БАР, депрессия и СДВГ: как руководителю работать с сотрудниками, которые диагностировали у себя психическое расстройство

БАР, депрессия и СДВГ: как руководителю работать с сотрудниками, которые диагностировали у себя психическое расстройство

Привет! Меня зовут Варвара Бубнова, я Руководитель отдела обучения Calltouch. Вот о чем я бы хотела поговорить: сейчас очень много инфошума вокруг психических расстройств. Депрессия, биполярка и синдром дефицита внимания в топе самых распространенных ментальных диагнозов, которые приписывают себе люди в последние годы. Являются ли эти диагнозы на самом деле верными и как работать с людьми, которые говорят о том, что у них болезнь — рассказала в статье.

Депрессия по науке

Сначала давайте разберемся, как трактуют эти термины по науке.

Биполярное аффективное расстройство (БАР) ‒ это наследственное хроническое заболевание психики, которое влияет на настроение: депрессия и вялость сменяются эйфорией и чрезвычайной бодростью. К основным симптомам относят наличие таких состояний как мания и депрессия, которые эпизодически сменяют друг друга. Согласно данным ВОЗ 2022 года, БАР страдало 45 млн человек в мире.

Депрессия — это психическое нарушение, которое характеризуется повышенной апатией, пессимизмом, снижением настроения и активности, утратой интереса и удовлетворения от занятий, которые раньше приносили радость. К основным симптомам относят длительное плохое настроение, потерю интереса ко всему, что нравилось раньше, нарушение аппетита, сна, хроническую усталость и мысли о смерти. Согласно оценкам ВОЗ, на 2023 год депрессией страдали 5% взрослых людей.

Синдром дефицита внимания (СДВГ) — расстройство, которое проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, сопровождается чрезмерной двигательной активностью и импульсивностью. СДВГ встречается приблизительно у 2,5% взрослых.

Что в итоге? Клинически установленный диагноз есть у небольшого числа населения планеты. Так почему об этом так много говорят? Количество людей, которые утверждают, что страдают одним из описанных выше расстройств сильно больше, чем то, что мы видим в статистике ВОЗ.

Как не сеять панику

Я не могу утверждать — правильно или неправильно вам поставили диагноз, однако могу сказать одно: не спешите делать выводы после похода к специалисту и уж тем более на основе прочитанных статей из интернета.

Например, БАР не такое расстройство, которое можно диагностировать общим анализом крови или обнаружить по результатам МРТ. К сожалению (или к счастью), врач не может вскрыть черепную коробку и найти признаки психических расстройств, а значит, диагноз может быть поставлен неверно.

Болезнь может быть лишь гипотезой психолога, который вообще-то не обладает компетенциями ставить подобные диагнозы. А может быть еще проще — человек почувствовал, что с ним что-то не так, нагуглил симптомы депрессии в интернете, а до специалиста так и не дошел, просто навесив на себя лейбл.

Кто в реале может диагностировать болезнь? Клинический психолог, психотерапевт с медобразованием или психиатр. Если вы считаете, что у вас есть одно из расстройств — вам его поставил какой-то специалист или вы нашли все симптомы, основываясь просто на информации в доступе — не спешите верить в то, что инфа стопроцентная. Симптомы СДВГ, например, могут быть похожими на кризис среднего возраста или проблемы с тайм-менеджментом. А может, у вас просто изменилась/пропала мотивация.

И почему эту панику все же сеют

Как психолог-консультант, транзактный аналитик и коуч, имеющий диплом МГУ им. Ломоносова, я работаю с разными людьми в своей частной практике. Среди тех, кто чаще всего принимает на веру диагнозы, связанные с менталкой, молодое поколение. Другая категория — люди, которые переживают экзистенциальный кризис (те, кому в районе 30).

Обычно на этом этапе люди уже прожили какую-то часть взрослой жизни и добились карьерных успехов. Что же происходит дальше? Простая переоценка ценностей. Человек вдруг начинает думать, а тем ли он занимается. Он оглядывается назад, глубоко анализирует свои поступки и жизненные сценарии, все сильнее закапываясь в глубокий самоанализ. Снаружи же начинается расфокус, потому что вся энергия уходит на внутренние переживания и переоценку ценностей. Такой сотрудник будто бы затухает и становится все менее и менее продуктивен.

