Как продавать консультации на месяц вперёд? Алгоритм продаж на основе моих 123 платных консультаций

Консультации – самый простой формат продукта в экспертном бизнесе. С них все начинают. Для старта не нужно ничего, кроме знаний, опыта и сотни человек в блоге. Ну и еще понимания, как продавать формат консультаций:) В статье поделюсь своими наработками: как начинала с чека 5 тыс.руб., усиленно продавая в сторис, и как добралась до чека 20 тыс., не говоря о консультациях в блоге и заполняя запись на месяц вперёд.

Как продавать консультации на месяц вперёд? Алгоритм продаж на основе моих 123 платных консультаций

Привет! Меня зовут Виктория Гурина, я практикующий маркетолог, веду проекты, консультирую, обучаю и развиваю свой Телеграм-канал «Стратегия рулит!» Своим экспертным блогом я занимаюсь уже 3 года. Сначала продавала только консультации. И усиленно искала рабочие механики их продаж.

Сейчас у меня свои образовательные продукты, сопровождение запусков клиентов, а консультации - по остаточному принципу, оставляю не больше 4 окошек в месяц. Но как продавать этот формат, я понимаю досконально и решила сделать что-то вроде пошагового алгоритма.

Шаг 1. Что продаём? Упаковка продукта

Я начинала свой блог без каких-то особых ожиданий: «Ну я 10 лет в маркетинге, мне есть, о чем писать. И темы через 3 поста не закончатся. Буду просто выгружать свои мысли».

Через месяц почти ежедневных постов я задумалась: «Так, а что я могу продавать, чтобы не тратить время на блог впустую?» И в голову пришел очевидный ответ – консультации.

Прежде чем что-то пытаться продавать, необходимо разработать формат продукта:

1 Какой продуктовый результат? Что человек получит на выходе с консультации?

2 Как я могу визуализировать результат? Что выдам на руки?

Для многих это не очевидный момент, но люди страшно боятся платить деньги за «мы просто поговорим». Даже у клиентов психолога бывает такое возражение, но если вы – не психолог, то клиент хочет платить за результат – некое решение своей проблемы, четкие рекомендации, инструкцию к действию.

Поэтому первая цель – заранее спроектировать продуктовый результат. А для этого надо разобраться с сегментацией своей ЦА и потребностями основных групп своих клиентов. И только потом прописать, что именно может дать консультация.

В идеале уйти от обезличенного названия «Консультация» и в само название продукта зашить ключевой результат продукта. Так с первого взгляда станет понятно, что именно вы можете дать на встрече.

Как продавать консультации на месяц вперёд? Алгоритм продаж на основе моих 123 платных консультаций

И здесь есть 2 пути в упаковке консультаций:

1 Старая добрая дифференциация по Трауту. Отстроиться от всех прочих консультаций, уйти от формата «поговорить». Найти один общий продающий смысл для всех сегментов вашей аудитории, который зацепит каждого клиента – и новичка, и продвинутого.

В моём случае я назвала формат «стратегическая сессия» (на уровне названия понятно, что на выходе будет маркетинговая стратегия) и нашла универсальный оффер «Найду Х-факторы роста». Понять, какие целевые действия приведут к росту и зарабатыванию денег больше, чем есть сейчас, актуально и для тех специалистов, у которых блога нет вообще, а есть только задумка, и для онлайн-школ с оборотом 1 млн+ в месяц. За 3 года на страт.сессиях были и те, и другие клиенты. Приходили в личку после чтения одного и того же лендинга.

2 Персонализация. Когда один смысл обнаружить сложно, потребности разных сегментов принципиально отличаются, то из одной обезличенной консультации создаем линейку консультаций под каждый сегмент ЦА.

К этому приёму я прибегала для своей клиентки – эксперту по маркетплейсам. Там безликая консультация превратилась в последовательность консультаций:

- «Выбор ниши для WB»

- «Первая поставка»

- «Продвижение карточки товара»

- «Почему нет продаж?»

Кстати, такая продуктовая линейка стала прообразом программы наставничества, поскольку клиент с нуля проходил все консультации в своем темпе.

Дальше не лишним будет продумать методологию. Как брифуете клиента, выясняя запрос на консультацию? Из каких блоков будет состоять консультация?

Я, например, в общем виде прорабатываю 6 блоков:

1) ЦА и потребности,

2) Продуктовая линейка,

3) Воронка продаж,

4) Контент-стратегия,

5) Упаковка блога/продукта,

6) Каналы трафика.

Если у клиента нет специфического запроса (например, разобрать воронку запуска курса или пересобрать продуктовую линейку и прописать смыслы продуктов), а есть запрос в стиле: «Я вот блог веду, но продаж особо нет», то просто при подготовке иду по своей схеме, чтобы ничего не пропустить. Это оптимизация времени при подготовке, не надо собирать мысли в кучу, идешь по алгоритму.

Финальный штрих – чётко прописываем формат работы и визуализацию результата. В моем случае я выдаю по итогу подробную майнд-карту и видеозапись, сама консультация в Зуме занимает 2-2,5 часа по заранее подготовленному материалу. Предусмотрена неделя обратной связи в мессенджере. Если после всплыли вопросы при обдумывании и пересмотре записи, то их можно задать и получить ответ.

Начинка консультации готова. Теперь клиент покупает продукт, а не кота в мешке. Дальше надо всю эту информацию оформить для клиентов. На первых порах подойдет и закрепленный пост или папка в сторис, но я сильно рекомендую практически сразу сделать лендинг. Вполне аккуратно можно самостоятельно сделать на Тильде.

Зачем для консультаций сайт? В перспективе нескольких лет это сотни сэкономленных часов вашего времени. На лендинге вы можете провести клиента через весь цикл принятия решения: объяснить, в чем ценность консультации и кому она подходит, отработать возражения, проговорить все моменты по формату работы. По сути вы заранее отвечаете на еще не заданные вопросы.

Если лендинга нет, то прежде чем отдать деньги, клиент задаст 10-20 вопросов. Это час-полтора переписки, пока человек думает, набирает, переспрашивает, отвлекается. Погрузиться в свои дела не получится. После лендинга мне задают всего 2 вопроса:

1) Когда есть свободные даты?

2) Как оплатить?

Я сама спрашиваю нишу и запрос, чтобы оценить по моей части это или нет. И скидываю ссылку на оплату. В среднем 15-20 минут общения, с учетом подробного рассказа по запросу.

Шаг 2. Как вообще продать первую консультацию?

Вряд ли открою Америку, если скажу, что лучше всего консультации продаются с кейсов и отзывов. Чтобы продать услугу, надо объяснить её ценность и лучше на конкретном примере.

Что делать, если кейсов и отзывов нет? Я пришла в онлайн, проработав 10 лет маркетологом в офлайн-бизнесе. Я планировала рекламные кампании, управляла серьезными маркетинговыми бюджетами, согласовывала медиапланы, придумывала акции по стимулированию сбыта и занималась аналитикой продаж. Но всё это я не могла вытащить в блог в виде кейса, и это не соотносилось с запросами клиентов из онлайна с бюджетом на рекламу 5-10 тысяч в месяц.

Поэтому я разыграла в блоге 3 консультации за рекомендацию моего блога в сторис. На тот момент у меня было около 150 подписчиков. На бесплатных консультациях я отрабатывала методологию проведения. Со всех консультаций собрала отзывы, выслав список наводящих вопросов.

Так у меня появилось 3 «промежуточных» кейса. По каждой консультации я сделала сторителлинг, разобрав основной запрос и ключевые решения, обосновав почему они будут эффективны. Плюс подкрепила восторженным отзывом.

У меня не конфиденциальная ниша, безусловно все детали проекта я не рассказываю, вытаскиваю самую суть и аргументирую с точки зрения маркетинга, почему в этом моменте основная проблема или это решение изменит ситуацию.

С таких сторителлингов приходит 1-2 заявки на консультацию от клиентов с похожим запросом. Консалтинг запущен.

Шаг 3. Как формировать запись на месяц вперёд? Механики продаж

Следующая задача эксперта – сделать продажи консультаций управляемыми, планировать запись на месяц вперёд. И здесь надо понимать, что в большинстве ниш консультация – разовая услуга (психологов здесь не рассматриваем, у них на самом деле другой формат, клиент идет на идею терапии). А чтобы продавать разовые услуги, вам нужен регулярный приток трафика.

