Жизнь без таргета: кейс продвижения салона красоты в Санкт-Петербурге

С заботой и трепетом несколько лет развивали страничку в Инстаграме*, но с отключением таргетированной рекламы привлекать новых подписчиков стало сложно. При этом аудитория переходить на другую платформу не хотела, а профиль бросать было жалко. Знакомо? Вот и мне с проектом студий красоты — тоже. Но мы стали качать Инсту* дальше. Что из этого вышло — рассказываю в статье.

Привет, я — Даша Артемова, SMM-специалист агентства УльтраФиолет. Два года я веду соцсети салонов красоты Beauty Today в Санкт-Петербурге. После блокировки Инстаграм* владелица не хотела терять аудиторию и решила продолжать развивать аккаунт.

В статье делюсь удачным (и не очень) опытом продвижения запрещенной соцсети без таргета, успехами, планами и факапами.

Ведение профиля до 2022 года

Первые 1,5 года проблем с подписками не было из-за активного таргета. После событий февраля 22 года заказчица приняла решение временно приостановить ведение соцсетей, а через полгода предложила вновь вести социальные сети. Владелице салонов нравился наш подход к работе, идти к другим специалистам она не хотела.

Тестовый период после простоя

Мы не хотели отказываться от аудитории, которая оставалась в запрещенной соцсети. У салонов красоты есть VK и Telegram, но большая часть аудитории оставалась в Запрещеннограмме. Попытки “перелить” аудиторию результатов не давали — мы решили направить бюджет все же на Инстаграм*. Чтобы понять, возможно ли дальнейшее продвижение после ухода и блокировки Meta*, мы начали тесты: рубрик, форматов и подачи.

После простоя у нас поменялась команда, работающая над проектом: из-за большой нагрузки часть работ передали мне. У меня был опыт работы с другими салонами красоты и основательницы агентства решили, что я смогу дать проекту новые идеи. Я взяла на себя основные работы: составление планов и идей, контроль работ и сроков дизайнера, написание текстов, сторис и общение с заказчицей.

Сложности, возникшие в период тестов

1. Дизайн должен строго следовать новому брендбуку: стильному, но с довольно большим количеством ограничений. Например, из-за эффектного необычного шрифта надписи нужно было делать определенных размеров для читабельности. Визуальное оформление было прописано для ленты, сторис, прайс-листов и т. д.

Решение: обычный SMM здесь бы не справился, поэтому в проекте осталась дизайнер, работавшая над проектом с 2020 года.

Так мы смогли быстрее начать тесты, потратив меньше времени на переделку и “погружение” человека в работу. Дизайнер была занята на других задачах, но мы провели перестановку работ, чтобы появилось время для вернувшегося заказчика.

2. Владелица салонов управляет несколькими бизнесами, поэтому нам не всегда удавалось вовремя согласовывать контент. Сначала мы попытались делать посты на месяц вперед, чтобы увеличить срок на согласование контента в два раза. Это тоже не работало и случались простои. Поэтому помимо основных постов мы попытались заранее делать нейтральные посты с подборками маникюра и других работ, чтобы выгружать их, если у заказчицы нет времени выйти на созвон.

В это время у меня начали появляться дополнительные проекты и я поняла, что не вывожу процесс согласования: мне нужно было постоянно “ловить” заказчицу в свободное время. Иногда созвоны проходили поздно вечером или ночью — так заказчице было удобнее.

И тогда на проекте появился еще один человек — проджект-менеджер. Она согласовывала весь контент, ставила задачи мне и дизайнеру.

Решение ввести еще одного человека в процесс согласование позволило всем работать нормировано и вовремя получать одобренный контент. Все еще больше упростилось, когда заказчица наняла в студию менеджера, которая и сейчас помогает нам получать нужные материалы и одобряет контент.

Менеджер со стороны заказчицы является официальным представителем студий и контролирует посыл и ценности Beauty Today. Таким образом заказчица наняла себе полноценную замену, которая может принимать решения от лица студий и контролирует на месте съемки контента с мастерами.

3. Появление еще 1 студии. Это не совсем сложность, но так как студия появилась в другой стране и нужно было срочно подключаться к ведению контента, это увеличило нагрузку на команду. Заказчица попросила нас вести аккаунт студии в Лиссабоне, пока не появится штатный сотрудник в Португалии. Мы быстро среагировали на просьбу и 2,5 месяца вели профиль.

Решение: поскольку проект был на английском языке, я привлекла профессионального переводчика, которая переводила подходящий для студии контент с русского аккаунта и выгружала в ленту. Работа продолжалась, пока на работу не вышел португальский специалист.

Итог тестов

Аудитория реагировала на новые сторис, креативные посты и рилс, и продолжала записываться через Инстаграм*. Контент у нас выходил редко: раза 2 в неделю. Мы хотели, чтобы получился профиль в духе журнала, который интересно читать, а не просто страничка с крутыми работами мастеров.

Для увеличения реакций и охватов мы решили чаще публиковать контент, при этом сохранив его “качество” – чтобы он был интересным.

Пример адаптации трендового мема под аудиторию.
Пример адаптации трендового мема под аудиторию.

Перед увеличением контента мы глобально пересмотрели стратегию. Думали, каким оставить голос бренда, подойдет ли какой-то юморной персонаж для продвижения, как часто делать мемы и т. д.

Осенью 2023 разработали новую стратегию по ведению, а также предложили идеи для продвижения студий в оффлайне с помощью женских клубов, бьюти-бранчей и др.

