Где зарыты х10 вашего запуска: как онлайн-школам конвертировать инфотрафик в деньги

Маркетологи и владельцы онлайн-школ часто питают иллюзии по поводу теплых и горячих лидов. В их представлении, где-то в рунете есть многочисленная прослойка потребителей, которую достаточно найти. Закупаете рекламу — и вот уже к вам бегут с кошельками и картами наперевес, а вы закрываете период с заоблачным ROMI.

Но современному человеку нужно уже не семь касаний, чтобы купить у вас — а все 20–30. Поэтому Х10 всё ещё реальны в этой Вселенной — но если вы работаете с аудиторией вдолгую. В том числе с конвертацией информационного трафика в образовании.

Эту статью подготовила команда рекламного агентства «Нефтетрафик». Ставьте оценки статье, пишите комментарии, подписывайтесь — это будет лучшая благодарность за наш труд. 🙂

Определение и значение информационного трафика

Инфотрафик — это аудитория, которая приходит в поисковики / группы / блоги / на каналы / сайты с информационными запросами. Например, с запросом «как вырастить рассаду томатов».

Инфозапросы и трафик мы противопоставляем коммерческим запросу и трафику — «ящики для рассады» или «купить рассаду недорого». Если взять нишу образования, то пример коммерческого запроса — «курсы по огородничеству».

И, как следствие иллюзии об идеальном покупателе, нередко в маркетинге стремятся работать только с коммерческим трафиком и не обращают внимания на информационный.

Но человек, который вводит в поисковике «как вырастить рассаду томатов» и «курсы по огородничеству» — часто один и тот же потребитель, но в разное время и на разных этапах решения о покупке. Догрейте его — и он ваш.

Где зарыты х10 вашего запуска: как онлайн-школам конвертировать инфотрафик в деньги

Да, такие лиды не совсем целевые, и они намного холоднее. Но зато их в десятки и даже сотни раз больше созревших покупателей, за которыми все гоняются.

По данным Content Marketing Institute, контент дает в три раза больше лидов, чем платная реклама в поиске. Как выяснили в Demand Gen Report, 47% покупателей изучают 3–5 постов, прежде чем принять решение о покупке.

Вот почему важно работать с информационным трафиком, так называемой холодной базой. Эту базу вы в дальнейшем можете бесконечно конвертировать в продажи.

В этой статье мы рассмотрим основные способы работы с инфотрафиком, с примерами и кейсами.

Анализ целевой аудитории курса

Изучаем потребителя

Изучение целевой аудитории (ЦА) прямо связано с тем, какие познавательные материалы вы хотите ей предложить. Чем глубже вы знаете и понимаете потребности и интересы ЦА, тем быстрее и надежнее вы обоснуетесь в сердечке своего покупателя.

Ключевые вопросы исследований, которые помогут вам встать на место потенциального слушателя ваших курсов: чем ты можешь быть мне полезен? какие полезные знания / умения / навыки я могу получить у тебя?

Поверьте, очень часто в ответе на эти ключевые вопросы допускают ошибки. Скажем, внедряют в кампанию лид-магнит, который не привлекает и не конвертит аудиторию. Польза не должна быть надуманной.

Скажем, слушателям курсов по похудению не нужен в качестве лид-магнита 1000-страничный учебник по истории борьбы с лишним весом с древнейших времен. А вот гайд по низкокалорийному меню из 30 обычных и всем доступных продуктов точно пригодится.

Еще нередко в случае с теми же лид-магнитами дают продукт не для той аудитории или не для того этапа воронки. Допустим, у нас есть вебинар по пассивному инвестированию для новичков. А как лид-магнит мы предлагаем сравнительный анализ российских паевых фондов — продукт для более теплой и осознанной аудитории.

Где зарыты х10 вашего запуска: как онлайн-школам конвертировать инфотрафик в деньги

Боли, мечты, потребности и интересы людей не остаются раз и навсегда неизменными. И это тоже надо учитывать.

Недавно в нашей практике произошел показательный случай. Более двух лет с нами работает клиент в нише обучения удаленных бухгалтеров. Всё шло хорошо, и даже очень, но в последние месяцы цифры окупаемости стали угнетающими. Точнее, они просто отсутствовали — никто не покупал курс.

Всё это время онлайн-школа вела трафик на бесплатный семинар, где спикер убедительно подавал выгоды удаленки, рассказывал, как бухгалтеру можно здесь подрабатывать или полностью уйти из найма. А бесплатник — это ведь тоже инфоматериал, причем один из важнейших.

Материал семинара за эти два года актуализировали, но незначительно — добавляли блоки с актуальной информацией. Скажем, о налоговой отчетности при выводе штата заграницу, о работе, когда нет кассовой ленты и пр. Основной посыл не менялся.

Так вот, когда мы получили от клиента последние опросники, мы увидели, что бухгалтеры уже хорошо осведомлены об удаленке и им не надо ее презентовать. Больше слушателей бесплатника заботили либо боязнь бросать постоянку, либо проблемы с поиском клиентом — у тех, кто уже рискнул.