Со 100 охватов покупают 3-7 человек. И для этого надо продавать:

1 Делать короткие 1-3 дневные контентные воронки, используя материал с проведенных консультаций. Иллюстрировать ценность своей работы на примерах, обращаясь к разным клиентским запросам и разным сегментам ЦА.

Первые полгода блога у меня был единственный продукт – стратегическая сессия. Я выходила в сторис 3-4 раза в неделю. Каждый раз это был связный сторителлинг под какой-то конкретный запрос. Некоторые темы я разбирала по 2-3 дня.

2 Организовать вечную воронку в блоге – продумать путь клиента, попадающего в блог. Соцсеть значения не имеет, везде есть закрепленные сообщения, описание блога и возможность добавить ссылку на сайт. Всё это и используем. На сайте собираем библиотеку кейсов, это повышает к вам доверие как к специалисту.

Организация вечной воронки в моём Телеграм-канале
Организация вечной воронки в моём Телеграм-канале

С каждой рекламы сразу бывает 1-2 запроса на консультации именно с вечной воронки, даже если в данный момент времени в текущем контенте я не рассказываю о консультациях вообще.

Когда можно поднимать цену на консультации? Я повышала цену примерно каждые 20-25 проведенных сессий. За этот период образовывались новые интересные кейсы, появлялся опыт работы в новых нишах. Я чувствовала себя увереннее. Плюс я регулярно вела трафик в блог, и с ростом аудитории запись становилась плотнее.

Оцифровывая кейсы, я вырастила стоимость своей консультации в 4 раза - с 5 до 20 тысяч руб. за сессию
Оцифровывая кейсы, я вырастила стоимость своей консультации в 4 раза - с 5 до 20 тысяч руб. за сессию

Через 6-8 месяцев я практически пришла к формату окна продаж, когда в начале месяца говорила, сколько осталось мест на вторую половину, и за день закрывала продажи на этот месяц, используя триггер дефицита.

Шаг 4. Как продавать, не продавая в блоге? Вечная воронка

Следующий важный этап – не застревать на разовых консультациях, сокращать их количество и создавать продуктовую линейку. Почему, если консультация – востребованный формат?

Во-первых, на консультации эксперт просто выдает информацию, но никак не контролирует её внедрение.

Формат общения:

- Делайте это, это и то. После внедрения этих 3 этапов у вас, в соответствии с моим опытом, будет такой-то результат.

- Спасибо, очень ценно, ну я пошел!

Как правило, мы не бегаем за каждым клиентом выяснить, что именно он сделал, сделал ли вообще и что получил. Это не входит в наши обязанности, клиентов много, а для результата нужно время, порой не один месяц. Если вы в консалтинге отслеживаете судьбу каждого клиента, то вы – большой молодец. Обычно на это не хватает фокуса внимания.

Соответственно, мы не видим кейсов нашей работы. После консультаций о полученных результатах пишут сами единицы, ну и еще несколько человек, которых ты спросил сам, потому что они тусят в комментариях в блоге.

А кейсы – главное топливо эксперта.

Во-вторых, качественно подготовленная консультация требует большого количества энергии и времени. Прыгать между разными запросами и нишами тяжело. А у разовой консультации как никак есть психологический порог цены, выше которой покупать не будут.

Мой предел был 8 стратегических сессий за месяц (правда, на тот момент у меня был еще офлайн-проект). Я задолбалась и заработала на консалтинге 80 тысяч (тогда чек был 10К). На следующий месяц я создала свой первый групповой продукт и сделала первый запуск. И денег, и кейсов стало больше.

Как продавать консультации, когда есть другие продукты в блоге?

Когда вы перестаёте зависеть в плане дохода от консультаций, вы смелее поднимаете стоимость и сами готовы проводить их сильно реже. Контент в блоге вы используете для продажи либо более дорогих продуктов, либо дешевых, но массовых. Под консультации места в блоге практически не остаётся.

Но в закрепах и на сайте есть вечная воронка под продажу консультаций. Изредка вы упоминаете, что такой формат есть: вспомнили в списке дел, рассказали о необычном клиенте или запросе. Всё! Этого достаточно, чтобы аудитория сама интересовалась консультациями, когда по блогу видно, что вы реализованы в своей профессии.

