5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

Клиент, который годами готов платить за ничегонеделание. Целый SEO-отдел крупной фирмы, безуспешно ломающий голову из-за 5 непродвигаемых запросов. А также компания, руководитель которой решил завести в офисе собаку, поедающую туфли сотрудниц. Истории, о которых невозможно умолчать!

Привет! Меня зовут Максим, я занимаюсь SEO чуть больше 13 лет, а в перерывах между размышлениями о том, какой я старый, совсем чуть-чуть веду свой блог.

Так уж получается, что когда ты больше 10 лет занимаешься сеошкой, в практике находятся самые разные дикие истории, которыми сегодня я с вами и поделюсь.

История 1. Ну не шмогла я

В далеком 2013 году я работал в крупном риэлторском агентстве. Те, кто застал те времена в SEO, помнят, что ссылки рулили в Яндекс больше, чем ПФ. И работа в духе "базовая оптимизация + миллион ссылок" давала отличные результаты. Главное, чтобы бюджеты на ссылки выделяли приличные.

Я вел несколько основных кластеров по Москве: купить квартиру, купить таунхаус, коттедж, дом, аренда квартиры. И все было хорошо по всем ключам кроме кластера "аренда квартиры". Я вылизал весь раздел, оптимизировал все, что мог: теги, техничка, ссылка, тексты, дизайн, коммерческие факторы... но несколько основных ключей этого кластера постоянно кидало туда-сюда. То они на последних местах ТОП-10, то в ТОП-30, то снова в ТОП-10, то в ТОП-20, и так постоянно.

Основные ключи проблемного кластера — это "аренда квартиры в Москве," "снять квартиру", "снять квартиру в Москве", "аренда квартиры".

К проблеме было привлечено 5 других сеошников нашего отдела. Или, иначе говоря, весь наш SEO-отдел. Бюджетов на ссылки не жалели (в месяц тратилось около 2 000 000 руб. на ссылочное). Заказали 3 аудита у топовых сеошников с Серча, но ничего не поменялось. Внедрили все внедряемое и даже немного невнедряемое... Но ничего не поменялось. Запросы продолжили мерцать туда-сюда.

Возможно, сейчас вы ждете красочной развязки в духе голливудских боевиков:

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

Но в конце концов руководство компании просто забило на эти непонятные запросы, и продолжило их отслеживать просто для галочки. До сих пор никто не знает, почему сайт на хотел занять по ним такие же позиции, какие у нас были по ключам типа "купить квартиру в Москве" или "купить коттедж в Подмосковье".

Тут я бы сделал референс к своему предыдущему посту и повторил бы еще раз:

Продвижение в поиске — это всегда игра с полурандомным инструментом. И нет ничего удивительного, что иногда его рандомные результаты не те, какие нам хотелось бы получить.
Цитата великого сеошника всея Выхино.

Однако, эксперты в комментариях обязательно найдут причину столь массовой некомпетентности, так что жду вас там!

История 2. Да-да, коллеги, все будет на неделе...

Когда я работал в одном SEO-агентстве, к нам пришел клиент по продаже различного противопожарного стаффа. Первичную позицию в его бизнесе занимали противопожарные двери. Но сайт его вызывал разве что слезы.

Вот, нашел даже в веб архиве:

Эх, ностальгия. За 7 лет ничего не поменялось))
Эх, ностальгия. За 7 лет ничего не поменялось))

Короче говоря, начали мы клиентский сайт продвигать. Я собрал семантику, прописал ТЗ, но затем все уперлось в отсутствие нормального интернет-магазина.

Как вы можете заметить, в ТОПе сплошные интернет-магазины:

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

И нам тоже был нужен соответствующий функционал. Но у клиента было всего где-то 5 товаров с кривыми фотками и одним предложением описания. А нужны были десятки товаров, их характеристики и фотографии.

Я выслал клиенту запрос на получение необходимой информации. Он сказал: да-да, на неделю все обязательно пришлю...

Что же было в итоге? В итоге прошел ГОД, а он так ничего не прислал.

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

А когда год закончился, он написал: ой, извините, что-то с деньгами проблемы, мы пока прервем наше сотрудничество.

