Казахстан – Силиконовая Долина Центральной Азии? Разбираюсь, что происходит с венчурным рынком в Казахстане

Казахстан стремительно превращается в региональный центр инноваций, растут объемы инвестиций и число успешных стартапов. Разбираюсь, как обстоят дела на венчурном рынке Казахстана и как это может быть полезно инвесторам из других стран.

Казахстан – Силиконовая Долина Центральной Азии? Разбираюсь, что происходит с венчурным рынком в Казахстане

Привет! Меня зовут Александр Лихтман, я CEO PR-агентства ITCOMMS. Больше года я живу и работаю в Центральной Азии и, в частности, в Казахстане. Недавно коллеги из Rise Research, EA Group и BGlobal Ventures, а также при участии Crunchbase, министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан и KPMG Caucasus and Central Asia, провели масштабное исследование венчурного рынка Центральной Азии и Кавказа. Само исследование здесь.

Согласно отчету, Казахстан – лидер по числу венчурных сделок. Также, по моим личным наблюдениям из разговоров с местными игроками венчурного рынка, местный рынок активно развивается и привлекает внимание инвесторов со всего мира. Решил покопаться, изучить публичные истории и разобраться, как развивался венчурный рынок Казахстана и чем это может быть полезно инвесторам.

Ниже – информация на основе публичных данных, моих наблюдений и отчета Rise Research.

Рывок на венчурном рынке Казахстана

Согласно отчету по венчурному рынку Кавказа и Центральной Азии за 2023 год, опубликованному исследовательским агентством RISE Research, за последние пять лет средний размер венчурной сделки в Казахстане увеличился в четыре раза и достиг $1млн, а венчурный рынок совершил значительный рывок, увеличившись в объеме в 6,6 раза. Такие темпы роста в три раза выше, чем на мировом рынке венчурного капитала.

Конечно, тут работает эффект низкой базы, ведь мировой венчурный рынок начал свой отсчет с прошлого века, тогда как в Казахстане он появился сравнительно недавно. Важной вехой стал 2004 год, когда государство запустило программы поддержки инноваций. Постепенно стали появляться первые фонды и бизнес-ангелы, но они скорее были просто инвесторами в технологические проекты и предпочтение отдавали более зрелым проектам в традиционных отраслях, а не рисковым высокотехнологичным стартапам.

Типичный пример ранних венчурных сделок в Казахстане – история Рамиля Мухоряпова и его проекта Chocofamily. В 2011 Мухоряпов привлек $105 тыс. от родственников и друзей, в 2013 получил $400 тыс. от DEMUS Capital, а в 2016 в его проект вложился крупный бизнесмен Мурат Абдрахманов. Тогда оценка в $1 млн была рекордной для местного стартапа ранней стадии.

Международный финансовый центр «Астана»

В 2015 году в Казахстане приняли закон о Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА) — финансовом хабе, уникальном не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии, а также для стран СНГ, Ближнего Востока, Европы и Азии. МФЦА отличается следующим:

  • действует британское право
  • есть собственное международное финансовое арбитражное судопроизводство и специализированные судебные структуры
  • действует привлекательный налоговый режим
  • есть упрощенная возможность нанимать экспатов

Все это привлекает международные инвестиционные институты и технологические фирмы. Например, в МФЦА зарегистрированы и получили лицензии некоторые ведущие мировые криптобиржи и международные системы исламского банкинга. Участниками пилотного проекта по взаимодействию казахстанских банков второго уровня и криптобирж, зарегистрированных в МФЦА, стали – Binance, Ataix, Intebix, Xignal и Upbit.

В 2018 году на базе МФЦА открылся Astana Hub - технологический хаб, акселератор, образовательный центр, пространство для работы и центр притяжения стартапов со всей Центральной Азии и из стран СНГ. С Astana Hub сотрудничают как казахстанские государственные организации, стимулирующие развитие в стране сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так и международные компании, такие как инкубатор Plug and Play, акселератор Google for Startups, центр Apple и многие другие. Таким образом, российские предприниматели, заинтересованные в развитии международного стартапа и возможности воспользоваться грантами и программами поддержки, не смогут пройти мимо Astana Hub.

Структура венчурного рынка Казахстана

Структура венчурного рынка Казахстана очень похожа на сегодняшнюю российскую. По количеству сделок лидируют стартапы на стадии pre-seed и seed (начальной стадии): их доли составляют 52% и 38% соответственно. Количество сделок на более поздних стадиях «A» и «B» незначительно - всего 6% и 4% соответственно. Из четырех стартапов, “поднявших” инвестиции на этих стадиях, только один — CTOgram — работает на внутреннем рынке. Остальные — Parqour, Citix и Solva — это международные компании с продажами в нескольких странах. Сделок на стадии «С» в 2023 году в Казахстане не было.

<p>Количество раундов венчурного финансирования в Казахстане по числу сделок, 2023 г. / Источник: отчет RISE Research</p>

Количество раундов венчурного финансирования в Казахстане по числу сделок, 2023 г. / Источник: отчет RISE Research

Кто инвестирует в стартапы в Казахстане? Если говорить про местные компании, то это:

  • бизнес-ангелы и старожилы венчурного рынка, такие как Мурат Абдрахманов, Бахт Ниязов или Ельжан Кушекбаев. На долю бизнес-ангелов приходится около половины всех сделок
  • частные венчурные фонды, например EA Group или Most Ventures
  • государственные фонды, такие как Tumar Ventures или BGlobal

Однако по объему средств, вложенных в казахстанские стартапы, локальные фирмы уступают иностранным. Согласно данным RISE Research, около 55% средств на рынок поступило благодаря международным игрокам, таким как Sturgeon Capital, Big Sky Capital, Neo Crystal Holdings и другим. Тогда как по количеству сделок уверенно лидируют местные игроки. В частности, активно развиваются такие венчурные клубы, как UMAY Angels или Astana Venture Club. Они играют важную роль по обучению традиционных инвесторов в сфере венчурных инвестиций. Вкладывают средства в казахстанские стартапы и соседи, например узбекистанские фонды Aloka Ventures и UzVc.

