{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Репутация. Пандемия. Итог?

Как думаете, что самое важное сегодня? Правильно, соблюдать режим самоизоляции. А еще? А еще помнить, что рано или поздно все закончится, и нам нужно будет продолжать развивать своей бизнес, а кому-то, к сожалению, восстанавливать его с нуля.

Но и тем, кто работает в эти дни, приходится очень несладко. Я хочу рассказать о тех, чья репутация особенно страдает во время пандемии.

Передний фронт. На примере службы доставки еды

Почему страдает передний фронт? Каким бы хорошим, крепким и лояльным не был бизнес, сейчас сложное время, а потребители еще не все и не до конца этого поняли.

Я много лет в диджитале, и пользуюсь интернет-магазинами давно и плотно. Еду, одежду, корма для животных и разрешенную фарму я уже несколько лет заказываю на дом. И в обычное время я предпочту магазин, который привезет мне «завтра» в обозначенный интервал времени, а не через четыре дня. Если же речь идет о доставке продуктов, то выбор в пользу тех, кто привезет сегодня в ближайший интервал. Я клиент. Я хочу есть. Уже. Но, повторюсь, речь идет про обычное время.

Сегодня спрос на доставку готовой еды и продуктов вырос в разы. И здесь нет никакой магии. Сознательные сидят дома. Быстро учатся пользоваться сервисами доставок даже пенсионеры. Если вчера тебе важно самому было выбрать красивый помидор в супермаркете – добро пожаловать в новый мир, где помидор за тебя выберет другой человек и привезет тебе его на этаж.

Но на сайте условного онлайн-магазина еды в чекауте четко прописано: привезут завтра с двух до шести. А завтра с двух до шести не привозят, и даже не звонят. Не звонят и послезавтра, а потом вообще пропадают. И это, к сожалению, сегодня нормально. Нормально, что при таком потоке потребительских хотелок отлаженные, казалось, на быструю доставку магазины не справляются с нагрузкой. Нормально, что новые, только нанятые курьеры, пропадают с запасом еды на 10 тысяч рублей, не довозя до адреса клиента. Никто тут не астролог, чтобы в начале зимы предсказать масштаб того, что произойдет в мире весной.

Службы доставки еды мобилизуются активно, но везде работают живые люди. И когда мы недовольны сервисом, нельзя забывать про ошибки живых людей, особенно, когда мы находимся в такой ситуации, в какой оказались сейчас.

Да, неприятно. Да, не хочется ждать еду еще четыре дня, когда еще месяц назад ее привозили в тот же вечер, но нужно понимать, что происходит, и быть лояльнее.

Моя хорошая подруга работает руководителем колл-центра одной крупной ecommerce-компании. Она спит по 4 часа в день. Она работает уже 2 недели с 7 до 24 часов без выходных и перерывов. Она пытается удержать бизнес для собственника и сервис для клиентов. Это ценно.

Но клиенты, к несчастью, не понимают, и в сети разрастаются гневные отзывы о «косяках» служб доставки, которые срочно понадобились всем. Сотни тысяч гневных отзывов.

Почему это происходит? Психология клиента

Клиент новый, клиент хочет муки, дрожжей, яиц, молока и вообще он нашел отличный рецепт домашнего хлеба. Клиенту написали – завтра с двух до шести. Клиенту непонятно, что новые курьеры банально убежали с его едой, а операторов колл-центра в обычное время было 100 человек, а сейчас требуется 800, чтобы несчастный, не получивший свой заказ, не висел на линии по 40 минут в ожидании ответа.

Клиент нервничает.

Другой клиент. Он сознательный, он спрятался дома и молодец. Он с женой и младенцем, и они все хотят есть. Особенно младенец. А заказа все нет и нет. И выясняется, что заказ исчез. И можно сделать новый заказ, но привезут только через несколько дней.

Клиент пишет в фейсбуке.

Третий клиент тоже нервничает. Все дома, все готовят, все толстеют, все экономят деньги, и у каждого появилось время. Время на то, чтобы оставить негативный отзыв в интернете. Много времени, много людей, у которых много времени.