Работа сейчас: органическое продвижение

Так как объем работы должен был увеличиться, я поняла, что нужно привлечь еще сотрудника, чтобы контент не стал проходным. Для работы позвали автора, который работал на проекте с 2020 по 2022 год, чтобы было меньше правок и не пришлось обучать нового специалиста.

Хотели быстрее начать новые тесты с большим количеством контента, поэтому мы поступили, как с дизайнером: пересмотрели нагрузку и я позвала в проект старого автора.

Так мне приходится меньше править тексты перед отправлением менеджеру и нам быстрее согласовывают работы.

Как пересмотрели контент

Заказчица хотела, чтобы в ленте начали мелькать лица команды, увеличить количество работ и креативных видео от стилистов и мастеров маникюра.

Новый контент стал более «живым»: появились регулярные рубрики — «лайфхак от стилиста», «знакомство с мастером», подборки мероприятий в СПб., тематические образы, мемы, рекомендации косметики, рубрики со звездами и т. д. Все то, что потенциально может зацепить и прогреть аудиторию. Мы стали генерировать новые идеи вирусного контента, чтобы набрать желаемые охваты.

Не все тренды подходили под общую концепцию и идею заказчицы, но все же контент с лайфстайлом работал лучше, чем обычное транслирование услуг.

Не обошлось без провалов: какие-то тренды не заходят заказчице, какие-то – аудитории. Например, после удачной подборки мест в СПб. с креативными десертами мы опубликовали подборку для семейного досуга и подписчицы практически на нее не реагировали. Или, например, наши ролики не набирают желаемое количество просмотров — пока что ни одно видео не стало вирусным.

Грустновато, но новый контент приносит все же результаты, пусть и не вирусность: лояльная аудитория начала активнее реагировать на новые посты, не считая парочки неудачных. Уже в первый месяц работы по новой стратегии мы заметили увеличение охватов и взаимодействий с публикациями в почти 2 раза.

Я не говорю про продажи, так как это конфиденциальная информация, поэтому буду приводить примеры только с реакциями, доступными в профиле.

Сложности и решения

Если кажется, что после тестов сложностей быть не может, это не так. С чем мы столкнулись в работе с января 2024 и что предложили для решения:

1. Съемки видео были проблематичными: снимали не с тех ракурсов, не понимали, как разыграть сценарий и т. д. Было много вопросов: “А как снимать?”, “А что мне говорить?”, “А какой лайфхак нужен?”, а результат не радовал.

Решение — ежемесячно мы даем подробное техническое задание стилистам и мастерам, где указаны темы, идеи и примеры видео для вдохновения.

Также мы подбирали стороннюю команду, чтобы передать им съемку рилстов, но это было проблематичнее из-за организации. Одно дело, когда приезжает проверенный видеомейкер и с менеджером и мастерами снимает по частям нужный материал. Другое дело – выделять человека и снимать несколько дней ролики на месяц. Даже для улетных роликов заказчица не могла выделить мастера и не могла мешать посетительницам салонов.

2. Заказчица хотела видеть идеальную ленту. Мы писали тексты, выбирали из имеющихся материалов и пытались подобрать гармоничные заглушки. Но, к сожалению, иногда лента “ехала” и казалась менее дорогой.

Решение — мы начали составлять мудборд с идеями для визуала ленты, по которому проводятся ежемесячные дополнительные фотосессии. Лента стала разнообразной и более продуманной. Приходится меньше переделывать расположение и реже двигать темы в ленте при запуске.

3. Заказчица любит определенные формулировки. Мы могли часами менять и вычищать текст, чтобы добиться идеала.

Решение — мы пишем на выбор несколько вариантов с разными посылами и стилистикой. Так процесс согласования проходит быстрее, заказчица просто выбирает понравившийся текст.

Варианты текстов поста на выбор для заказчицы. Оранжевый – вариант, который выбрали и опубликовали.
Варианты текстов поста на выбор для заказчицы. Оранжевый – вариант, который выбрали и опубликовали.

Помогают ли нам в работе нейросети

В момент “нейросетимании” заказчица попросила писать тексты с помощью искусственного интеллекта. Ее вдохновил успешный опыт написания текстов на английском для профиля в Португалии. Казалось, нейросеть может помочь с написанием текстов или хотя бы кусочков постов. Мы несколько раз сами проверяли нейросети на русском, но после просьбы попробовали активнее включить их в контент. Из 3–4 постов к каждому посту на выбор мы предлагали по 1 от нейросетки.

На русском нейросеть формулирует хуже, чем на английском, и тексты приходится в лучшем случае долго “вытрясать” из нейронки, чтобы переделать под бренд. В итоге ни разу еще заказчица не выбрала текст с нейросетью в основе к посту: автор пишет короче, динамичнее и с учетом ценностей бренда. Но после прокачки чата GPT мы убедились, что нейросеткой можно пользоваться для вдохновения и иногда – получения “рыбы” текста.

Что нам точно понравилось составлять с помощью нейросети – тексты для сторис.
Что нам точно понравилось составлять с помощью нейросети – тексты для сторис.

Итоги и планы

Мы пересмотрели стратегию и мудборд, что позволило нам качать старую аудиторию. Профиль выглядит гармоничным и напоминает модный журнал, что нравится заказчице. Получилось вовлечь аудиторию в контент — увеличились реакции подписчиков и отдалить процесс съемки контента. К сожалению, виральные охваты нас пока что не любят, но мы будем работать над тем, чтобы залетать в тренды.

В планах коллаборации с партнерами, сотрудничество с инфлюенсерами, проведение розыгрышей. Все это также поможет привлечь новую аудиторию без таргета.

*принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.

44
Начать дискуссию