{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нужно ли показывать инклюзию в кино и мультфильмах

Фильмы с социальной значимостью — это не только про слова или картинку. Они помогают решать острые социальные проблемы и менять к ним отношение.

Блогер Юрий Дудь снял фильм про ВИЧ, который за несколько дней посмотрели миллионы людей, которые, в свою очередь, потом купили тесты на определение статуса, а чиновники (хочется верить) задумались об изменениях. В обществе есть очевидный тренд и запрос на подобный контент, и он не только про документальное кино.

Кажется, что подобные темы сложны в раскрутке: например, кто хотел бы смотреть фильм или мультфильм про людей с инвалидностью? Инклюзия кажется сложной темой. Но прокаты показывают, что это заблуждение. Например, недавно прошла громкая премьера «Особенных», где герои – с аутизмом. Из прошлых известных фильмов вспоминаются «Неприкасаемые» (другой перевод названия - «1+1»), собравший почти полмиллиона долларов и вызвавший бурные обсуждения, и «А в душе я танцую», сборы которого ¾ почти 1 300 000 долларов.

Это касается и российских фильмов. Например, «Со дна вершины», который вышел в 2017 году, про спортсмена-горнолыжника, получившего травму на тренировке и из-за этого ставшего инвалидом. Подростковый «КостяНика» - о дружбе и влюбленности парня в девочку-колясочницу. «Лед», премьера которого была в 2018 году. Нашумевшие «Временные трудности», которые вызвали большой резонанс и среди людей с инвалидностью.

Несмотря на сложную тему, эти фильмы оказались успешными, что подтверждает статистика сборов. Так, у «Льда» они составили 26 миллионов долларов. «Со дна вершины» - больше полумиллиона долларов. «КостяНика» - больше ста тысяч долларов.

И этот тренд продолжается: появляются игроки отрасли, которые готовы говорить об инклюзии не разово, а системно. Например, создавая целые мультипликационные сериалы. Так, совсем недавно был анонсирован запуск первой в России творческой студии Diversity Studio, которая сфокусируется на социальной проблематике, в том числе вопросах толерантности и инклюзии. Студия базируется в Технопарке Союзмультфильма и ее первым проектом станет сериал «Волк наоборот», в котором есть герой на коляске. Основатели студии - продюсер и автор идеи Евгений Поташник и режиссер анимации Ирина Эльшанская – говорят, что их проект – мультикультурный, в нем разнообразие представлено максимально полно, а персонаж на коляске не выделяется среди остальных, это просто одна из траекторий сюжета. – «Своим подходом мы хотим способствовать тому, чтобы появились дети, воспринимающие идею равных прав и возможностей человека с инвалидностью как должное, как естественное проявление разнообразия жизни. Именно поэтому наш герой не вызывает большего или меньшего сочувствия – зритель ему сопереживает ровно так же, как остальным. В этом основная идея и замысел смены культурной парадигмы, которая повлечет за собой глобальные общественные изменения в перспективе 5–10 лет».

Мультфильм «Волк наоборот» - про принятие разнообразия: в нем козленок использует жестовый язык, играет на флейте, передвигается на инвалидной коляске и дружит с волком, а волк – вегетарианец, композитор и вообще, персонаж с тонкой душевной организацией. Всего в мультсериале планируют выпустить 24 эпизода. Показывать их будут по детскому телевидению и в онлайн-кинотеатрах, а к озвучанию привлечены Чулпан Хаматова, Антон Комолов и Константин Хабенский. На предложение исполнить песню в мультфильме откликнулся Владимир Кристовский, солист группы Uma2Rman. Важно, что у проекта есть не только творческая часть, но и серьезная профессиональная экспертиза – к созданию сценария привлечены сотрудники Центра лечебной педагогики «Особое детство».