Если говорить про экзиты (выход из стартапа, продаже своей доли), то в 2023 году их объем составил $151+ млн. В основном покупателями стали банки или банковские холдинги. Здесь стоит отметить Freedom Holding Corp., инвестиционную компанию Тимура Турлова, купившую пять из семи фирм: PayBox, Aviata.kz, Chocotravel, Arbuz.kz и Re:kassa.

<p>Данные по слияниям и поглощениям на венчурном рынке Казахстана, 2023 г. / Источник: отчет RISE Research</p>

Данные по слияниям и поглощениям на венчурном рынке Казахстана, 2023 г. / Источник: отчет RISE Research

Ограниченность местного рынка

В целом, все игроки рынка отмечают недостаток венчурного капитала на рынке. Судя по данным, объем венчурного капитала на душу населения в Центральной Азии за пять лет с 2018 по 2023 составил всего $2,5. Это на несколько порядков отличается от самого развитого в этом отношении рынка США, где данный показатель превышает $1900.

Соотношение совокупного венчурного капитала к ВВП на 2022 год в Центральной Азии составляет 0,03%, а, например, в регионе MENA (страны Северной Африки и Персидского залива) – 0,16%. Это, на мой взгляд, одновременно говорит о неразвитости рынка и о его высоком потенциале роста как в Казахстане, так и в странах Центральной Азии в целом. При этом Казахстан уже уверенно лидирует в регионе и по объему рынка, и по количеству сделок, стартапов и инвесторов.

Кому может быть особенно интересен казахстанский венчурный рынок?

Сейчас в Казахстане не много заметных иностранных игроков. Например, здесь особо нет российских венчурных компаний. Это обусловлено тем, что российский рынок всегда представлялся местным игрокам следующим шагом: российский рынок больше по объему, и казахстанские стартапы, выросшие из локальных масштабов, уходили в Россию, пытаясь “поднять” инвестиции там. Однако, согласно исследованию ГБУ «Агентство инноваций Москвы», в 2023 году объем венчурных инвестиций в РФ достиг исторического минимума за последние семь лет — $118 млн. Тогда как объем венчурных инвестиций в Казахстане за 2023 год составил $80 млн, что не на много уступает российскому рынку.

В то же время рынок Казахстана был слишком маленьким и закрытым для инвесторов, которые в его сторону никогда не смотрели. Единственный громкий пример — инвестиции Baring Vostok в финансово-технологическую фирму Kaspi.kz. Недавно Kaspi.kz провела первичное публичное размещение акций (IPO) и, по сути, является единственным казахстанским единорогом (компания, стоимость которой до IPO превышала $1 млрд).

Если говорить о технологических областях, привлекающих на казахстанском рынке наибольшее внимание и, как следствие, инвестиции, - это фирмы, специализирующиеся на финансовых технологиях, искусственном интеллекте, технологиях в сфере здравоохранения (Healthtech), технологиях в области недвижимости (Proptech) и решениях, позволяющих автоматизировать и упростить предоставление сервисов для клиентов, использующих продукты, размещенных на цифровой площадке (b2b SaaS). Инвесторы, которые имеют опыт работы с этими отраслями, смогут найти в Казахстане применение своим денежным средствам и экспертизе.

Сейчас геополитическая ситуация делает Казахстан в частности и Центральную Азию в целом хорошей юрисдикцией.

Факторы, способствующие этому:

  • высокое проникновение интернета и хорошая цифровизация государственных сервисов
  • наличие технологических хабов и международных игроков
  • наличие грантов и программ поддержки
  • сравнительная дешевизна квалифицированной рабочей силы
  • широкое использование русского языка

Еще несколько лет назад венчурная отрасль Казахстана была мало развитой и непрозрачной, широко использовались «старые деньги» с неясным происхождением. Сейчас же, судя по публичным данным (тот же отчет Rise Research), страна открылась для технологий, инвесторов и инвестиций.

Хотите знать больше о казахстанском рынке и как выстраивать коммуникации в Центральной Азии? Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я делюсь свежими новостями и PR-советами в реалиях Казахстана, Узбекистана и не только.

2323
54 комментария

Отстаньте от силиконовой долины. Она одна.

Нельзя ехать на вторичности.

4
Ответить

Ну она же - явление. Почему не опереться?)

3
Ответить

Отстаньте от силиконовой долины. Она одна.

Слова моей подружки

Ответить

Вторичность очень помогает объяснить в двух словах, типа «Убер для врачей», «LinkedIn для спортсменов» и т. д.

Мест, которые называют локальными кремниевыми долинами сотни по миру, в самих Штатах несколько десятков:

https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_technology_centers

Ответить

Факторы и факты. Интернет полное УГ. Средняя скорость стабильная 2 мегабита. Вот когда этот вопрос решат, тогда возможно всё пойдёт на рост. Про дешевую рабочую силу - сила не недорогая, но вот охват и квалификации с учетом такого интернета пока низкие. Талантов хватает, но они пока связаны по рукам вышесказанным.

2
Ответить

У мегя в Алматы и Астане на двух операторах 5g. Есть провалы, но один из двух точно работает. Проводной интернет зависит от места, дома у меня 500мбс. Збс!

1
Ответить

охват и квалификации с учетом такого интернета пока низкие.

А я извиняюсь, какая связь между квалификацией и скоростью интернета?

Ответить