Рейтинги падают.

А некоторые из дома выходят.

На третий день самоизоляции, прогуливаясь по лестничной клетке с гантелями, я спустилась с двенадцатого на первый, а в почтовом ящике лежало извещение «Посылка ждет на почте». Закончила тренировку, позавтракала третий раз и решила прогуляться, благо отделение рядом. В отделении все было серьезно. Расчертили пол желтыми лентами, за ленту не заступать. У нас народ занятный, он и на таможне-то на ленты не смотрит, а что говорить об отделении почтовой связи в спальном районе Москвы. Было нас в отделении пятеро - пятого, как водится, попросили подождать за дверью, пять - это уже толпа и желтых квадратиков на всех не хватает. На улице, напомню, весна, морозы давно прошли, еще в позапрошлом году. Но пятый товарищ не унимался. «Как так! - кричал он, размахивая пятилитровой канистрой с водой и пакетом гречки. - Четыре вам не толпа, а пять уже толпа! Какая разница, где стоять, на улице или в здании!» И начал крыть сотрудников всеми плохими словами, громко и с энтузиазмом. В его легкую голову не закралась мысль о том, что желтую ленту постелила не тетя Галя из пункта выдачи посылок, чью маму он так бездумно обижает словами, что приказ спущен свыше, и в общем-то, правильно спущен, у нас тут немного эпидемия. Но гражданину это не было понятно. Гражданин дождался своей очереди, получил посылку и ушел, оставляя за собой след брани.

А что в таких случаях происходит дальше? Раззадоренный гражданин приходит домой, варит гречку, залезает и в интернет и, поверьте, он пройдет через тернии, он зарегистрируется на всех сайтах отзовиков, он дождется модерации аккаунта, он напишет с размахом и от души, как его обидела Почта России. У него много свободного времени. Граждан таких у нас много, а сейчас весна, обострение. И вот пандемия кончится, а рейтинг 2,4 - останется.

А потому что у меня - все хорошо. Я за ленту встала, посылку свою тихонечко забрала, всем спасибо сказала, хорошего дня пожелала и поскакала домой работать. Я не написала хороший отзыв. И чаще всего мы не пишем хорошие отзывы. Вернее пишем, но очень и очень редко. Потому что банально нет времени заморачиваться, потому что лень, потому что привыкли и считаем, что если все хорошо – то так и должно быть. А сейчас то самое время, когда стоило бы сказать спасибо.

Почему надо следить за репутацией в сети особенно сейчас?

Всё очень просто.

Кризис закончится, а репутация – останется.

Марина Матказина , Специалист по репутационному маркетингу "Сидорин Лаб"

И если сейчас люди гребут, где могут, часто не обращая внимания на недостатки, это работает страх и желание запастись.

Но, когда всё наладится, и мы вернемся в мир, клиенты вспомнят, что могут выбирать. И будут выбирать. Будут вбивать условное «XXX магазин отзывы» в гугле и видеть ваши 2 звезды.

Они вспомнят, что вот 3 месяца назад их друзья писали в фейсбуке, как плохо поступил условный магазин, а магазин под постом не ответил и не извинился, не решил проблему и слился.

Несмотря на несчастья, мы живем во времена сервиса и репутации. И когда пройдет вирус, страх и истерия, люди вернутся к нормальной жизни. И все, кто не задумался вчера о своем завтра, огребут по полной. Пусть это будете не вы.

Автор: Марина Матказина, специалист по репутационному маркетингу "Sidorin Lab"

0
4 комментария
Таня Леон

Отличная статья про вещи, на которые люди сейчас не обращают внимания! Интересно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
SidorinLab
Автор

Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
Victor Dee

Полезный материал.

Ответить
Развернуть ветку
Ильяс Билалов

Спасибо за материал он полезен, безусловно, но стиль написания "водноватый", думаю, что его можно было уместить в гораздо меньшем объёме. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда