Размытое ХЗ, то есть ТЗ или 5 советов, которые мы хотели бы услышать, если бы сами заказывали разработку сайта

Я — Дмитрий Шестаков, сооснователь маркетингового агентства Сайткрафт. Нам, людям, свойственно совершать ошибки, и это ок. Главное — проанализировать, что пошло не так. Чтобы вы извлекали вывод без вреда, мы с коллегой собрали 5 ситуаций, которых вы можете избежать в своём бизнесе. Во имя прибыли, а не убытка.

Размытое ХЗ, то есть ТЗ или 5 советов, которые мы хотели бы услышать, если бы сами заказывали разработку сайта

Разработка сайта — это многоэтапный процесс. Концепцию и дизайн согласуй, вдохновение найди, работу фронтенда и бэкенда (что это за слова вообще такие?!) проверь и т. д. И на каждом этапе могут быть допущены ошибки, которые повлияют на итоговый результат.

Чтобы этого не допустить, нужно иметь опыт и внимательно относиться к деталям на протяжении всего процесса разработки. Если опыта недостаточно, то всегда можно подсмотреть, что происходит у других.

Размытое ХЗ, то есть ТЗ или 5 советов, которые мы хотели бы услышать, если бы сами заказывали разработку сайта

Для этого мы с Ариной Новиковой, руководителем отдела разработки, собрали факапы*, которые сами прошли у себя или на проектах клиентов. Их понимание во многом облегчит вам жизнь.

*Факапы — это неудача или облом, провал.

P.S. Например, если бы мы знали это раньше, то:

  • сэкономили денег;
  • не сорвали сроки;
  • улучшили отношения с клиентами и т. д.

Ситуация № 1: некомпетентные спецы

Проблема: исполнители могут просрочить проекты из-за своей некомпетентности и безответственности.

Размытое ХЗ, то есть ТЗ или 5 советов, которые мы хотели бы услышать, если бы сами заказывали разработку сайта

Например, вы наняли программиста, который на бумаге Лев Толстой. На деле же он не может работать с тем, что от него требуют. Не умеет.

А вот как вы можете это избежать:

  • Вспомните о священном правиле:

Цифре 1 в бизнесе не место.

Это значит, что иметь только одного исполнителя на конкретную задачу — опрометчиво. Подстрахуйте себя и наймите несколько сотрудников. Или держите на аутсорсе своего человека, который в любой момент может подхватить задачу.

  • Тщательно проработайте ТЗ. Обсудите все детали проекта. Уточните требования к навыкам исполнителя и гипотезу конечного результата.
  • Проведите собеседование с проверкой технических навыков.

Ситуация № 2: отсутствие ЛПР

Проблема: у вас отсутствует лицо, которое принимает решение.

Размытое ХЗ, то есть ТЗ или 5 советов, которые мы хотели бы услышать, если бы сами заказывали разработку сайта

Вы не назначили ответственное лицо. Ваши подрядчики постоянно дёргают вас или другого человека, который не принимает решение.

Такая ситуация приводит к неопределённости, а из неё могут вытекать и другие проблемы.

В идеале в компании исполнителя должен быть менеджер проектов, а у вас — тот, кто будет принимать результат. Но если вдруг по каким-то причинам таких людей нет, то:

  • На этапе продажи обозначьте ответственное лицо со своей стороны. К нему клиент сможет обратиться по любым вопросом.
  • Уточните у подрядчика, к кому вы можете обратиться.
  • Выстройте коммуникацию: регулярно запрашивайте информацию о промежуточном результате, о любых изменениях планов. Это поможет снизить риск недопониманий.

Ситуация № 3: размытое ХЗ, то есть ТЗ

Вы поняли, что вам нужен сайт, потому что он есть у конкурентов. А какой? Для чего? Что там будет? — С этим вы не определились. Отсюда возникает проблема, и вы начинаете кружить вокруг да около.

Размытое ХЗ, то есть ТЗ или 5 советов, которые мы хотели бы услышать, если бы сами заказывали разработку сайта

Если подрядчик попался грамотный, то вам проведут брифинг, зададут миллион вопросов и в итоге выявят потребность. В противном случае проект так и останется ХЗшным.

С этим нужно быть осторожным.

  • Определите цель, из-за которой вы решились на создание сайта. Привлечение лидов? PR кампания? Интернет-магазин?
  • Выберите несколько понравившихся сайтов. Возможно, у вас появятся предпочтения по цветам, стилю и т. д.
  • Изучите техническое задание, которое вы составили совместно с подрядчиком. Всё ли соответствует вашим пожеланиям?
  • Поддерживайте коммуникацию с подрядчиком во время всего процесса разработки. Регулярно запрашивайте обзоры проделанной работы и согласовывайте любые изменения или дополнения к ТЗ.

