Анализ рынка e-Commerce в России 2023 — 2024 гг.: коротко о главном и перспективы ИИ

Анализ сделан на основе отчетов Data Insight.

Рынок e-Commerce продолжает расти высокими темпами, однако, все когда-то заканчивается. Когда темпы роста e-Commerce сравняются с темпами роста экономики, какую стратегию выбрать в отношении собственного интернет-канала продаж и какие инновации грядут в сегменте ритейла — разберемся на цифрах и кейсах.

Анализ рынка e-Commerce в России 2023 — 2024 гг.: коротко о главном и перспективы ИИ

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

По результатам 2023 г., Россия входит в топ-10 стран-мира по основным показателям e-Commerce:

  • 1 место по росту розничных онлайн-продаж (+36%). Второе место – Филиппины (+24%), третье место – Индия (+22%)
  • 7 место (4,6%) по доле интернет-торговли в ВВП страны
  • 9 место (92 $ млрд) по объему онлайн-продаж

Такие темпы роста e-Commerce обусловлены: высоким проникновением Интернет в России (83% или 101,4 млн чел.), триггером пандемии, развитием розничной логистики, сформировавшемся паттерне покупок, объемом времени, проводимом в Интернет (из 4 часов 17 мин потребитель 10 мин проводит на платформах e-Commerce в день).

Ключевые тренды

  • Онлайн-шопинг уже стал привычкой: удобно, быстро, в любое время и в любом месте.
  • Расширение географии охвата: рост рынка за счет регионального проникновения и выхода на международные рынки.
  • Сохранение лидирующих позиций маркетплейсов: широкий ассортимент, качество сервиса, быстрая доставка, возврат товара.
  • Персонализация предложения: программы лояльности, акции, бонусы и др.
  • Стратегия Mobile first: продажи с мобильных устройств более 80%.
  • Мультиканальность: товар производителя представлен на всех площадках: как собственных интернет-магазинах, так и на маркетплейсах.
  • Решающий фактор – цена. Низкий уровень лояльности к площадкам, торгующим товарами повседневного спроса.
  • Внедрение технологий ИИ для автоматизации заказа, обслуживания, сбора обратной связи.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Основные цифры e-Commerce 2023

  • Оборот рынка – 7,9 трлн руб. или 19% от всего розничного рынка (+48% к 2022 г.).
  • Объем заказов – 5,15 млрд шт. (+80% к 2022 г.).
  • Средний чек – 1,5 тыс. руб. (-18% к 2022 г.).
  • Основные цифры e-Commerce 2023.

Структура рынка e-Commerce 2023

  • По заказам: 78% – маркетплейсы (WB, Ozon, Яндекс Маркет, Мегамаркет), 11% – eGrocery, 4% – ePharma, 7% – остальной рынок.
  • По объему продаж: 56% – маркетплейсы (WB, Ozon, Яндекс Маркет, Мегамаркет), 10% – eGrocery, 4% – ePharma, 31% – остальной рынок.
  • На рынке продолжают функционировать более 100 нишевых маркетплейсов, их рост в 2023 г. составил 27%.

Подробнее про нишевые маркетплейсы – в нашей статье https://vc.ru/marketing/1007383-nishevye-marketpleysy-idealnoe-vremya-dlya-razvitiya

  • Рост брендовых интернет-магазинов неоднозначен (на основе рейтинга ТОП-100): наблюдается как положительная, так и отрицательная динамика. Зависит от категории товаров, платформы, сервисов на ней, представленности в маркетплейсах, конкуренции, эксклюзивности товаров.

Прогноз e-Commerce 2024 – 2028

  • Замедление темпов роста рынка: если CAGR 2019 - 2023 составил 52%, то прогноз CAGR 2024 – 2028 гг. уже 17,7% (2022/2023 гг. - +48%, 2023/2024 гг. - +36%).
  • Замедление динамики числа заказов: если CAGR 2019 - 2023 составил 80%, то прогноз CAGR 2024 – 2028 уже 15,4% (2022/2023 гг. - +80%, 2023/2024 гг. - +43%), что приведет к стабилизации и росту среднего чека с 2025 г.
  • Маркетплейсы забирают рынок у eGrocery, ePharma и остального рынка в связи с расширением ассортимента, внедрением сервисов быстрой доставки, финансовых сервисов (рост оборота рынка eComm в 2023 г. – 48%, а маркетплейсов – 92%).
  • Нормативное регулирование деятельности маркетплейсов, занимающих доминирующее положение. В 2023 г. на WB, Ozon пришлось 82,5% оборота всех маркетплейсов в России.
  • Рост нишевых маркетплейсов сохранится и составит 20-25% в год.

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

Перспективы ИИ на рынке e-Commerce

На основе отчета SBS Consulting.

Кейс 1. Оформление заказов без непосредственного участия сотрудника.

  • разговорный чат-бот, которой проводит анализ предпочтений пользователей и предлагает им релевантные продукты;
  • чат-боты для звонков клиентам, которые давно не заказывали ваши продукты, работает на возврат клиентов;
  • чат-боты для обработки обратной связи, продажи дополнительных услуг.

Кейс 2. Рекомендации для сотрудника в реальном времени.

  • анализ разговора с клиентом в реальном времени и рекомендации оператору для корректировки общения (жалобы, поиск товара, поиск заказа и др.);
  • подготовка персонализированного предложения исходя из истории покупок и взаимодействия, сегмента (лояльный/не лояльный и др.);
  • эффективность продаж: анализ лида, нового клиента, потенциала продажи.

Кейс 3. Клиентская поддержка.

  • обработка на основе чат-бота типовых, стандартных обращений (поиск заказа, время доставки, возврат товара и др.);
  • голосовые и текстовые виртуальные ассистенты (заполнение оферты, заказа, выставление счета, запись на консультацию, ожидание товара, активация сервиса, лицензии);
  • контент-анализ обращения (по электронной почте, официальные письма) и подготовка шаблона ответа.

Кейс 4. Описание и демонстрация товара.

  • создание контента для карточки товара (текст/аудио/видео) с адаптацией под конкретного клиента;
  • внедрение AR/VR для создания эффекта физического присутствия (например, виртуальная примерка одежды, мебели, дизайна и др.).

От авторов настоящей статьи

Безусловно, рынок eComm в ближайшие 5 лет будет расти быстрее инфляции, доминирующее положение маркетплейсов – уже данность.

Как выстроить свою стратегию интернет-продаж?

1. Использовать маркетплейсы как витрину продаж с ограниченным портфелем ассортимента. Полный ассортимент – оставить себе, если есть собственный интернет-магазин.

2. Искать свои эффективные digital-инструменты на площадках маркетплейсов. У кого-то это сезонные, тематические лендинги, а у кого-то внешняя реклама.

3. Если ваши продукты от производителя доступны на маркетплейсах через селлеров, возможно, стоить внедрить их статусную программу по уровню партнерства.

4. Качество контента. Если вы производитель, обязательно должен быть качественный контент: видео, фото, описание, отзывы, рейтинг товара.

5. Собственный интернет-магазин – это стратегия лояльности к бренду, площадке, полный ассортимент и его наличие, экспертная поддержка по продукту, лучший клиентский опыт и сервис. В отличие от маркетплейса, собственный интернет-магазин знает своего клиента, тогда как для маркетплейсов – все одинаковые, они больше работают на селлеров

👉 Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.me/strategy_360 и получайте новые статьи каждую неделю.

1
1 комментарий

Очень полезная статья!

2
Ответить