Из физиков и учителей до PR: Невероятные приключения казахстанских пиарщиков на пути в профессию

Сегодня, 15 мая, в Казахстане празднуют День PR-специалиста. В честь праздника поговорили с коллегами из PR-шы, PR Drive, Beeline Казахстан и MOST Media. Узнали, как они пришли в профессию, каким видят сейчас казахстанский PR и при чем здесь коробка конфет. Обязательно к чтению всем, кто хочет узнать больше о пиаре в Казахстане.

"Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется" Форрест Гамп
"Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется" Форрест Гамп

Привет! Меня зовут Александр Лихтман, я CEO PR-агентства ITCOMMS. Больше двух лет мы с командой работаем на рынке Центральной Азии и, в частности, в Казахстане. Всё это время я с большим удовольствием наблюдаю за казахстанскими коллегами. Поверьте, многие компании и специалисты делают очень крутые проекты! (Кстати, довольно скоро расскажу о ярких казахстанских кейсах)

Поэтому сегодня, в официальный день PR-специалиста в Казахстане, мы в ITCOMMS решили поговорить с одними из самых крутых казахстанских пиарщиков и задать им два вопроса: как они пришли в PR и каким сейчас видят развитие отрасли? Большая благодарность коллегам за то, что согласились с нами поговорить!

О создании праздника: почему решили учредить день PR-специалиста?

Впервые празднование официального дня пиарщика состоялось в 2003 году. Организаторами выступили Национальная ассоциация по связям с общественностью РК (НАСО) и профессиональный клуб казахстанских PR-специалистов «PR-шы».

Именно в этот день 21 год тому назад прошел наш первый PR-форум, организованный неформальным сообществом – Клубом казахстанских профессионалов по коммуникациям “PR-шы”. Учредив этот профессиональный праздник, мы заявили о том, что PR-профессия в Казахстане существует, развивается и просто необходима для качественных корпоративных и государственных коммуникаций

Шынар Жанибекова, Президент Клуба казахстанских PR-профессионалов PR-шы

Также 15 мая празднует свой день Рождения PR Drive, отраслевой журнал о PR и коммуникация, профессионального комьюнити казахстанских пиарщиков. В этот день его основательницы – Махаббат Садвакасова и Елена Пак, запустили журнал. PR Drive – один из самых важных ресурсов для казахстанских специалистов: на сайте собраны актуальные и прикладные материалы от топовых пиарщиков страны, в закрытой части (PR Drive Premium) публикуют информацию о тендерах, подборки с дизайнерами и копирайтерами. А еще в официальном комьюнити PR Drive специалисты делятся советами, контактами журналистов и обсуждают актуальные темы.

«Жизнь как коробка шоколадных конфет»: почему решили стать PR-специалистом?

Шынар Жанибекова, Президент Клуба казахстанских PR-профессионалов <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fprclub.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">PR-шы</a>, руководитель службы внешних коммуникаций <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkfu.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">АО «Казахстанский фонд устойчивости»</a>, CEO агентства <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmediamarketing.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Media Marketing</a>
Шынар Жанибекова, Президент Клуба казахстанских PR-профессионалов PR-шы, руководитель службы внешних коммуникаций АО «Казахстанский фонд устойчивости», CEO агентства Media Marketing

Я, будучи студенткой факультета физики, подрабатывала в сфере полиграфии, верстки и создания сайтов. Эти навыки оказались востребованы в пресс-службе национальной компании "Казахойл", куда меня пригласили после окончания вуза. Так и начался мой путь в PR. Правда, тогда в корпорациях не было такого понятия PR: мы были специалистами пресс-службы.

В мои обязанности поначалу входили мониторинг СМИ, отчетности, организация пресс-конференций, внутрикорпоративные коммуникации, и, исходя из моего предыдущего опыта, подготовка полиграфической продукции и создание сайта.

После создания клуба PR-шы, мы стали продвигать себя, называя PR-специалистами, поскольку уже тогда понимали, что media relations – это только часть функционала. Я помню, что принципиально к заседаниям Правительства РК писала на обложках проектов не «План по работе со СМИ», как это было тогда принято, а «PR-стратегия».

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.linkedin.com%2Fin%2Felenamukhsinova%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Елена Мухсинова</a>, Директор по корпоративным коммуникациям <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbeeline.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Beeline Казахстан</a>
Елена Мухсинова, Директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан

Это случилось в старших классах школы благодаря коротенькому и весьма романтичному описанию профессии в каком-то модном подростковом журнале. Родители пришли в ужас, и мне пришлось пройти некоторое сопротивление, чтобы отстоять свой выбор специальности “связи с общественностью”. Это было в 2000 году, и с тех пор я в профессии с небольшими перерывами на журналистику и маркетинг. Но об этих перерывах не жалею, они были очень важны для кругозора.

Айдана Токтаркызы, CEO MOST Media, автор Telegram-канала “<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fstartupslezamneverit&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Стартап слезам не верит</a>”
Айдана Токтаркызы, CEO MOST Media, автор Telegram-канала “Стартап слезам не верит

Считаю, что в PR почти всегда попадают немного "подуставшие" журналисты. Я журналист по образованию и призванию, выбирала эту профессию по зову сердца. Около 6 лет честно отработала в различных медиа-ресурсах и немного выгорела, возможно устала от слишком динамичного образа жизни. Есть даже такая шутка среди журналистов про то, что в вопросе выбора между свободой и колбасой ты выбрал колбасу и ушел в стратегические коммуникации. Но если честно, меня, наверное, больше привлекло в PR именно эта долгосрочная работа и фокусирование на одной задаче, когда ты играешь на стороне одной определенной команды, своего клиента, своей компании, видишь силу бренда, можешь отслеживать влияние на финансовые показатели. В журналистике ты как бы всегда за всё хорошее и против всего плохого, и это достаточно благородно. Но в коммуникациях зачастую бизнес защищает больше свои интересы, и это намного сложнее. А я люблю сложности, весь этот интеллектуальный труд и филигранное встраивание в информационную повестку.

Махаббат Садвакасова, Со-основатель <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.prdrive.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">PR Drive</a>
Махаббат Садвакасова, Со-основатель PR Drive

Как говорил мой любимый киногерой Форрест Гамп: "Жизнь как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется". Я планировала преподавать английский в вузе, в котором училась сама. Но неожиданно для себя и моей семьи оказалась в мире медиа и коммуникаций. И знаете что? Не жалею, что мне попалась шоколадка с PR-начинкой! Это как сменить оксфордский словарь и тетради студентов на реальный театр жизни. А если серьёзно, то меня всегда привлекала возможность быть в гуще событий и придумывать идеи, а потом осуществлять их в реальной жизни. По своей сути PR – это ремесло, где важно не только уметь говорить и коммуницировать, но и уметь слушать и слышать, чувствовать и предвидеть. Именно поэтому, кстати, 7 лет назад мы с Еленой Пак и создали PR Drive, информационно-образовательный ресурс и платформу для обмена опытом и знаниями в мире PR.

Какой сейчас, по вашему мнению, казахстанский PR?

Махаббат Садвакасова, Со-основатель <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.prdrive.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">PR Drive</a>
Махаббат Садвакасова, Со-основатель PR Drive

Сказать, что он динамичный, – ничего не сказать! Тут и традиционные методы так называемой информационно-имиджевой работы в ходу, и современные фишки типа ИИ-технологий, инфлюенсеров, вирального контента и чудес Метавселенной. Знаете, я бы сравнила это с обильным казахским дастарханом – тут каждый найдет что-то по вкусу: от классического PR до весьма креативных и смелых коммуникационных проектов. Но что иронично, иногда, имхо, нам не хватает смелости выходить за рамки привычного. И еще раз смелости быть более открытыми к диалогу и критике, не бояться ошибок и учиться на них.

Ну и нелишним будет напомнить коллегам, что наша работа – это не про количество лайков и упоминаний, не про «простыни» пресс-релизов и статей и одобрение руководства. Это про честность, про поиск общего языка, смыслов и ценностей, про создание реального диалога между организациями, брендами, персонами и их целевой аудиторией. Тут я опять упомяну наш онлайн-журнал PR Drive, на базе которого выросло целое комьюнити пиарщиков в Астане. В нашем сообществе любой может поделиться своими мыслями, опытом, протестировать PR-идеи, попросить совета у более опытных коллег и просто пообщаться с теми, кто реально разделяет и чувствует его "боли".

Айдана Токтаркызы, CEO MOST Media, автор Telegram-канала “<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fstartupslezamneverit&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Стартап слезам не верит</a>”
Айдана Токтаркызы, CEO MOST Media, автор Telegram-канала “Стартап слезам не верит

Казахстанский PR я бы назвала богатым и очень добрым, потому что на нашем рынке принято "платить" СМИ. На более развитых рынках пиар-специалисты работают в более конкурентных условиях, когда имидж компании – это не статьи с пометкой PR и пресс-завтраки с удобными вопросами. Это проблема в целом, наверное, нашего медиарынка, когда мы имеем ограниченное количество качественных площадок и журналистов, пишущих на узкие темы. Кроме того, с проникновением Digital инструментов сам классический PR отмирает, сейчас заказчики хотят "быть в тренде", строить личный бренд, коллаборировать с блогерами, записывать подкасты. Поэтому я бы PR в Казахстане классифицировала на корпоративный со спецпроектами в медиа, большими ивентами, иногда даже с собственными бренд-медиа, и частный PR, когда люди делают упор не на свой бизнес, а на личностные качества, пытаются собрать комьюнити вокруг себя и стать лидером мнения.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.linkedin.com%2Fin%2Felenamukhsinova%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Елена Мухсинова</a>, Директор по корпоративным коммуникациям <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbeeline.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Beeline Казахстан</a>
Елена Мухсинова, Директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан

Благодаря индустрии, в которой я работаю, – считаю инфополе очень ярким и подвижным. Сколько лет работаю – столько слышу взаимные претензии от пиарщиков к редакциям и обратно. Считаю их неактуальными, поскольку в конечном счете мы все работаем на одну и ту же цель – делать переполненное информационное поле насколько возможно внятным и ясным. Внимание, которое достается последние годы телеком-индустрии, – беспрецедентное, и от коммуникаторов требуется взрослое и взвешенное умение отличать ситуацию, где необходимы пояснения, от той, где уровень накала столь высок, что прямое вмешательство может только навредить. Коммуникации с радиофобами тому пример. И здесь важен уровень зрелости, который поможет пиарщику взять паузу и держать в уме интересы бизнеса, а не только интересы PR (да, они не всегда совпадают, даже если в университетах нас учат другому). Именно этот уровень определяет, станет ли PR важнейшей частью бизнеса, влияющей на принятие решений, или останется придаточным звеном, который только фотографирует руководителя на официальных встречах. Многое, как обычно, зависит от нас самих. Пиарщикам невероятно необходимо понимать своих руководителей и CEO и стараться мыслить так же, как они – а это сложно. Зато интересно :)

Шынар Жанибекова, Президент Клуба казахстанских PR-профессионалов <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fprclub.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">PR-шы</a>, руководитель службы внешних коммуникаций <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fkfu.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">АО «Казахстанский фонд устойчивости»</a>, CEO агентства <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmediamarketing.kz%2F&postId=1175599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Media Marketing</a>
Шынар Жанибекова, Президент Клуба казахстанских PR-профессионалов PR-шы, руководитель службы внешних коммуникаций АО «Казахстанский фонд устойчивости», CEO агентства Media Marketing

Конечно, в Казахстане однозначно имеется своя специфика, связанная с ментальностью, историей, с управлением в корпорациях, государственных учреждениях и квазигосструктурах. Сегодня мы часто слышим, как зарубежные PR-эксперты говорят, насколько качественный в Казахстане PR-рынок и специалисты. В их интонациях чувствуется доля удивления, но для нас это понятно – ведь мы довольно много работали над развитием отрасли. Наши члены Клуба PR-шы по всему Казахстану проводили мастер-классы, тренинги, профессиональные встречи, отрабатывали ряд образовательных вопросов с Министерством образования РК и университетами и, конечно, организовывали PR-форум и другие важные мероприятия. Однако в современных реалиях есть еще куда развиваться и улучшаться, ведь технологии и время не стоят на месте.

С праздником, коллеги!

Хотите знать больше о казахстанском рынке и как выстраивать коммуникации в Центральной Азии? Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я делюсь свежими новостями и PR-советами в реалиях Казахстана, Узбекистана и не только.

1414
Начать дискуссию