5 шагов построения оргструктуры компании

Как построение эффективной структуры может стать ключом к успешному развитию компании, какие ошибки стоит исправить, и какие шаги необходимо предпринять, чтобы ваш бизнес работал как часы и достигал поставленных целей? На эти вопросы ответил Андрей Калашников, серийный предприниматель, эксперт в области управления бизнесом.

5 шагов построения оргструктуры компании

Как ни крути, но ключевым фактором успеха в бизнесе является не только разработка стратегии, но и правильное построение внутренней структуры компании. Эту простую истину мы повторяем и внутри компании, и на встречах с клиентами. Почему одни организации легко достигают своих целей, а другие сталкиваются с проблемами на каждом шагу? Как построение эффективной структуры может стать ключом к успешному развитию компании, какие ошибки стоит исправить, и какие шаги необходимо предпринять, чтобы ваш бизнес работал как часы и достигал поставленных целей? На эти вопросы ответил Андрей Калашников, серийный предприниматель, эксперт в области управления бизнесом.

Организационная структура компании: что это и с чего начать

Оргструктура компании — это формальная система рабочих отношений, которая определяет, как организация разделена, организована и координируется. Она включает в себя схему иерархии, распределение ролей и обязанностей, а также механизмы коммуникации между различными подразделениями и сотрудниками.

Оргструктура компании это конфигурация, которая помогает достичь цели бизнеса.

Оргструктура это скелет компании. Чем она качественнее, тем эффективнее будут распределены роли, обязанности и уровни ответственности среди сотрудников. От организационной структуры также зависит и скорость принятия решений: если компания работает как слаженный механизм, любые стратегии будут работать на неё, приносить деньги и окупать вложения.

Правильно выстроенная оргструктура влияет на эффективность, достижение целей или недостижение целей бизнеса, уровня взаимодействия внутри команды. Оргструкутра позволяет закрыть вопросы делегирования, понимания, кто за что отвечает, разделения ответственности. Управление через оргструктуру – важный инструмент менеджмента. Это инструмент генерального директора, в котором четко прописывается зона ответственности, потоки информации и канал взаимодействия.

Андрей Калашников, серийный предприниматель, управляющий партнер “Фокус”

Построение организационной структуры зависит от многих факторов: от того, какая команда сейчас работает, какие роли выполняет сотрудник, за какие задачи отвечает. Какие долгосрочные и краткосрочные цели решает компания и на каком этапе развития сейчас находится. Но независимо от этих факторов, начать стоит с 5 шагов, которые позволят выстроить такую оргструктуру, которая будет отвечать всем запросам, целям и задачам бизнеса.

Шаг 1. Оценка текущего положения

Первый шаг — это детальный анализ существующей организационной структуры. Необходимо оценить, насколько эффективно текущая структура способствует достижению бизнес-целей. Проанализировать, какие функции выполняются эффективно, а какие требуют пересмотра или улучшения.

Выстроить эту аналитическую работу можно основываясь на краткий чек-лист:

  • оцените, как много людей в управлении на данный момент,

  • есть ли перегруз в управлении,

  • есть ли отсутствующие должности,

  • есть ли конфликт интересов.

Часто контроль качества отправляют в коммерцию, или отделы инвентаризации отправляют в склад. Так быть не должно. Важно, чтобы система распределения обязанностей соответствовала задачам бизнеса.

Обычно за построение оргструктуры отвечает HR, СЕО, собственник. Я считаю, что собственник должен управлять оргструктурой хотя бы на уровне СЕО, СЕО-1, а дальше передавать это в менеджмент.

Андрей Калашников, серийный предприниматель, управляющий партнер “Фокус”

В этом примере зеленым цветом отмечены должности, которые закрыты эффективно.

Желтым — должности, которые закрыты неэффективно (например, у сотрудников не хватает компетенций)

Красным — должности, которые не закрыты никем и требуют срочного найма

<p>Пример оргструктуры</p>

Пример оргструктуры

Что необходимо сделать на первоначальном этапе оценки

1. Из должностей у себя в команде нужно составить список приоритета найма и начать с самых горящих позиций.

2. Составить матрицу ответственности, чтобы видеть, кто отвечает за конкретный бизнес-процесс.

<p>Матрица ответственности отдела развития</p>

Матрица ответственности отдела развития

3. Для каждой должности можно составить книгу, прописать должностные обязанности

Должностные обязанности РОПа
Должностные обязанности РОПа

Шаг 2. Определение ключевых функций и КФУ (критических факторов успеха)

На втором этапе нужно четко определить, какие функции являются ключевыми для достижения целей бизнеса. Также следует выделить критические факторы успеха (КФУ) и оценить их по двум критериям: компетенции необходимые для их реализации, и время, которое тратится на выполнение этих функций. Это поможет выявить слабые места в существующей структуре.

Шаг 3. Проектирование оргструктуры исходя из КФУ

Следующий шаг — разработка организационной структуры, основанной на ключевых функциях и КФУ. На этом этапе важно определить, какие должности и отделы необходимы для эффективной работы компании, и обеспечить, чтобы каждый критический фактор успеха был закрыт компетентными сотрудниками.

Шаг 4. Минимизация уровней управления и внедрение эффективных коммуникаций

Один из современных трендов в построении оргструктур — уменьшение числа уровней управления для повышения скорости принятия решений и уменьшения транзакционных издержек. Важно обеспечить эффективную систему коммуникации внутри компании с использованием современных инструментов, таких как корпоративные мессенджеры и системы управления задачами.

Шаг 5. Регулярный мониторинг и адаптация

Построение оргструктуры — это не разовый процесс. Важно регулярно анализировать эффективность организационной структуры и вносить корректировки с учетом меняющихся условий бизнеса и рынка. Это поможет сохранять гибкость и адаптивность компании, а также способствовать ее устойчивому развитию.

Построение оргструктуры — это не разовый процесс.

4 самые распространенные ошибки в построении оргструктуры

Первая ошибка — большое количество людей в управлении.

Мы часто видим в малом бизнесе, что под собственником очень много людей в управлении 8, 10, 12, 15.

Как решить: уменьшить число людей в управлении.

Вторая ошибка — нет главного, нет генерального директора. Есть 2–3 партнера, и все управляют, и за все отвечают.

Как решить: важно определиться, кто главный, чтобы не было размытия ответственности.

Третья ошибка — на ключевой фактор успеха на достижение целей нет конкретного ответственного человека, он выбирается просто по остаточному принципу.

Как решить: назначить человека ответственного за достижение целей бизнеса.

Четвертая ошибка — несоблюдение показателей по ФОТу (фонд оплаты труда), невыполнение рыночных бенчмарков.

Как решить: важно контролировать затратную часть, чтобы ФОТ соответствовал стратегии компании и позиции.

Что необходимо делать, чтобы оргструктура работала

Необходимо поставить циклическую задачу – актуализация оргструктуры.

Важно понимать, что оргструктура – живой процесс, она постоянно перестраивается, в рамках жизни бизнеса все больше и больше появляется новых функций, все больше и больше работает система распределения труда. Если раньше в бизнесе на стартапе один человек делал все, и не было издержек по передаче информации, то с развитием бизнеса все большее количество процессов делятся. Делятся операции и возникает специализация, а специализация позволяет делать операцию более эффективно

Андрей Калашников, серийный предприниматель, управляющий партнер “Фокус"
1010
11
Начать дискуссию