Консультация – это способ прикоснуться к чужому успеху, узнать внутрянку его создания. Если вы – руководитель агентства и в блоге рассказываете про услуги, клиентские кейсы с этих услуг, делитесь опытом по организационным процессам, то вам в личку будут писать люди, для которых вы – ролевая модель. Запрос будет – хочу также организовать систему. Или сделать запуск. Или узнать, как вы для себя настроили рекламу. Суть в том, что перед глазами есть пример, который потенциальный клиент хочет воспроизвести.

Так я добралась до комфортных продаж 3-4 консультаций в месяц просто с вечной воронки «закреп / описание в Телеграм-канале + сайт». Больше брать не хочу, а этот объем расписывается на месяц вперед сам, без моих активных действий по продаже стратегических сессий.

Шаг 5. У меня продуктовая линейка – полный фарш! Мне точно нужны консультации?!

И, наконец, вы приходите к стадии, когда начинаете сомневаться, а нужны ли вам консультации вообще. Времени и сил уходит много, себя надо вытащить из других процессов, чтобы поработать с человеком индивидуально. Есть ли смысл?

И здесь мы подходим к вопросу организации продуктовой линейки. Какие задачи решает ваша разовая консультация? Как она связана с другими вашими продуктами? Может ли она быть точкой входа в более длительную и дорогостоящую работу с экспертом?

На одной из первых стадий развития моего проекта у меня появилось 2-месячное обучение в группе на 6 человек. Чек там был 45 тысяч. И до половины участников приходили после консультаций, оценив мой подход к работе.

С тех пор аудитории у меня стало больше. И сейчас продуктовая линейка выглядит сложнее – есть продукты массовые, на широкую аудиторию с невысоким чеком. Там человек может оценить мой подход за 2500 руб. и плавно двигаться по разным недорогим обучениям. Для новичка это самое то, у него нет точечных вопросов для консультации, а формировать объемное представление за 1,5 месяца занятий – более эффективно для восприятия.

Вот так выглядит продуктовая линейка сейчас. Страт.сессия пока еще бывает таким "флагманом" после дешевых массовых продуктов. Но хочу от этого формата полностью уйти к тому, чтобы консультация стала только точкой входа для дорогой индивид. работы
Вот так выглядит продуктовая линейка сейчас. Страт.сессия пока еще бывает таким "флагманом" после дешевых массовых продуктов. Но хочу от этого формата полностью уйти к тому, чтобы консультация стала только точкой входа для дорогой индивид. работы

При этом консультации имеет смысл продавать клиентам, которые подпадают под линейку дорогостоящей индивидуальной работы – серия консалтинга для онлайн-школ или сопровождение запуска. И в этом случае консультация за 20 тысяч – это тот самый трипваер, продукт с невысоким чеком для знакомства.

Вот так на моем опыте выглядит алгоритм продаж консультаций.

Если вам была полезна эта статья и мой опыт, подписывайтесь на мой канал @strategia_rulit

Там я рассказываю о маркетинге в экспертном бизнесе: про методы продаж разных продуктов эксперта, контентные воронки и способы продвижения Телеграм-канала. Только чаще и в режиме реального времени.

Если есть вопросы, увидимся в комментариях!

1919
8 комментариев

А для мягких ниш описанные методы тоже работают? Такое ощущение, что все привязано к кейсам и цифрам. Как без них?

1
Ответить

Я иллюстрировала на своем примере. У меня ниша про цифры, результат наиболее наглядно выражается в них. Но продает везде результат, а не процесс. Просто в разных нишах он будет выражаться по-разному. Для нутрициолога - это изменение веса, качества кожи и каких-то субъективных ощущений самочувствия. Для стилиста в идеале картинка после и опять-таки субъективное ощущение результата, что изменилось в жизни после консультации. Везде есть сегментация клиентов (и в мягких, и твердых нишах), есть работа с разными запросами и потребностями. Так что общая логика универсальна, отличаются продающие смыслы в каждом отдельном случае

1
Ответить

Понравился первый шаг с упаковкой продукта и определением продуктового результата

1
Ответить

Спасибо, метод правда рабочий, проверен десятки раз

1
Ответить

Как всегда — отлично 👍🏻 В закладки и буду внедрять потихоньку)

Ответить

Спасибо, Артём🙂

1
Ответить