,7 рублей.

Парочка коротких выводов

  • Нет инфоповодов — пробуйте коллабиться с более крупными проектами, которые открыты для новых идей и форматов. В худшем случае, можно получить только отказ;
  • Так как мы делали все это ради мемов, то не рассчитывали, что об этом напишет больше, чем обычно, и не готовились к полноценной; промокампании с посевами, проработкой тематических СМИ из сфер туризма и гейминга. Реальность оказалась куда более позитивной, но продвижение можно было бы усилить;
  • Заложить дополнительные финансовые ресурсы для размещения в тематических пабликах и запуск таргета;
  • Надо было подготовить пару статей для игровых СМИ, чтобы прикоснуться к новой аудитории на их «родных» площадках.

Ах, да, мы знаем, что в отношении использования голосов актеров с помощью нейросетей идут большие споры, целые жаркие баталии, однако наше приложение абсолютно бесплатное и создано для развлечения и просвещения местных жителей и гостей Свердловской области. Поэтому мы ни на ком не наживаемся, если кто-то переживал за это.

19
26 комментариев

какие голоса будут для аудитории взрослых подростков? тех, кому 40+?

1
Ответить

Интересный вопрос. Мы подумываем иногда найти голоса из квейка или что-нибудь такое. В шутку озвучиваем, что нужен голос Иосифа Кобзона.

Ответить

Кто все эти люди? )))

Ок, в half life я играл. Но помнить голос этого вот G-Man'а — это для меня слишком ;) Тем более, сколько лет-то прошло с релиза даже второй части, не говоря уже о первой (кстати там он молчал, если мне не изменяет склероз).

Идея прикольная, но выбор персонажей, простите, странный. Хотя, на мой возраст вы не расчитывали, наверное ;)

1
Ответить

Больше, конечно, должны были зацепить названия игр сами по себе, а персонажи — дополнительная информация)

1
Ответить

Интересный подход. Не уверен, что подействует на все сегменты аудитории, особенно если сегментировать по возрасту. Идея классная. Вам успехов!

1
Ответить

да, идея очень на узкую аудиторию, которую еще надо постараться вытащить из игрового кресла. Это вариант на короткую дистанцию.

Ответить

Мне фраза непонятна. Фанаты Уральских гор — принимается. А под домом вы что понимаете?

И да, навигация краской на асфальте в Екатеринбурге прикольная )

Ответить