Ваша точка роста: что делать в кризис с бизнесом и командой

Каждому хочется, чтобы все шло по плану. Но увы, кризисы ― то, через что проходит любая компания. Разбираемся, как вести себя руководителю в это непростое время, что делать с командой и почему тимбилдингом нужно заниматься регулярно, а не в последний момент.

Ваша точка роста: что делать в кризис с бизнесом и командой

Что такое кризис

Кризис в бизнесе ― это, по сути, любая нестандартная ситуация, в которой появляются условия, мешающие работе отлаженной системы. Чтобы удержаться на плаву, руководителю приходится оперативно реагировать на внештатные ситуации.

Кризис может быть:

  • глобальным ― влияет на весь мир или отдельную страну (например, пандемия коронавируса);
  • отраслевым ― влияет на конкретную отрасль и смежные с ней (например, FMCG-сектор столкнулся с «упаковочным кризисом», который возник на фоне санкций);
  • внутренним ― влияет на конкретную компанию (например, нехватка кадров).

В зависимости от масштаба проблемы конкретный план действий будет различаться, но три пункта рекомендую всем руководителям:

  • Знать стратегию развития бизнеса и менять ее, если в новых условиях она неэффективна.
  • Не замалчивать проблему и говорить о кризисе с сотрудниками.
  • Отвечать на вопросы команды честно.

Пункты два и три нужно соблюдать, чтобы сотрудники адекватно воспринимали ситуацию. Всегда найдутся те, кто поддастся панике, и те, кто продолжит работать, пытаясь спокойно во всем разобраться. Если честно и открыто поговорить с командой, велика вероятность, что последних будет больше.

Хорошая новость – с опытом руководителю становится проще преодолевать кризисные ситуации. Механизм работы в таких условиях будет отлажен. Тем более, многие кризисы повторяются (в том или ином виде), так то что каждая решенная задача – это вклад в решение будущей проблемы, которая рано или поздно возникнет.

Для компаний, которые остаются на рынке несмотря на препятствия, кризис ― это точка роста. Такой бизнес становится только сильнее.

Чтобы разобраться, какие бывают кризисные ситуации и их возможные решения, рассмотрим три кейса, которые мы разрулили в Sidorin Lab.

Кейс 1. Клиент недоволен работой сотрудника

Ваша точка роста: что делать в кризис с бизнесом и командой

К нам обратился заказчик с жалобой на работу нашего специалиста, потому что получил презентацию с ошибками. Что мы сделали:

  • Собрали команду и проанализировали ситуацию.

- Выяснили причину инцидента. Оказалось, что сотрудник был завален задачами: в аврале итоговый вариант не вычитали.

- Обсудили, что надо сделать, чтобы подобное не повторилось. Договорились с отделом, чтобы все презентации перед отправкой клиенту показывали аккаунт-менеджеру, редактору и дизайнеру.

- Поняли, что проделали большую работу, но некорректно упаковали результат. Значит, мы в теории еще можем показать себя с хорошей стороны.

  • Связались с клиентом, извинились, объяснили ситуацию. Договорились, что доделаем презентацию и защитим ее.

Сейчас ситуация еще развивается, что выйдет из этого – пока неизвестно. Все же с нашей стороны мы сделали все необходимое: нашли проблему, признали ее и исправили. Останется ли с нами клиент – решать ему, на это влияет множество факторов.

Кейс 2. У клиента случился конфликт с пользователем

Наш клиент публично поругался с пользователем. Это подхватили новостные паблики, СМИ, блогеры. Нарастал ком негатива, и, чтобы решить проблему, сотрудники компании обратились к нам.

Что мы сделали:

  • Проанализировали, что происходит: запустили мониторинг социальных медиа, узнали, что думают разные пользователи, уточнили позицию компании.
  • На основе собранных данных спланировали дальнейшие действия: признать конфликт, опубликовать посты на эту тему в соцсетях компании, а после сосредоточиться на позитивных инфоповодах.

Это та ситуация, когда первое, что стоит делать, ― сидеть и наблюдать, потому что любыми необдуманными действиями можно навредить. Чтобы принять правильное решение, сначала нужно понять, как развиваются события.

Кейс 3. Задержка премиальных выплат сотрудникам

Несколько лет назад наша компания переходила с упрощенной системы налогообложения на общую. Стоимость клиентских контрактов увеличилась на 20%. Сразу утвердить новые условия были готовы не все, поэтому мы искали способ оплатить налог с существующего дохода.

Первое, что сделали, ― собрали команду и объяснили ситуацию. Оклады мы выплатили вовремя, но премиальная часть зарплаты могла прийти с задержкой до двух недель. Это была временная мера, которая никак не сказалась бы на дальнейшей работе. В результате все прошло спокойно. Если бы разговор не состоялся, вполне возможно, что из-за слухов в команде случился бы разлад.

С открытого разговора с сотрудниками начался и 2022-й год, когда на фоне мировых событий мы потеряли ряд международных клиентов, что отразилось на прибыли компании. «Непросто, но со всем разберемся», ― с таким заявлением обратилось руководство Sidorin Lab. По итогу мы сконцентрировались на локальных брендах и смогли преодолеть и этот кризис.

Как руководителю поддержать в кризис себя и сотрудников

Чтобы руководителю не пасть духом в кризисные моменты, в первую очередь, ему стоит обсудить проблему с кем-то еще: вышестоящим руководством, заместителем или другим надежным сотрудником. Подойдет любой человек из команды, которому можно довериться и обсудить причины, последствия и риски того или иного решения. Всегда нужен взгляд со стороны.

Второе: если кризисная ситуация ― только рабочий момент, не стоит тащить ее в личную жизнь. Исключением может стать вопрос, от которого зависит существование самой компании. Но как мне кажется, такое встречается редко.

Сотрудникам в кризис тоже нужно выговориться, чтобы сохранить эмоциональный баланс. Если руководитель не может уделить достаточно внимания всем нуждающимся, есть другие специалисты: психолог или HR, например. Можно даже воспользоваться сервисом психологической помощи, например, «Ясно» (не реклама). Некоторые организации покупают корпоративный доступ, и думаю, что это хороший вклад в команду.

В целом основа крепкого коллектива ― здоровая коммуникация. Установить честные, открытые отношения поможет тимбилдинг. Компании должны заниматься им регулярно, чтобы иметь сотрудников, которые не разбегутся, столкнувшись с трудностями.

Если ничего не делать до кризиса, то проводить в это время мероприятия по сплочению коллектива ― как вешать занавески в горящем доме. Только вызовет недоумение.

Чек-лист: ошибки руководителя, из-за которых в кризис можно потерять команду

Прочитайте и делайте наоборот:

  • Игнорировать переживания сотрудников.
  • Давать ложную информацию о ситуации.
  • Не воспринимать кризис серьезно.
  • Не продумывать стратегию развития в новых условиях.
  • Не заниматься тимбилдингом заранее.

Расскажите в комментах, как справлялись с последней кризисной ситуацией, которая случилась у вас?

44
Начать дискуссию