Опыт показывает, что законодательные требования не решают вопроса с созданием атмосферы безусловного принятия и равенства для людей с инвалидностью, в то время как художественные проекты, особенно ориентированные на детскую аудиторию, создают новые ценностные парадигмы восприятия особенностей и различий, способствуют усвоению идей инклюзии с детских лет. При таком подходе для того чтобы социализировать человека с инвалидностью, не нужно ничего, ведь он с детства находится в привычной принимающей среде, которая не выделяет его и его особенности и относится к ним как к данности.

Евгений Поташник, Продюсер и автор идеи мультсериала

Обоснованность задач и планов Diversity Studio выглядит реалистично и находит подтверждение: востребованность темы в анимации и ее актуальность можно увидеть на примере разных проектов. Среди зарубежных короткометражных мультфильмов об инклюзии можно назвать немецкий «Подарок» (2014), собравший 50 наград различных фестивалей; британский «Макрополис» (2012); трогательную французскую анимацию «Кастрюлька Анатоля» (2014); испанские «Струны» (2013) и российский мультфильм в стихах – «Про Диму» (2016).

По результатам опроса ВЦИОМ, мультфильмы в России смотрят и взрослые тоже: это 75% граждан от 18 лет и старше. И рынок показывает тенденцию к росту: по данным Союзмультфильма, за 2018 год было произведено около 4,5 тысячи минут (75 часов) анимации, в 2017 году – около 4 тысяч минут (66,5 часов). Для сравнения – в 2011 году российские компании производили меньше 3000 минут (50 часов) анимационного контента. То есть общее время мультфильмов за 7 лет выросло примерно в 1,5 раза.

А кассовые сборы мультфильмов иногда превышают сборы взрослого кино. Например, «Холодное сердце-2» (2019) стал самым кассовым анимационным фильмом на сегодняшний день: общая мировая выручка составила более 1,3 млрд долларов. Доходы «Союзмультфильма» с 2016 по 2018 год выросли более чем в два раза: с 85 млн до примерно 194 млн рублей. Также прибыль создателям анимации приносит мерчендайзинг – выпуск различной продукции с героями мультфильмов. Это могут быть игрушки, одежда, канцелярские товары, продукты питания и т.д.

И видится, что контент на тему инклюзии вполне может занять свою нишу в этом сегменте. Координатор благотворительного движения « #Яплюсую» Ольга Андреева считает мультфильмы и кино действенными способами подачи этой информации: «Если ребенок увидит в мультике персонажа на коляске, он наверняка спросит у взрослого, почему так произошло и что это такое. И если взрослый расскажет подробно и доходчиво, то ребенок не станет бояться или смеяться. Потому что человек с инвалидностью перестанет быть страшным или смешным – он будет точно таким же».

Тем более что аудиторией таких мультфильмов станут не только люди с инвалидностью – а таких в нашей стране почти 12 миллионов, и это только те, у кого официально признаны ограничения по здоровью – но и их родственники и друзья. Прибавим сюда еще знакомых в социальных сетях, обычных людей, которые откликаются на проблематику (а их все больше – по данным, GFK, значимость ценности «равенство» выросла у поколения Z на 10 пунктов с 2014 года), и получим в разы больше зрителей. Стоит ли упускать такую часть потенциальных любителей анимации? Вряд ли. Запрос на поднятие и честное освещение таких тем в России однозначно есть.

0
4 комментария
eugeniya chistova

Очевидно, что без смены ментальных установок само общество не прозреет и не станет внезапно disabled friendly. А призывы SOS,помогите спасите работают очень ситуативно. Индустрия кино действительно может многое менять, здесь прямо плюсую

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Gorshenin

отличный обзор!

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Анхеева

Будем ждать премьеры!
очень рада за цлп, надеюсь, что в мультсериале будет отсылка к ним с просьбой поддержать работу таких важных и нужных организациях

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шамраева

Спасибо за материал. круто, что появляется что-то полезное на тему инклюзии. При этом важно конечно, чтобы показушности было поменьше - в этом смысле не самым лучшим примером для меня был сериал Толя робот. И наоборот - очень вдохновляющими тот же 1+1 и немецкий фильм Несмотря ни на что, про парня, который потерял зрение, но не оставил мечту работать в крутом отеле. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда