Честь и личный бренд: почему понятие чести утратило свою значимость в медиа?

Сейчас понятия «чести» и «личного бренда» практически стоят в оппозиции, вместо того, чтобы быть логичным продолжением другого. Однако спрос формирует предложение, и личный бренд выступает реакцией на спрос. Далее моя личная рефлексия по данной теме.

Изображение от vectorjuice на Freepik
Изображение от vectorjuice на Freepik

Определимся с понятиями

Личный бренд — публичный образ человека. То, с чем ассоциируют его имя незнакомые люди. Он складывается из внешнего вида и самоподачи человека. Идей, которые он распространяет, их восприятия в обществе. Личный бренд включает в себя репутацию в профессиональной среде (с) Skillbox

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы © Википедия

Что вызывало уважение исторически?

У мужчин:
- верность своему слову
- забота о семье
- ответственность перед социумом: от профессионального сообщества и друзей-знакомых до государства
- благородство

У женщин:

- верность и малое количество половых партнеров (один-два брака или на современный лад - стабильные серьезные отношения с один партнером, или так называемая «серийная моногамия»)
- высокий моральный облик (забота о детях и семье, грамотная речь, без мата, интерес к культуре, забота о ближнем: благотворительность, индивидуальная помощь)

Это лишь несколько первых ассоциаций. Возможно, у вас есть другие? Делитесь в комментах.

В традиционной системе ценностей культур многих народов (например, Японии, античной Греции, Китая) категория чести находится на более важном месте, чем жизнь человека. В России в православном сообществе также категория чести стоит выше жизни человека, однако во многих категориях человек чести по сути равен человеку, живущему в мире с Богом.

Почему личный бренд находится в противоречии с понятием чести?

Понятие личного бренда или публичного образа личности было и раньше, однако с появлением соцсетей вышло на новый уровень.Публичный образ стал монетизироваться, и деньги определили тенденции его развития. Многие его грани возникли как ответ на спрос аудитории.

Что нужно блогеру?

  • Удержание внимания (просмотры, лайки, клики)

Удерживать внимание можно с помощью:

- хайпа (демонстрация своего ценного мнения по любому поводу, эксплуатация образов других людей)
- скандала (сложности/победы в личной жизни или публичные разборки выносятся на всеобщее обозрение)
- демонстрации обнаженной натуры

и более мягкие способы удержания:
- экспертный контент
- образ «счастливой семьи»/успешного бизнесмена/популярной личности (лафстайл «успешного успеха»)
- реалити-шоу из собственной жизни (онлайн 24/7) и др.

  • Зарабатывание денег

Весь контент должен монетизироваться. Наиболее популярные способы монетизации:
- Продажа курсов/консультаций, т.е. своей экспертизы (в т.ч. инфобизнес)
- Реклама (того, чем в подавляющем большинстве случаев ты не пользуешься)
- Использование своего личного бренда для продвижения собственного офлайн или онлайн бизнеса (рестораны, торговые центры и тп, не контент)

3. Поднятие самооценки - самый тяжелый случай)

Здесь блогер использует разные способы, только чтобы поднять свою самооценку в наиболее «больном» для себя вопросе:
- имидж (отфотошопленные лица и тела, оголение тела, позы, подчеркивающие все изгибы, брендовая одежда и аксессуары)
- личная жизнь (демонстрация собственной популярности (цветы, подарки) или мужа/детей)
- интеллекта (акцент на книгах, культурных мероприятиях, достижениях в бизнесе и тп с демонстрацией собственного превосходства в данной области)

Если посмотреть все пункты, возникает ощущение, что понятие «чести» не пользуется спросом у большинства аудитории, а блогеру эксплуатировать данный образ невыгодно. Большое количество внимания достается личностям с громким общественным резонансом либо с реалити-шоу в соцсетях. Также люди часто подписываются на тех, на кого хотят быть похожими или чью экспертизу в каком-либо вопросе (от имиджа до проф. направления) хотят перенять.

При этом активной госполитики традиционных ценностей не существует и гласного или негласного «вето» на поведение публичных личностей.

Можно назвать яркие нарушения понятий чести = клеймо «бесчестного» человека:

• Реклама того, чем не пользуешься - личность не несет ответственность за товар, которые рекламирует, и при этом навязывает товар окружению (нарушение этикета)

• Эксплуатация образов плейбоя/содержанки - показывает, что человек не ищет семью и не хочет быть верным мужем/женой (и быть достойным человека чести)

• Эксплуатация хайпа/скандалов - человек чести не может быть даже косвенно быть задействован с скандалах

• Обильное присутствие в соцсетях - поиск внимания посторонних людей вместо того, чтобы вкладываться в свой ближний круг и тех, кто разделяет твои взгляды.

Можно ли сделать личный бренд для человека чести?

Думаю, можно, но зачем он человеку чести? Разве что для продвижения собственного бизнеса, не имеющего отношения к инфопродуктам.

Конечно, экран не позволит понять, является ли личность олицетворением понятий «мужская честь»/«женская честь», но некоторые факторы могут косвенно на это указывать:

  • Публикация фото мужа/жены с каких-либо мероприятий без навязывания образа счастливой пары
  • Публикация фото в достаточно скромной одежде и позах для человека без пары
  • Отсутствие демонстрации богатства/успеха/популярности
  • Отсутствие контента с позиции учительства/менторства, если это не является твоей профессией. А если является профессией - имеет значение сам контент и формат его преподнесения
  • Молчание по поводу скандалов
  • Благотворительная повестка
  • Легкая, ненавязчивая демонстрация любви к Родине: природа, значимые праздничные даты (Рождество, Пасха, День Победы и тп), политические предпочтения в аккуратной форме
  • Любовь к детям: своим и чужим
  • Культурный контент (выставки, качественное кино, книги, музеи и т.п.) - в меру
  • Грамотная речь

Эти несколько пунктов также схожи с понятием «хорошего тона», этикета и несколько касаются человека чести.

Здесь есть главное противоречие: человек чести не может заявлять о своих личных успехах (успех команды - пожалуйста), мнение о нем составляют другие. Так что здесь важнее упоминание о личности в других источниках:

  • приглашения на бесплатные интервью (и чем меньше личность соглашается, чем меньше ее в инфополе, тем лучше)
  • новостные выпуски с информацией о конкретных делах личности во благо города, страны, нуждающихся
  • редкие фото/видео с благодарностью от других людей
  • комменты от людей под видео, имеющим отношение к личности
Пример комментов под видео
Пример комментов под видео

Кажется, что человек чести, особенно мужчина, практически не должен вести соцсети (за исключением, если его бизнес предполагает небольшую долю медийности). За него все скажут другие: жена, дети, коллеги, подчиненные, друзья, знакомые, те, кому он помог и на чью жизнь он повлиял. Для него имеет значение только офлайн, ведь такой человек заботится о реальных людях в реальной жизни.

В идеальном мире массовой популяризацией образа человека чести занимается государство и церковь. Сейчас такие меры предпринимаются, но это не является ключевой повесткой.

Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие — идеальная аксиологическая норма природного состояния. Благородство — идеальная аксиологическая норма личностного состояния.
Архимандрит Платон
Как думаете, надо возвращать в обиход понятие «чести» - и применительно к мужчинам, и к женщинам?
Да, это оздоровит общество
Нет, это ерунда
Будет душно
Это для староверов
Другое
22
Начать дискуссию