Мягкая сила киберспорта

Team Spirit, чемпионы The International 2023 по Dota 2
Team Spirit, чемпионы The International 2023 по Dota 2

Я очень люблю доту. Прям реально очень. На аккаунте в Steam у меня наиграно почти 3 тысячи часов. Маловато для 11 лет стажа, но всё-таки — большая часть моей жизни. А ещё я сильно интересуюсь мягкой силой. И с каким же восторгом я смотрю на происходящие в мире процессы, когда киберспорт (в первую очередь для меня в мире доты) становится не то, чтобы просто популярной дисциплиной, но самой настоящей сферой влияния. Прямо на наших глазах зарождается новая сфера, за которую страны будут бороться и борются уже: обычные задроты и зрители, смотрящие на этих задротов, теперь — «новая нефть». Про людей, которые новая нефть, когда-то впервые заговорили в Администрации Президента. Совпадение или логичное стечение обстоятельств, но именно АП сегодня лоббирует киберспорт в России. И это наша реальная возможность получить ещё один инструмент мягкой силы.

Мягкая сила спорта. Что это и с чем едят?

Мягкая сила киберспорта

Киберспорт — это тоже спорт, что бы кто ни думал. Я не собираюсь доказывать, почему это так. Вам придётся смириться. Но для меня важно показать, что разные умные люди думают про спорт как про инструмент мягкой силы. И вот их определение спорта в контексте влияния на общества и государства:

спортивная дипломатия — вид дипломатии, который предусматривает использование спорта, крупномасштабных спортивных мероприятий, спортсменов и спортивных организаций для достижения как благих целей — объединение всех народов, создание положительного имиджа страны, так и негативных — подрыв авторитета другого государства, политическое давление — акторами международных отношений.

Также выделяются три задачи спортивной дипломатии:

  • Сохранение мира во всём мире и объединение народов (ха-ха)
  • Формирование имиджа страны (уже интереснее)
  • Политическое давление (совсем интересно)

Коль скоро киберспорт — это тоже спорт, все эти задачи решает и он. Дальше я покажу, каким образом. Уже сейчас популярность киберспортивных мероприятий превышает популярность гонок Формулы Один — как на такое не обращать внимание? Уж поверьте, обращают и ещё как.

Зачем киберспорт государству?

Много зачем. На самом деле рядовой гражданин не очень представляет себе, что за собой тянет развитие киберспорта. Впрочем, как и любой другой отрасли. Поговорим пока что про выгоды для внутренней политики.

Во-первых, бабки.

Примерно так

Почему в России делают хорошие ядерные бомбы и космические ракеты, но с российскими айфонами у нас беда? Вопрос сложный, но если попытаться ответить просто, получится примерно так: когда весь мир вкатывался в рынок смартфонов, мы решали, как бы не помереть с голоду в 90ые годы, а вот ракеты и бомбы мы делали одними из первых. Надо принять, что мы никогда не будем делать такие же хорошие телефоны или даже автомобили, как Запад или Китай, просто потому что внутренний рынок у нас маленький, а на внешний нас никто не пустит. Меньше конкуренции, меньше рынок, меньше обратной связи — в итоге получается говно. Поверьте, государство это прекрасно понимает, и поэтому оно не стремится вкладывать деньги в те отрасли, которые уже захвачены уважаемыми партнерами. Государство инвестирует в перспективные разработки: например, искусственный интеллект, рынок которого ещё только формируется. Мы успели вкатиться в него одними из первых, и теперь у нас есть ГигаЧаты и разные другие Яндекс Алисы. А у других нет.

Что касается игр, тут у нас интересная ситуация. Посмотрите на график, который будет ниже. У нас высокое потребление игровой продукции, но мало своего производства. Спрос есть, дело за предложением. И этим занимаются — правда, иногда получается смутно, но иногда и весьма достойно. Главное — что дело идёт вперёд.

Ось ординат - производство, ось абсцисс - потребление
Ось ординат - производство, ось абсцисс - потребление

То же самое с киберспортом. Его рынок только формируется и обещает в будущем хороший гешефт. Поэтому государство обратило внимание не просто на производство игр и консолей (об этом говорит даже президент), но и на целый киберспорт.

Помимо этого киберспорт даёт импульс развития других сфер. Например:

  • Разработка ПО
  • Разработка AR/VR технологий
  • Туризм и гостиничный бизнес

Ну и прочие плюшки с рабочими местами. Куда не посмотри — везде выгодно.

Во-вторых, мягкая сила.

Мем про цивку (не для всех)
Мем про цивку (не для всех)

Приобретение репутации в сфере игр и киберспорта отлично влияет на имидж страны, а имидж дает понять, что на переднем плане государства – проектирование и управление спортом, культурой и развлечениями 21 века. Типа мы пипец современные и продвинутые, у нас тут всякий футуризм, метавселенные, а не только Герман Стерлигов и духовные скрепы. Впрочем, Россия сегодня — уникальный микс традиционных ценностей и технологического киберпанка, и это круто, так держать.

