Big Data в маркетинге

В последние годы генеративный искусственный интеллект продемонстрировал невероятные достижения, изменяя представления о возможностях автоматизации и креативности.

В контексте маркетинга, AI-технологии открывают новые горизонты для создания контента, анализа данных и персонализированного маркетингового предложения, что, в свою очередь, добавляет ценность как для компаний, так и для клиентов.

Сегодня мы поговорим про анализ данных, больших данных, которые способны изменить представление о продвижении бизнеса на 360.

В мире, где каждый клик оставляет цифровой след, анализ больших данных (Big Data) в маркетинге становится не просто модной тенденцией, а необходимостью для любого, кто хочет держать руку на пульсе рынка. Что такое Big Data и почему все об этом говорят — поговорим без воды.

Каждый день мы производим 2.5 квинтиллиона байт данных.

Это как если бы каждый житель Земли писал 10 книг каждый день. Сколько из этого количества данных может быть полезным для маркетологов? Очень много.

С помощью Big Data компании начинают понимать своих клиентов не хуже, чем они сами себя. Это так же, как Netflix «угадывал» ваш следующий любимый сериал или как Ozon предлагает именно ту книгу, которую вы хотели прочитать, только глубже. И масштабнее.

Дело даже не в умении предугадать желания клиента. Big Data позволяет собирать фантастические объемы данных, позволяет компаниям видеть реальную картину эффективности бизнеса, анализировать, на что пользователи реагируют лучше всего, оптимизировать стратегии в реальном времени и, как следствие, повышать лояльность клиентов и выводить бизнес на новый уровень. Согласно исследованию Aberdeen Group, компании, работа которых основана на аналитике больших данных, в среднем наблюдают в 2,7 раз большее ежегодное увеличение узнаваемости бренда (20,1% против 7,4%), чем компании, не использующие Big Data. Это подчеркивает значительное влияние, которое аналитика больших данных может оказать на маркетинг и восприятие бренда потребителями.

Конфиденциальность и безопасность — чья это ответственность?

Вопросы конфиденциальности и безопасности данных становятся все более острыми. Каждый раз, когда вы читаете новость о том, как у очередной большой компании «утекли» данные пользователей, помните — это темная сторона Big Data.

Конфиденциальность и безопасность данных — это области, ответственность за которые лежит не только на плечах IT-отдела, но и на каждом, кто работает с данными. От инженеров по данным и аналитиков до маркетологов и топ-менеджеров — каждый играет роль.

Большие компании, имеющие доступ к огромным объемам персональных данных, должны соблюдать законодательные нормы и превосходить их, создавая более строгие внутренние стандарты и протоколы безопасности, создавать культуру уважения к личной информации на всех уровнях организации.

Маркетологи, в свою очередь, не должны выходить за рамки конфиденциальности, работая с большими объемами данных о потребителях, которые могут включать личную информацию, предпочтения, покупательское поведение и местоположение пользователей. Мы наблюдаем попытки навести порядок в цифровом мире на законодательном уровне. Правда, как и с любым регулированием, возникает вопрос: насколько оно эффективно и где грань между защитой личной жизни и инновациями в использовании данных?

То, как мы используем эти возможности и как адаптируемся к инновациям, определит не только будущее наших компаний, но и будущее цифровой эры в целом. Кто владеет информацией, тот владеет миром. А в мире Big Data информации хватит на несколько планет.

Как использовать на практике?

В России, как и во всем мире, малый и средний бизнес уже во всю использует возможности Big Data для улучшения своего цифрового маркетинга. Разработчики готовых сервисов на базе больших данных, тот же Retail Rocket, предлагают решения, которые помогают компаниям анализировать большие объемы информации, прогнозировать поведение потребителей, оптимизировать маркетинговые кампании и увеличивать продажи.

Big Data в маркетинге

Что стоит учесть:

1. Определение целей. Первое, с чего стоит начать — четко определить, чего вы хотите достичь с помощью анализа данных. Этот подход открывает перед маркетологами новые возможности для создания контента, разработки креативных концепций для рекламных кампаний, прогнозирования поведения рынка для предопределения будущих тенденций и покупательского поведения.

Или вы хотите получить всесторонний взгляд на рынок и адаптировать стратегии ценообразования таким образом, чтобы они не только отражали стоимость предложения для потребителя, но и обеспечивали устойчивую конкурентоспособность на рынке, анализируя себестоимость, маржинальность, спрос и ценообразование конкурентов.

2. Сбор данных. Здесь важно не переборщить. Да, теоретически вы можете собрать данные абсолютно обо всем. Но на практике это может привести к информационному перегрузу, когда важная информация теряется среди мусора.

Сосредоточьтесь на данных, которые действительно могут помочь достичь ваших целей.

3. Анализ и интерпретация. Здесь могут пригодиться инструменты и программное обеспечение для обработки больших данных, такие как Google-аналитика или специализированные AI-решения — для хранения и систематизации данных.

С последним, как показывает практика, проблемы возникают даже у крупных компаний, устоявшихся на рынке. Главное — научиться правильно хранить, интерпретировать и упорядочивать полученные данные, чтобы с ними можно было работать, видеть в них не просто цифры, а реальные инсайты и возможности.

4. Применение на практике. 2024 год — год возможностей в области информационных технологий. Мы уже имеем несколько вариантов анализа и использования данных, основанных на базе ИИ, что позволяет компаниям понимать, что с этими данными делать.

С точки зрения маркетинга это может быть корректировка маркетинговой стратегии, оптимизация веб-сайта с целью увеличения конверсии, разработка и создание новых продуктов и комплексных решений, исходя из потребностей клиентов.

Главное здесь — не бояться экспериментировать и быть готовым к постоянным изменениям.

5. Мониторинг и адаптация. В мире Big Data данные эволюционируют постоянно. Потребительские предпочтения, рыночные тенденции, поведение конкурентов — все это динамичные величины, которые могут измениться за одну ночь. Мы должны четко понимать, что каждое изменение в стратегии, запущенная кампания или модификация продукта должны подвергаться тщательному анализу.

Big Data в маркетинге

Использование Big Data в маркетинге — инструмент, который позволит выделиться среди конкурентов. Мы изучаем эффективность внедренных изменений, оцениваем их влияние на продажи, узнаваемость бренда, вовлеченность и другие ключевые показатели успеха и предлагаем клиентам более релевантные решения. Важно также понимать, что работа с большим объемом собранных данных — это не изолированный процесс.

Это тесное взаимодействие между отделами, от продаж и маркетинга до разработки продуктов и обслуживания клиентов, чтобы обеспечить единую, адаптивную стратегию, способную реагировать на любые изменения.

Знания — это сила, а в эпоху современных технологий это больше, чем сила.

Светлана Самойлова
Маркетолог, руководитель отдела маркетинга в агентстве UNREAL
22
1 комментарий

Поддерживаю! В вопросе маркетинга знаний и ЦА много не бывает!

1
Ответить