Потому и возникли проблемы с окупаемостью: устарел офер. Вывод очевиден: эксперту пора существенно менять содержание бесплатного семинара.

Методы аналитики ЦА

Для изучения целевой аудитории можно использовать все доступные средства маркетинговых исследований:

  • анкеты, интервью, опросы, фокус-группы, кастдевы;
  • готовые данные исследований рынков;
  • изучение поведения ЦА в соцсетях, на сайтах, ее высказываний, в частности — просмотр поведения на сайте через Вебвизор и кабинеты веб-мастера;
  • тестирование различных вариантов рекламных кампаний, лендингов, дизайна группы, разного ценообразования и пр.
  • сбор и анализ поисковых запросов (подробнее чуть ниже).
Те самые анкеты бухгалтеров, которые открыли нам причину проблем на проекте заказчика
Те самые анкеты бухгалтеров, которые открыли нам причину проблем на проекте заказчика

Полезны будут взгляды, мнения, выбор потребителей на каждом этапе воронки — от ультрахолодных (вообще не знают о продукте и своей проблеме) до горячих (полностью осознали проблему и выбирают среди вас и конкурентов).

Самые ценные группы в этом случае — пограничные. Например, человек осознал проблему похудения, но решать ее вообще не стал. Почему? Или осознал, но выбрал не ваш курс по нутрициологии, а спорт либо операцию. Или выбрал не вас, а конкурента, другой курс по нутрициологии. Что его подтолкнуло к выбору?

Изучение групп, которые не перешли на следующий этап воронки или ушли из нее — способ найти главные возражения и хорошо отработать их в информационных материалах. Ну, или улучшить свои продукты.

Оптимизация веб-сайта

Интерфейс, навигация, технические работы

Будь ваш сайт трижды полезным, но на Юкозе и с дизайном из 90-х — вряд ли он будет эффективно привлекать информационный трафик.

И даже современный дизайн не снимет вопрос непродуманной структуры сайта с неочевидной навигацией. Непрожимающиеся или незаметные кнопки, неработающая форма заявки или чат-бот, отсутствие сотрудника, который отвечает за лиды с сайта — все эти моменты складываются в понятие юзабилити: насколько удобен и понятен ваш сайт.

У веб-мастеров давно существует правило трех шагов: пользователь должен добираться до любого места на сайте не более, чем за три клика. И уж конечно, конверсионные кнопки или формы в идеале должны быть доступны с любой страницы.

Технические моменты — такие как скорость загрузки страниц, правильно настроенные редиректы, отсутствие 500-х ошибок, актуальный и работающий sitemap — тоже значат очень много. Мало кто в итоге зайдет на сайт, на котором нет защищенного протокола или он грузится дольше 5 секунд.

Где зарыты х10 вашего запуска: как онлайн-школам конвертировать инфотрафик в деньги

Контент сайта онлайн-школы

Это ключевой момент для того, чтобы вы могли конвертировать трафик по инфозапросам. Чтобы точно понять, что хотят узнать ваши потенциальные потребители, используйте справочные сервисы по ключевым словам в поиске, например Вордстат Яндекса.

Чтобы воспользоваться Вордстатом, введите ключевые понятия вашего курса. Можно начать с одного слова и постепенно найти в Вордстате все остальные главные смыслы — и темы статей хоть на год вперед.

Поиск ключевых понятий и запросов для инфотрафика онлайн-школы садоводов и огородников
Поиск ключевых понятий и запросов для инфотрафика онлайн-школы садоводов и огородников

Попробуем поискать темы для блога онлайн-школы по садоводству и огородничеству. На скриншоте видны важное ключевое слово для поиска — «агрономия», а также несколько потенциальных тем будущих материалов: «огород на подоконнике», «из чего сделать грядки», «полив огорода», «удобрения для огорода» и пр.

Так за час–два поиска вы получите контент-план с темами, которые точно интересны вашей аудитории.

Основное при работе с контентом — не свалиться в контент ради SEO. Если статьи, гайды, подборки точно полезные, содержат экспертный опыт и рекомендации, в них есть полезный визуальный контент — они обязательно понравятся и людям, и поисковикам.

Одна из статей в ТОП выдачи Яндекса по запросу «как вырастить огород на подоконнике» с видео по теме
Одна из статей в ТОП выдачи Яндекса по запросу «как вырастить огород на подоконнике» с видео по теме

Хороший трафик на страницы со статьями и грамотная внутренняя перелинковка «потянут» за собой вверх в выдаче и посадочные страницы с коммерческими запросами.

Соцсети и реклама

Социальные сети и контент-маркетинг

Контент-маркетинг в целом охватывает все каналы, откуда онлайн-школа может приводить информационный трафик:

  • сайт и блог, а также блогоплатформы (та же VC);
  • каналы / группы / страницы в социальных сетях и на видеохостингах;
  • бесплатные учебные материалы (в том числе лид-магниты) и платные продукты, включая трипваеры.