Сейчас кризис среднего возраста помолодел, и, столкнувшись с ним, люди склонны искать у себя психические расстройства. Дело в том, что нам просто жизненно необходима структура. В 21 веке в огромном потоке информации мы не понимаем, во что верить. В голове возникает бульон, а в хаосе мы жить не можем. Отсюда и навешивание ярлыков в виде психических заболеваний, которые работают как кочки в большом болоте: человек хотя бы не просто живет с мыслью, что с ним что-то не так, ему кажется, что он знает — почему с ним это происходит. Заболевание в этом случае становится опорой, формирующей чувство безопасности. Вот как это работает: вам плохо — вы начинаете думать, почему вам плохо — находите вроде бы логичную причину — и отпускаете ситуацию. Жить становится чуть проще.

Что делать руководителю

Не спешите сбрасывать такого сотрудника со счетов. Причины, повлиявшие на продуктивность и изменение поведения, нужно диагностировать: встречами ван-ту-ван, сбором обратной связи от коллег или просто спросив напрямую. Как я уже сказала выше, на самом деле у сотрудника может быть неэффективно выстроен тайм-менеджмент, сказывается отсутствие стимулов, ну или случился экзистенциальный кризис. Если после оценки ситуации вам кажется, что проблема не в серьезных психических заболеваниях, попробуйте поработать над мотивацией подчиненного.

Как выстроить рабочую коммуникацию с сотрудником, у которого действительно серьезные проблемы – это тема для отдельной статьи. Отмечу лишь, что и такие люди могут быть надежными коллегами, которые эффективно выполняют свои обязанности.

Мотивация — это внутреннее осознанное человеком побуждение к действию. В ее основе лежит потребность — физиологическая, материальная или духовная. Методику управления мотивацией разработали Ричи и Мартин.

Какие 12 факторов мотивации выделяют авторы и как они могут быть сломаны:

  • Мотивация: Материальное вознаграждение.

Что может быть не так:

Например, сотруднику может попросту не хватать денег на закрытие потребностей и кредитов. В режиме выживания ни о каких успехах на работе и пользе для компании не думаешь.

  • Мотивация: Комфортные условия труда.

Что может быть не так:

Например, сотрудник интроверт, которому некомфортно работать в офисе, а его заставляют туда ходить. Хотя нет никаких причин, чтобы запретить дистанционку или хотя бы перевести на гибрид.

  • Мотивация: Определенность, стабильность, четкость полномочий и обязанностей.

Что может быть не так:

Например, размытые формулировки в трудовом договоре и задачи, идущие ото всех отделов могут ломать эту мотивацию. Как следствие — огромный вал работы без приоритезации, когда не знаешь — за что взяться.

  • Мотивация: Потребность в социализации.

Что может быть не так:

Например, удаленщикам не хватает тимбилдинговых мероприятий. Сотрудники хотят лучше понимать коллег, но в онлайне это сделать сложно.

  • Мотивация: Потребность в тесных контактах, доверии к другим людям.

Что может быть не так:

Например, сотрудник так и не смог найти друзей или просто товарищей среди коллег, у него не появилось опоры.

  • Мотивация: Стремление к признанию и социальной значимости.

Что может быть не так:

Например, линейный сотрудник обладает лидерскими качествами, но у него нет точек роста в компании, так как руководитель этого вовремя не распознал. Как следствие, сотрудник не реализует свой потенциал и быстрее выгорает.

  • Мотивация: Потребность в самореализации.

Что может быть не так:

Например, человек не понимает, какое место и роль в компании он занимает. В конечном счете, сотрудник перестает осознавать и собственную ценность, а задачи делает без энтузиазма.

  • Мотивация: Стремление к власти и конкуренции.

Что может быть не так:

Например, сотрудник постоянно показывает высокие результаты. Однако, в команде нет конкурентной среды, бонусов за KPI, премий. Гонка без награды выматывает, человек теряет в этом смысл и сдает позиции.

  • Мотивация: Поиск тонуса и перемен.

Что может быть не так:

Например, сотрудник хочет развития, но не видит его в рамках компании. Кажется, что все позиции выше уже заняты. Некуда двигаться дальше. А возможности перейти в другой отдел нет. Перед ним встает вопрос: уволиться и искать новую работу, что стрессово, или оставаться на старой — качество выполняемых задач неминуемо снижается.

  • Мотивация: Необходимость самовыражения.

Что может быть не так:

Например, сотрудник творческий по натуре. День ото дня его грузят линейными задачами, не давая возможности высказываться и креативить. В таком случае мотивация к работе может значительно снизиться.

  • Мотивация: Стремление к независимости.

Что может быть не так:

Например, сотрудник уже давно может выполнять какие-то задачи без курирования руководства. Однако регламент требует постоянных согласований, из-за которых работа зачастую встает. Сотрудник хочет расширить зону ответственности и брать больше серьезных задач, но не может этого сделать из-за бюрократии.

  • Мотивация: Необходимость понимания смысла своей работы.

Что может быть не так: Например, сотрудник хочет приносить больше пользы компании или клиентам, но не знает или не до конца понимает, как это реализовать/как он уже реализует это сейчас.

Разобравшись с мотиваторами, можно начинать работать над внешней поддержкой — стимуляторами. Именно правильно подобранные стимуляторы помогут скорректировать настроение и продуктивность сотрудника.

Стимуляторы бывают позитивными и негативными. Это как с хорошим и плохим полицейским. В первом случае (мотивация стремления К) мы пытается решить внутреннюю проблему сотрудника — найти способ замотивировать его снова, предлагая пряник. Во втором (мотивация избегания ОТ) — мы заставляем его делать работу из под палки. Например, под страхом увольнения.

БАР, депрессия и СДВГ: как руководителю работать с сотрудниками, которые диагностировали у себя психическое расстройство

Главное, что нужно помнить в таких случаях: если вам реально важно сохранить специалиста в компании на долгое время — морковка должна быть спереди. То есть стимулировать нужно позитивно, предлагая повышение з/п, продвижение в должности, комфортные условия труда или посильный объем работы. В случае с морковкой сзади, работа хоть и будет сделана, но будет сделана на отвали. Вдолгую негативная стимуляция точно не сработает.

Как построить эффективный тайм-менеджмент

Стимуляция — это еще не все. Теперь расфокусированного сотрудника, который хочет работать за морковку спереди, надо заново учить, как к этой работе подступиться. На помощь приходит тайм-менеджмент. Про планирование говорят много, а вот построить рабочий день эффективно могут единицы. На этом этапе тоже нужно взять и провести человека за ручку, то есть спланировать его рабочие процессы вместе. Обязательно составить расписание и четко прописать дедлайны, отслеживая изменения и прогресс на протяжении определенного промежутка времени.

Чтобы сотрудник понимал, что в приоритете, вместе разделите задачи по матрице — это поможет сформулировать дедлайны и ничего не забыть.

БАР, депрессия и СДВГ: как руководителю работать с сотрудниками, которые диагностировали у себя психическое расстройство

Что дальше? Дальше можно рассказать о разных методиках выполнения задач и предложить выбрать то, что кажется человеку наиболее подходящим.

Например, вот такие:

  • Метод швейцарского сыра. Подходит, если нет строгой последовательности выполнения и нужно разгрести завалы.

В чем суть? Каждый день делать дырки в сыре (закрывать задачи). Сколько дырок должно быть сделано ежедневно — определяете вместе.

  • Техника поедания слонов. Подходит для объемных долгосрочных проектов.

В чем суть? Разделите слона (глобальную задачу) на маленькие порции. Старайтесь съедать намеченную порцию ежедневно. И главное — есть одного и того же слона, пока он не закончится.

  • Техника поедания лягушек. Подходит для рутинных скучных задач, от которых никуда не деться.

В чем суть? Лягушка в данном случае — это дело, которое эмоционально негативно окрашено. Начинайте работу с такой задачи. Съели с утра лягушку и можно заниматься более творческой работой.

  • Метод помидоров. Подходит для тех, у кого большой расфокус.

В чем суть? Метод помидоров помогает сформировать концентрацию внимания. Четко определяете задачу — ставите будильник на 25 минут и даете себе слово не отвлекаться. Когда будильник прозвенит, можно отдохнуть 5-10 минут, позволив себе небольшой расфокус.

