Нужно ли маркировать рекламу в Instagram*

Спойлер: нужно

Нужно ли маркировать рекламу в Instagram*

Работа с крупными брендами и реализация больших спецпроектов обязывает каждое агентство разобраться во всех тонкостях закона «О рекламе» и сформулировать собственную политику в отношении маркировки рекламы в запрещенной соц.сети. От выбранной стратегии действия буквально зависит будущее рекламного агентства и ошибка может быть фатальной.

Одно дело, когда в кампании 1-2 блогера, и политика притворства, что Instagram* в России не существует, обойдется агентству в 200 000 — 1 000 000 руб., а другое — когда в кампании 80 блогеров, как было недавно у нас в meti agency. В таком случае штраф за каждый акт немаркировки (напомню, для юр.лиц он составляет от 200 до 500 тыс. рублей), помноженный на 80, окажется неподъемным даже для лидеров рынка.

Но перспектива санкций, связанных с поддержкой экстремистской организации также не вдохновляет меня как собственника бизнеса. Вот и получается: знаменитая загадка о двух стульях — на какой сядешь ты?

Ни наш штатный юрист, ни консультанты не смогли сформулировать решение, которое избавило бы нас полностью от рисков — никто не мог дать гарантий того, что какое-то из решений будет правильным. Связано это с тем, что четкого ответа в законодательстве просто нет.

Уже догадываясь о том, что решение придется принимать мне на свой страх и риск, ответственность за его принятие я попробовал возложить на старших коллег. Я написал учредителям нескольких крупных агентств и их сотрудникам (сами агентства называть не буду, но они по праву считаются лидерами отрасли в России). И в ответ я услышал абсолютно разные мнения даже от представителей одних и тех же агентств. Например, учредитель агентсва N заявляет, что они не делают рекламу в Instagram* для своих клиентов, его сотрудник говорит, что делают, просто не маркируют. Представители других агентства также расходятся во мнениях и в практике.

На этом этапе я окончательно смирился с тем, что решение принимать мне и только мне. Ответственность за решение нести тоже мне, но последствия коснуться моей команды, клиента и партнеров, поэтому к его формулировке я подошел осознанно и очень серьезно.

В своем решении я ссылаюсь на разъяснение ФАС в ответ на запрос господина Гореликина (см. изображение 1) и доводы о том, что решение суда о признании Instagram* незаконной на территории РФ никак не запрещает использовать эту сеть гражданам законно, но запрещает платить ему и все, что нельзя по №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Изображение 1. Разъяснение ФАС.
Изображение 1. Разъяснение ФАС.

Таким образом, когда блогер размещает в своем аккаунте рекламу от рекламодателя напрямую, он не финансирует площадку, правоотношения устанавливаются между Заказчиком и Исполнителем, и никак не устанавливаются с Meta Platforms*. В связи с этим приравнять деятельность как пособничеству экстремизма невозможно. Судебных прецедентов за использование Instagram также не было, при этом уже есть дела о немаркировке рекламы*.

Если же блогер / бренд / агентство хочет исключить все риски, ему стоит отказаться от деятельности в Instagram* вовсе. В противном случае нужно как минимум не нарушать российские законы, ведя деятельность в запрещенных социальных сетях, к которым относится в том числе и ФЗ «О рекламе».

*Признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.

22
2 комментария

Нужно ли маркировать рекламу в Instagram - извечный вопрос, для некоторых это даже жизненный вопрос

1
Ответить

Блогеры, бренды и агентства должны осознанно подходить к вопросу о маркировке рекламы в Instagram, учитывая все правовые и юридические нюансы

Ответить