Ситуация № 4: внеочередные требования и размытые сроки

Бывает, что вам хочется внести правки или добавить моменты, которые не были прописаны в договоре. Это абсолютно нормальная практика. Подрядчик выставляет вам счёт, вы божественно клянётесь его оплатить и…не оплачиваете в срок. Давайте разбираться.

Размытое ХЗ, то есть ТЗ или 5 советов, которые мы хотели бы услышать, если бы сами заказывали разработку сайта

Ситуация, которую мы описали выше, приводит к нестабильным финансовым потокам и затрудняет планирование ресурсов.

Давайте представим цепочку: ваши деньги — работа специалистов (менеджер проектов, дизайнер, программист, контент-менеджер, тестировщик и т. д.) — ресурсы, которые затрачиваются на проект — сайт — сроки.

Чем дольше заказчик оттягивает момент оплаты, тем сильнее он отодвигает срок сдачи проекта. А это может напрямую сказываться и на прибыли клиента. Например, если вы заказали разработку интернет-магазина, то чем медленнее он будет сделан, тем дольше вы не получите никаких заказов, и денег.

Советы, как это избежать:

  • Пропишите в договоре сроки оплаты. В т. ч. непредвиденные. Это будет вас мотивировать. Бывает, что забыл/замотался/перенес. Чтобы этого не произошло, необходимо чувствовать ответственность.
  • Предупреждайте. Кризис бывает у всех. Если вы понимаете, что на следующей неделе оплатить не сможете, то обозначьте сроки, в которых оплата будет произведена. Так, вы и сами будете спокойны, и подрядчик поймёт, на какую дату ему рассчитывать.

Ситуация № 5: отсутствие тестов

Проблема в том, что исполнитель предоставил вам результат без внутренних тестов. В итоге вы столкнулись с ошибками, багами и т. д.

Размытое ХЗ, то есть ТЗ или 5 советов, которые мы хотели бы услышать, если бы сами заказывали разработку сайта

После запуска вы обнаружили много недоработок, которые можно было выявить и устранить на моменте тестов.

Исполнитель провёл лишь минимальное тестирование. Это привело к ситуации, когда проблемы остались незамеченными до момента выхода продукта в эксплуатацию.

Эти советы помогут этого избежать:

  • Запросите результаты тестирования. Уточните, будут ли тесты в принципе.
  • Убедитесь, что процесс тестирования прописан в договоре.
  • Проверьте, что сайт полноценно функционирует: страницы отображаются корректно, кнопки работают, форма обратной связи синхронизирована, например, с таблицей и т. д.
  • Внедрите процесс контроля качества на каждом этапе разработки.

Давайте подытожим

Если разбить факапы на крупные блоки, то их получится 5:

  • Некомпетентные сотрудники.
  • Отсутствие ответственного лица.
  • Размытое техническое задание.
  • Размытые сроки или несвоевременная оплата.
  • Неполноценное тестирование.

Кажется, что некоторые этапы или моменты не так важны. В итоге получается, что срок затянут, сотрудник болеет, действия не приводят к результату или вообще лишние, сайт работает некорректно. Тут всё взаимосвязано.

Поэтому абсолютно на каждом этапе нужно быть внимательными и стараться контролировать работу вашего подрядчика.

Чтобы минимизировать ошибки, мы вас приглашаем на бесплатную консультацию, где:

  • изучим ваш продукт с точки зрения маркетинга;
  • определим цели разработки сайта;
  • рассмотрим эффективные решения для улучшения пользовательского опыта и дизайна;
  • обсудим технические аспекты и возможности интеграции с другими системами;
  • ответим на все ваши вопросы, касающиеся разработки и поддержки сайта.
1313
реклама
разместить
33 комментария

А с какими трудностями/факапами/ошибками сталкивались вы?

А что делать, если оплату провёл, а подрядчик кормит завтраками? Тут же тоже фишка в том, что в договоре прописаны сроки и мои, и его, но не выполняет свои обязанности именно исполнитель...

3

ооо, тема супер знакомая ахахахахахах

2

Если вы заключили официальный договор как две компании (два юр.лица) то там должен быть раздел форс-мажоров или споров, в котором указано что за невыполнение обязательств по срокам или работам, подрядчик может быть оштрафован, на определенную сумму — чаще всего это процент от суммы договора. Но так-же это может работать и в обратную сторону — если заказчик запросил у вас какие-то данные, а вы не предоставили, или не оплатили в установленные сроки, он в праве остановить выполнение работ. Мы сами не раз сталкивались с недобросовестными клиентами на разных проектах и этапах, поэтому все "подводные камни" указаны в договоре, по которому мы работаем

1

Мы рекомендуем сначала попытаться решить вопрос мирным путем.

Позвоните или отправьте сообщение (лучше по электронной почте, чтобы остались доказательства), напомнив о сроках и обязательствах по договору.

Комментарий удалён модератором

зато многие умеют превратить ТЗ в ХЗ)))

Статья кайф, спасибо

2