Киберспорт во всём этом деле — очень привлекательная вещь. А ведь у нас в этой сфере есть определённые успехи, которые произошли ещё до активного вовлечения государства, то есть снизу. Я мало знаю про другие дисциплины, но по моим наблюдениям и в Dota 2, и в CS 2 среди профессиональных игроков очень много звёзд из СНГ. Их прям дофига. Богато на таланты пространство бывшего СССР. В 2021 году я видел следующую статистику: в России было 3 816 профессиональных киберспортсмена, а общая сумма их призовых — более 30 миллионов долларов. Выше были только Швеция, Китай, Южная Корея и США. В европейских киберспортивных клубах иногда бывает столько игроков из СНГ, что их языком внутри-командного общения становится русский. Например, сейчас именно так происходит с составом по доте в команде Entity, которая является западноевропейской организацией. В составе: казах, два россиянина, украинец и белорус. Такой вот здоровый интернационализм.

Почему в России киберспорт получил такую поддержку снизу? На мой взгляд, этому поспособствовала инфраструктура: у нас довольно дешевые, по сравнению с другими странами, интернет и компьютеры, а также цены в компьютерных клубах. Это даёт доступ к игровым дисциплинам молодёжи, и среди них появляются настоящие звёзды, которые затем представляют Россию на мировой арене.

Конкретные действия России

Открытие Игр Будущего
Открытие Игр Будущего

Тут кратко, но доступно:

  • Октябрь 2021 года. Путин поздравляет тогда ещё российскую команду Team Spirit с победой на чемпионате The International по Dota 2. Позже, когда Team Spirit возьмёт приз во второй раз, уже будучи сербской командой, их поздравит Государственная Дума. За месяц до поздравления Team Spirit от президента анонсируются Игры Будущего.
  • Январь 2022 года. Россия входит в топ-5 стран мира по объёму потребления игрового контента — наряду с Китаем, США, Южной Кореей и Японией.
  • Тот же январь того же 2022 года. Александр Хинштейн, глава комитета Госдумы РФ по информационной политике, связи и IT, заявляет, что Россия приступает к аккуратному регулированию многопользовательских игр, а также констатирует большое влияние продуктов игровой индустрии на умы молодёжи.
  • Июнь 2022 года. VK становится партнёром Игр Будущего. Холдинг заявляет, что займётся разработкой метавселенной и обеспечит технологическую платформу для проекта. VK в декабре 2021 года возглавил Владимир Кириенко: сын первого замглавы администрации президента (АП) Сергея Кириенко.
  • Февраль 2023 года. Владимир Путин открывает первые в мире альтернативные Олимпиадам соревнования — Игры будущего по фиджитал-спорту в Казани. Оргкомитет Игр будущего, к слову, возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий в правительстве вопросы развития цифровой экономики. На игры приехало 116 стран, в одном только чемпионате по доте участвовали команды из Ближнего Востока, России, Китая, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Европы.

Работает ли такой инструмент мягкой силы на опыте России? Пока сказать трудно, но есть определённые успехи. Самый главный — в киберспорте мы не оказались в изоляции: к нам едут ведущие команды мира, а наши игроки, под нашим же флагом, выступают на мировых соревнованиях в составе различных команд. И это — большой успех по нынешним временам.

Выше я писал, что спортивная дипломатия предполагает давление на оппонентов. И киберспорт — не исключение. От того ещё приятнее, что это давление мы преодолели. Например, после начала СВО некоторым командам пришлось перерегистрироваться в СНГ, а нашим студиям трансляции соревнований (кейс RuHub) запретили кастить турниры, отняв права на освещение мероприятий.

Тем не менее, русскоязычная аудитория турниров настолько весомая, что в индустрии всё равно появились студии, вещающие на русском — сегодня это Фиссура и Парагон.

А что в других странах?

Первопроходцем, конечно, является Южная Корея. Они вообще умеют делать из популярной молодёжной культуры мягкую силу. Например, кей-поперы BTS у них служат в армии в спец. тик-ток войсках — так корейцы поднимают привлекательность армии среди молодёжи. В киберспорте они тоже хороши.

Во-первых, корейская ассоциация киберспорта (KeSPA) субсидирует любительские киберспортивные клубы из своего годового бюджета в размере более 60 миллионов долларов США. Во-вторых, в стране действует Международная федерация киберспорта, и отрасль получает мощную поддержку со стороны Министерства культуры, спорта и туризма. В-третьих, киберспорт используют даже в политике: на президентских выборах 2017 г. были использованы компьютерные игры как часть электоральных программ и речей кандидатов.

Впрочем, в азиатах никто и не сомневался.

Какие-то корейцы, просто красивая картинка
Какие-то корейцы, просто красивая картинка

Но что там у хохло.. . у арабов? Яркий пример врыва с двух ног в киберспорт — Саудовская Аравия.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд не так давно стал главой Суверенного фонда Саудовской Аравии (PIF). Так вот, этот самый фонд в конце 2020 года начал инвестировать в игровую индустрию. В итоге в инвестиционном портфеле фонда оказались доли крупнейших разработчиков видеоигр на общую сумму $3 млрд. — 3,5% акций Activision Blizzard, 3,5% акций Take-Two Interactive и 2,6% акций Electronic Arts. Далее последовала покупка акций в японских компаниях Capcom, Nexon и Nintendo — по 5% в каждой. И это мы ещё не добрались до киберспорта.

