Где искать реальных конкурентов своей компании?

Сначала о том, где ищут. Прежде всего ищут в отрасли. Следующий шаг в поиске - компании из других отраслей, которые закрывают те же потребности.
Где на самом деле нужно искать реальных конкурентов?

Наиболее распространенная логика поиска конкурентов.

Сначала считать конкурентами тех, кто производит такие же продукты. Названия могут быть разными, могут немного отличаться по характеристикам. Однако по сути это очень похожие продукты.

Конкуренция по отраслевому признаку.

Пример. Производители творога.

Можно подойти к полке молочный продуктов в любом большом магазине и увидеть ряд продуктов разных производителей. Наиболее наглядные отличия будут по жирности творога. Все остальные отличия "спрятаны" в дизайне упаковки и раскрученности бренда производителя.
Следующий шаг - поиск конкурентов по удовлетворению тех же потребностей, что и ваш продукт. То, что в маркетинге называется товары-субституты. В этом случае разнообразие конкурентов больше.

Конкуренция по потребности.
Пример 1.Потребность - интересно провести время с друзьями.

  • сходить на выставку
  • сходить в кино
  • покататься вместе на велосипедах

Пример 2. Потребность - Добраться из Москвы в Санкт-Петербург.

  • Поездом
  • Самолетом
  • На автомобиле

В ситуации , когда рассматриваются конкуренты по удовлетворению потребности, то "хочешь/не хочешь" приходится думать о своей целевой аудитории.
Это нужно делать, чтобы точнее определить своих конкурентов и выделить свои конкурентные преимущества.
В бизнесе используются оба подхода.
Однако остается вопрос:
В конечном итоге где происходит реальная конкурентная борьба разных производителей?

Очевидный ответ - на рынке, там где встречаются производитель и покупатель.

Неочевидный ответ - в голове покупателя.

Не важно, что о своих конкурентах думает сама компания, важно, что о конкурентах этой компании думают покупатели.

Настоящая конкуренция происходит в голове покупателя, потому что, в конечном итоге, он делает выбор продукта, который будет приобретать.

Почему компаниям проще считать, что конкуренция происходит на рынке?

Главная причина.

Рынок обладает видимостью.
В голову потребителя трудно залезть.

Можно относительно легко собрать информацию о компаниях, которых компания считает своими конкурентами, провести анализ и сформулировать свои конкурентные преимущества.Этот подход вполне может быть использован на 1-м этапе конкурентного анализа.

Однако большинство компаний на этот этапе и останавливаются.
Для выявления реальных конкурентов и оценки своих конкурентных преимуществ необходимо делать опрос своих клиентов, желательно регулярно.
Ключевые вопросы.

  • Какие компании ваши клиенты считают конкурентами?
  • Почему они относят эти компании к вашим конкурентам?
  • Какие характеристики продуктов конкурентов для них наиболее значимы?

Можно этот перечень дополнить и другими вопросами.
Однако есть еще один важный момент: делать рассылку (работать на охват) или проводить интервью (говорить с клиентом)?
Оба способа имеют свои преимущества и недостатки.
Думаю, что наилучший вариант это их совмещение.
Я периодически сам отвечаю на вопросы присылаемых анкет от компаний, услугами которых я пользуюсь.
Выбирая предложенные ответы на вопросы анкеты, я каждый раз думаю о том, что из нее полезного маркетологи могут взять для своей работы.
Поэтому если вы решили использовать онлайн-анкетирование подумайте над формулировками и возможными ответами клиентов.
Если они ответят, то каким образом эти ответы вам помогут повысить конкурентоспособность вашей компании?


Еще один важный момент.

При изучении рынка будете вы идти от отрасли или от потребности всегда можете найти большое количество. конкурентов.
Я периодически сталкивался с ситуацией, когда на вопрос: Кто ваши конкуренты? мне присылали список из 15-18 компаний, иногда даже больше.
С таким перечнем трудно работать и, как правило, с ним никто и не работает.
Поэтому вопрос - кто является конкурентами вашей компании? - фактически остается без ответа.

На самом деле, источником информации о конкурентах является "голова" ваших клиентов.
В голове любого клиента удерживается не более 3-5 компаний, к которым они будут обращаться в случае возникновения определенной задачи и/или проблемы.
Поэтому ответ на вопрос в заголовке статьи - Где искать реальных конкурентов своей компании? - один.

В голове своих целевых клиентов!

22
Начать дискуссию