Депрессия, биполярное расстройство и СДВГ — это серьезные диагнозы, которые не сможет вылечить руководитель и вообще никто кроме клинического психолога или психотерапевта. Если у сотрудника действительно клинически диагностированное расстройство, ему требуется медицинская помощь и лечение. Вы, как руководитель, можете тактично обсудить с таким сотрудником, какие меры возможно предпринять, чтобы в будущем он мог вернуться к работе с полной самоотдачей.

Хорошая новость в том, что не все диагнозы из интернета правильные. И с людьми, которые нашли у себя СДВГ, БАР и депрессию самостоятельно, можно и нужно проводить диагностику и работать дальше. Найти способ решения проблемы и грамотно выстроить процессы, чтобы все исправить — в ваших силах.

1111
14 комментариев

предпочитаю работать со своими проблемами сам не вовлекая начальство, просто воспитан на старой школе когда начальству было абсолютно на....ть на какие то проблемы сотрудников, осталось послевкусие. В наше время конечно все уже по другому но как то так...

3
Ответить

Думаю так же.. лучше работать со своими личными проблемами, если они возникают, самостоятельно. А к руководителям обращаться только по вопросам работы и трудностей возникших на работе.

2
Ответить

Круто написана статья, всё кратко, конструктивно и понятно. Собрано все самое полезное, что необходимо для руководителя. Кайф мне понравилось.
Вкусно и полезно!

2
Ответить

К начальству только по работе?-Это правильно!Свои проблемы всегда решай сам и наче будешь выглядеть очень глупо.

1
Ответить

Удивляют комментарии от людей которые кричат что все болезни выдуманы. Возможно они просто не сталкивались с такими состояниями и не представляют как человек себя ощущает при этом.

Не стоит сравнивать нынешнее поколение с предыдущими, там были обстоятельства что люди жили в целом с расшатанной психикой и сами об этом не знали, но глушили этот дискомфорт водкой и срывами на детях и супругах.

По такой же аналогии можно сравнить что почему вообще сейчас все ноют из-за чего то? В Африке вон люди воды не видят, живут на улице, а вы ноете из-за развода.

Я пишу к тому, что вообще не стоит обесценивать проблемы других, даже если кто-то себе что-то надумывает, то важен сам факт того, что человеку плохо. Не важно, это внешняя проблема, или психика ушатана. Не сравнивайте всех с собой. Будь вы довольны жизнью, то не кричали бы в комментах какие вы молодцы, а остальные придумали себе что-то там

А статья классная. Просто если брать большинство компаний, то там вообще не знают что такое мотивация от руководства. Зачастую руководство дает морковку сзади, от этого такая реакция на статью.

Но знаю по опыту что есть компании, где руководство дает морковку спереди, и это очень крутая мотивация и среда для роста.

Спасибо Варваре и копирайтеру за эту статью, было интересно для себя подчеркнуть какие виды мотивации можно использовать со своими сотрудниками

1
Ответить

Друзья,
Мне кажется, что стоит сказать Варваре больше спасибо за то, что она освещает столь табуированные в России темы. Все мы прекрасно понимаем, что установка "мои проблемы - мое дело" - это не более чем страх осуждения, отвержения и т.п.
Сама была неоднократным свидетелем того, как люди скрывали свои психологические проблемы, хотя это совершенно точно влияло на их работу и коммуникацию с коллегами. На вопросы "А что происходит?" от своих руководителей они отвечали, что все нормально, и в конечном счете теряли свои приличные рабочие места из-за плохих результатов или серьезных ошибок.
Стоило ли молчать о таких проблемах? - Конечно нет.
Смог бы руководитель грамотно отнестись к такой информации от сотрудника? - Большой вопрос.
Такие статьи дарят мне веру в то, что в коммуникации рукль-сотрудник каждый поступит правильно. Будем надеяться)

1
Ответить

зачастую психические расстройства могут быть спровоцированы именно за счет места работы , как бы это грустно не звучало , лично я с таким сталкивался , тут либо нужно чтобы руководство ослабило хватку по отношению к сотруднику либо же менять место работы , но для начала восстановится психически

Ответить