В соцсетях, в отличие от сайта, значительное место наряду с продающим контентом занимают развлекательные и игровые форматы, короткие познавательные посты по схеме «один вопрос — один пост». Лонгриды тоже можно использовать, но либо выкладывать их в специальных встроенных инструментах для длиннопостинга, либо просто писать пост-превью и ссылкой уводить на сайт — дочитывать материал.

Полезный инфопост в группе VK онлайн-академии Ukids
Полезный инфопост в группе VK онлайн-академии Ukids

Учебные материалы онлайн-школы способны прогреть потребителей наиболее сильно. Как правило, знакомство с вашими курсами начинается с бесплатных продуктов и недорогих «пробников» (трипваеров).

У нас есть давний заказчик — крупная школа восточной эзотерики. Спикер и владелица школы постоянно собирает новую аудиторию в свои группы и рассылки, а потом обязательно общается с ней. Эксперт бесплатно ведет утренние прямые эфиры на разные темы, регулярные рассылки с полезностями.

По этой же базе школа в дальнейшем продает трипваеры и запускает прогревы к основным продуктам — нескольким курсам. В практике этого клиента обязательны лид-магниты и бесплатные вебинары. Итог: стабильно хорошая окупаемость от Х2 при работе с прогретой базой.

Вот один из интересных кейсов работы с этим клиентом, когда мы давали лиды дороже, чем другой подрядчик, но в итоге дали результаты, в том числе по продажам, на 50–60% лучше..

Реклама и таргетинг в нише образования

Про семь рабочих способов привлечь трафик, в том числе разные каналы рекламы, мы писали здесь.

Мы уже несколько раз упоминали лид-магниты и трипваеры. Это эффективный способ повысить конверсию — продавать и прогревать к дальнейшим покупкам толковой информацией.

В целом, грамотно выстроенные и протестированные воронки играют ключевое значение в конвертации трафика, в том числе информационного. В идеале, ваши продажные сценарии должны охватывать любую вашу активность, любое взаимодействие пользователя с вами и схему перехода к следующему касанию.

Также сейчас в инфобизнесе есть целое направление — контентные воронки. Трафик перекидывают на статью, в конце которой дают ссылку на следующую статью — и так далее. Обычно для прогрева в контентной воронке используют две-три статьи. Затем человеку предлагают трипваер,а после него — основной курс.

Такую воронку использует один из наших клиентов — копирайтер, который учит состоявшихся копирайтеров и новичков писать рекламные тексты для таргетинга. Для его продукта такой прогрев выглядит особенно уместным: мастер слова словом и продает.

Итог: хотя цикл продажи достаточно длительный (в качестве трипваера заказчик предлагает мини-курс с разбором домашнего задания), постоянная воронка окупается. Подробнее про этот кейс — здесь.

Аналитика и улучшение конверсии

При работе с инфотрафиком, как и в рекламе, всегда есть возможность анализировать ход и итоги работы, а также улучшать результаты. Некоторые способы для этого:

При работе с инфотрафиком, как и в рекламе, всегда есть возможность анализировать ход и итоги работы, а также улучшать результаты. Некоторые способы для этого:

  • В аналитике — сервисы аналитики и сбор информации. Многие наши клиенты ведут в таблицах дашборды для анализа рекламных кампаний и их результатов. Также в работе нам помогают медиапланы. Мы наглядно объясняем заказчикам и самим себе, до какой стоимости лида воронка будет окупаться, какой бюджет можно реализовывать без критичной просадки окупаемости и пр.
Дашборд одного из наших клиентов.
Дашборд одного из наших клиентов.
  • В работе с аудиторией — постоянный сбор обратной связи, особенно после изменений в кампаниях / контенте / продуктах.
  • В SEO и SMO — работа с поисковыми запросами. Если страница с контентом плохо продвигается в выдаче или отбирает трафик у посадочной, если страницу не читают или плохо дочитывают, можно изменить набор ключевых фраз и число вхождений, увеличить или сократить текст, добавить визуал. Нужные инструменты: Метрика, Вебвизор, Вебмастер, сбор позиций в любом сервисе.
  • В работе с сайтом и рекламой — A / B тестирование, альтернативные воронки и посадочные страницы, лид-магниты, трипваеры. Тесты и их анализ — лучшее, что можно сделать в маркетинге. Они часто удивляют и нас, и наших клиентов.

И конечно, все данные нужно сводить воедино и приводить к единой маркетинговой и контент-стратегии.

Заключение

Итак, мы надеемся, что убедительно и детально показали возможности и способы конвертации информационного трафика в онлайн-школе. Этот процесс требует комплексного подхода, включающего анализ аудитории, оптимизацию сайта, стратегии привлечения, воронки продаж и создание продающего контента. А в награду — стабильная работа на долгосроке и те самые заветные иксы.

Большие качественной и актуальной информации об интернет-рекламе и привлечении потока клиентов в бизнес, читайте в наших соцсетях:

4
Начать дискуссию