Летом 2022 года состоялся двухмесячный фестиваль Gamers8, в рамках которого прошли соревнования по PUBG, PUBG Mobile, Fortnite, Rocket League, Rainbow Six и Dota 2 с суммарным призовым фондом $15 млн. Турнир по MOBA — Riyadh Masters 2022 выиграла команда PSG. LGD. Riyadh Masters 2023 — Team Spirit. Любопытно, что с 2011 года французский футбольный клуб “ПСЖ” принадлежит еще одному Суверенному фонду, но уже Катара. Руководство планирует вложить $38 млрд в развитие киберспорта в государстве и к 2030 году стать мировым центром индустрии.

Арабы настолько сильно ворвались в киберспорт, что в моей любимой доте под них выделили целый регион. Регионами в дотерском киберспорте считается территориальное деление: есть, например, Восточная и Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Китай и тд. Теперь вот есть MENA — Middle East and North Africa. Раньше его не было. Кроме проведения турниров, Саудиты и ОАЭ развивают собственные киберспортивные клубы. Яркий пример — Team Nigma Galaxy.

Мухаммед ибн Салман Аль Сауд
Мухаммед ибн Салман Аль Сауд

Для чего арабам это надо? Ответ — мягкая сила и ребрендинг государства. Ну и, конечно, бабки.

Экономика Саудовской Аравии — это нефть. А одной нефтью сыт не будешь: она может подешеветь, а может и вовсе закончиться. Поэтому арабы вкладывают деньги в новые отрасли, а почему именно в технологичные, как и Россия, я написал выше. С искусственным интеллектом дела похуже, а с киберспортом — получше.

Игровая индустрия может принести стране новый источник дохода, и правительство это понимает. Саудовская Аравия ещё с 90-х годов начала инвестировать в разные сторонние направления, но самый главный толчок этому движению на дифференцирование источников дохода стало принятие в 2016 году программы «Видение 2030». Согласно ней, к заявленному 2030 году страна должна преобразиться: предполагается рост уровня жизни, а главное экономика страны должна полагаться не на нефтедобычу, а на прочие современные источники дохода.

Но куда важнее — мнение о стране. И тут в силу вступает мягкая сила.

Саудитов, откровенно говоря, считают спонсорами террористических группировок. На Ближнем Востоке — особенно. Правда это или нет, я не знаю, но общественное мнение обычно правдой не интересуется. По факту деньги шейхов считают кровавыми, и с ними мало кто хочет работать. Поэтому и создаются все эти киберспортивные проекты. Шейхи хотят показать, что они современные, технологичные, безопасные и вообще милашки. И надо отдать должное, у них получается.

Киберспортивные турниры — это во многом шоу. Они приковывают к экранам миллионы зрителей со всего мира, они позволяют работать туризму за счёт привлечения зрителей на стадионы. Заработать с него, конечно, можно, но первостепенную роль киберспорта в рассмотрении Саудитов играет образ имиджевого проекта для продвижения страны. И они готовы вкладывать огромные деньги для того, чтобы через киберспорт поменять у общественности мнение о себе.

Кстати, уже к концу этого года в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, должны достроить «Город Киберспорта». Его стоимость составила 500 000 000 долларов. Тут тебе не просто мягкая сила, но ещё и урбанистика и гуманитарные технологии.

Тот самый город
Тот самый город

Что в итоге?

Киберспорт — это новая сфера мягкого влияния, за которую сегодня борются крупные мировые игроки. У всех на руках разные карты, а рынок пока не поделен — так что будем наблюдать. Но киберспорт используется точно так же, как и обычный спорт: он объединяет, поднимает имидж страны, используется для политического давления. Важное примечание: киберспорт полезен для внутренней политики страны: для увеличения человеческого капитала, для улучшения инфраструктуры, да и для других вещей — например, для армии. И я не про Южную Корею.

Та же Dota 2 по сути своей — усложненные шахматы, в которые играют командой. Эта дисциплина позволяет киберспортсменам состязаться в способности строить стратегию, тактику, принятии командных решений, силе воле и, наконец, игровом интеллекте. Если хотите конкретный пример — вспомните объявление ЧВК «Вагнер» о наборе людей на курсы по управлению дронами, где требовались люди в первую очередь имеющие игровой опыт. Такие люди нужны сейчас, и далеко не только в военной сфере. Сами подумайте, нужны ли на факультетах государственного управления люди, которые смогли достичь неплохих результатов в играх по типу Sid Meier’s Civilization, где надо на протяжении длительного времени строить города и целые цивилизации? Ответ очевиден.

В общем, я люблю доту. И вот, какой текст родился из этой любви.

Если дочитали и понравилось, прошу подписаться, там много крутого про мягкую силу и манипуляции — вот мой канал

3
реклама
разместить
Начать дискуссию
[]