{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Миф о больших данных. Как рассчитывать кривые спроса и ценовую эластичность?

Сегодня стало модно говорить об управлении большими данными, разработке и внедрении IT-продуктов. Однако, проведя 17 тестирований для разных отраслей бизнеса мы увидели, что данные за предыдущий период времени бесполезны. Единственным эффективным инструментом управления ценами по отношению к конкурентам остаются исключительно «живые данные», актуальные на момент принятия решения.

Привет! Меня зовут Николай Мясников, я руковожу “Маркетинговой компанией ВИАТ”, специализируемся на разработке решений для роста продаж и прибыли. Предлагаю рассмотреть несколько инструментов аналитики и управленческих решений:

1.Перекрестная эластичность цен – это процентное изменение объема продаж, деленное на процентное изменение цен конкурентов. Например, конкурент снизил цены на 7%, в результате чего наши продажи упали на 10%. То есть перекрестная эластичность цен составит 10/7 = 1,4. В отличие от ценовой эластичности нашего собственного продукта, перекрестная ценовая эластичность представляет собой положительное число, и чем оно выше, тем выше влияние конкурентов на ваши продажи. Эти изменения позволяют нам быстро принять решения, на какие изменения конкурентов стоит реагировать, а на какие нет.

2. Ценовое лидерство – позиция на рынке, позволяющая менять цены будучи уверенным в том, что за вашим изменением последуют конкуренты. Для достижения такого лидерства необходимо стать наиболее эффективным продавцом на определенном узком сегменте. Для лучшей подготовки к изменению цен, вы можете использовать любые каналы коммуникаций: СМИ, соц. сети, клиентские чаты для оповещения о планируемом изменении цен. Такое оповещение позволит синхронизировать изменение цен конкурентов и избежать существенных потерь на рынке.

3. Симметричная олигополия - положение на рынке, в котором несколько компаний обладают практически равной рыночной властью. На примере компаний А и Б рассмотрим формулу кривой спроса:

Собственный объем продаж = 1000 – 50 × (собственная цена) + 25 × (цена конкурента).

Это значит, что оптимальная цена компании А зависит не только от цены компании Б, но и от того, как Б отреагирует на ценовые изменения А.

Существуют две гипотезы относительно потенциальной реакции конкурентов:

- Гипотеза Чемберлина. Компании А и Б предполагают, что конкурент последует их ценовым изменениям, и когда одна компания меняет цену, другая делает то же самое.

- Гипотеза Курно. Компании А и Б вместе считают, что конкурент не отреагирует на какие-либо изменения цены. На нашей практике такого практически никогда не происходит, однако расчёты позволяют сделать прогноз по двум сценариям.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Мартин Скобянов

Очень тонко подмечено в управлении большими данными, многие из них не имеют ни какой ценности. А учитывая, как в России последние годы все быстро и неожиданно менялось, в них просто нет смысла. Важно учиться быстро собирать инфрмацию и быстро на нее реагировать

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

На все 100%

Ответить
Развернуть ветку
Крутой перец

Сложновато для восприяти, но в целом интересный подход. Самое главное, у нас того никто не делает. Буду обсуждать с коллегами.

Ответить
Развернуть ветку
Закоренелый Задрот

Перечитай, всё просто на самом деле

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сергеев

Что сложного то? Пара неизвестных фамилий )

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Что именно показалось сложным?

Ответить
Развернуть ветку
Егор Проподалин

Интересные инструменты, взял на заметку, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо Егор!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Арташов

Какие древние гипотезы, и мы до сих пор о них вспоминаем )

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Только хорошо зная историю, мы можем разработать новые решения избежав глупых ошибок.

Ответить
Развернуть ветку
Арсен Куторян

Симметричная олигополия будет работать в отношении регионального бизнеса? Если две компании в регионе постоянно сталкиваються друг с другом и воют за местных клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Да. Бизнес может работать на несколько сегментов и на несколько регионов, и в разных ситуациях сталкиваться с разными конкурентами. Реагировать нужно во всех случаях.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Парфинтьев

Никогда не использовал перекресную эластичность, я так полагаю она предполагает регулярные замеры изменения цен конкурентов и немедленное реагирование на них?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Все верно Егор. Цена - это самый быстрый критерий, который бизнес может изменить, влияя на рынок. Поэтому мониторинг цен конкурентов на высококнкурентном рынке должен быть регулярным.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Потапов

А как часто вы собираете цены конкурентов?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Сергеев

Гипотезы наверное не применимы на практике, а вот как достичь ценового лидерства на практике, было бы интересно почитать.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Чтобы стать ценовым лидером, нужно достичь лидерства на рынке в определенном продукте или сегменте. О том, как прийти к этому, не возможно описать в комментарии, это тема целой статьи. Взял на заметку.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Корсаков

Еще одна классная идея на заметку. Спасибо регулярные классный публикации!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо Андрей!

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Теория в вакууме. Как правило есть несколько каналов продаж, а в корзине потребителя несколько брендов в одной категории. Кроме того, «просто так» никто цены не снижает, а вот промо для увеличения продаж - легко. И один из ключевых моментов в промо стратегии это определить эффективный размер скидки, те не давать ее больше, чем надо.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Гаязова

Если рассмотреть B2B рынок, то всегда есть индивидуальные предложения по цене, о которых знают только два участника рынка. И как с этим быть?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Алёна, здесь нужно учитывать несколько факторов:
1. Участники рынка привязаны к себестоимости товара. Если вы на рынке давно, вы как минимум можете предположить себестоимость продукции конкурентов, ниже которой они не предложат цены.
2. Как правило у всех компаний есть своя ценовая политика, которая будет заключаться в предоставлении скидок от базовой цены. В независимости от того, на сколько продумана ценовая политика у конкурента, вы всегда можете разведать её основные условия у ваших клиентов и с помощью тайного покупателя.
3. Если вам кажется что покупатель и поставщик сформировали между собой какие то особые условия сотрудничества отличные от рынка, то скорее всего они заключаются не только в цене. Выяснить такие условия вы сможете если познакомитесь со всем списком ЛПР, мы их называем: экономические покупатели, технические покупатели и конечные эксплуотанты.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Краснов

Было бы интересно узнать, каким образом мониторить цены на рынке B2B, когда цены реализации скрыты от публики?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Нужно разбираться подробнее, в какой ситуации вы находитесь. Я ещё не встречал такого, чтобы все цены были скрыты. Как правило у всех B2B компаний есть публичная оферта и условия получения скидок. Напишите мне в личку, индивидуально разберём ваш вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Jesus

Привет, Николай! Спасибо за интересный обзор инструментов аналитики и управленческих решений. Подход к управлению ценами, основанный на перекрестной эластичности, выглядит очень обоснованным. Использование "живых данных" для анализа конкурентной среды и принятия оперативных решений важно в современном бизнесе, особенно в условиях быстро меняющегося рынка. Буду рад узнать больше о других инструментах и подходах, которые вы используете для роста продаж и прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мясников
Автор

Спасибо Вам за подробный комментарий! Новые публикации обязательно будут, в том числе по ценам готовим большую статью с примерами и решениями выхода из разных ситуаций.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Раскрывать всегда