Такие пироги. Стоит ли говорить, что по факту мы даже сайт сделать не смогли, т.к. интернет-магазин и товары были ключевыми аспектами, вокруг которых все крутилось

Наш аккаунт-менеджер дергал его 2-3 раза в месяц, я дергал почти каждый месяц, даже наш генеральный дернул пару раз. Но он так ничего и не прислал. Я уже и таблицу сам ему создал, ему надо было только в нужные ячейки сами характеристики вписать... Но клиент так и не нашел время на, по сути, собственный сайт. Зато весь год платил нам деньги.

Радость со слезами на глазах
Радость со слезами на глазах

Я знаю, что владелец бизнеса очень большую часть работ делал сам: и на объекты мотался, и с заказчиками договаривался, и бухгалтерию вел, и чуть ли не сам эти двери устанавливал.

Так что тут вывод:

Иногда нанять человека и делегировать ему часть рабочих процессов стоит гораздо дешевле, чем пытаться решить все вопросы самостоятельно.

История 3. Да, я тоже не безгрешен

Во время работы уже в другом SEO-агентстве я занимался продвижением регионального салона красоты. Позиции шли в гору, но как-то раз после очередного мини-аудита я заметил мусорную страницу.

"Так-с, надо разобраться" — подумал я и перекрыл ее в robots.txt.

Лирическое отступление: поясню, что в агентстве программистов не было. 80% программно-контентно-дизайнерской работы делали сами сеошники. Да, в Фотошопе тоже сидеть приходилось. И это не смотря на то, что спецы были с опытом 5+ лет!

Прошло э фью моментс, и вдруг 80% позиций сайта посыпалось. Что? Где? Как?

А оказывается, что из-за своей невнимательности я перекрыл через Disallow одну из важных для движка категорийную страницу сайта. А урлы всех услуг были вложены в эту страницу. Т.е. было что-то вроде:

  • /category/rubbish/epilacia
  • /category/rubbish/uvelichenie-sisi-pisi
  • /category/rubbish/depilacia
  • и т.д.

А страница с урлом /category/rubbish/ — была мусорной.

Исключив ее из индекса оператором Disallow: */category/rubbish/ , я исключил из индекса все страницы услуг типа /category/rubbish/epilacia.

Т.е. это была неправильная команда:

Disallow: */category/rubbish/
Неправильно, т.к. robots может исключить и все вложенные страницы

А вот так надо было:

Disallow: */category/rubbish/$
Значок "$" закрепляет урл и не дает правил

Даже лучшие ошибаются.

История 4. SEO всем, даже тем, кому это не нужно!

В том же агентстве у нас в работе был проект, посвященный продаже франшиз чешского пива с гордой поисковой частотой:

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

Проект был в работе годами, ежемесячно высылались какие-то отчеты, а я такой робко: но... им же... не нужно SEO...

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

Если по вашей тематика частота всей массы ключевых запросов в кавычках равна "от 0 до 10" по вашему региону, то SEO вам не нужно. По вашим поисковым запросам нет спроса, и позиции по нулевкам не дадут ничего!

Надеюсь, сегодня таких агентств уже не существует, ведь прогресс идет вперед. Да? Ведь да?..

История 5. Мне нужен сеошник, твои очки и твой мотоцикл

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

А теперь самая трешовая история из всей подборки. Вспоминаю про это безумие, и даже сейчас невольно хочется заржать)

Тут даже не буду скрывать название, т.к. те кто в теме, быстро поймут, про какую фирму я говорю.

В 2014 году я сильно увлекался съемкой видео, вел свой блог на YouTube. И вдруг мне поступило предложение, от которого невозможно отказаться: поработать в компании с видеоблоггерами DavayLayma!

Конечно же, я согласился. Правда, не совсем понимал, в качестве кого меня в ту компанию брали. То ли как блогера, то ли сеошника, то ли креативщика, то ли еще хз кого. Но радость от того, что наконец-то можно было заняться творчеством, а не собирать очередное сем. ядро по детским подгузникам... Эта радость перекрывала всё критическое мышление. А учитывая то, что собеседование со мной проводил настоящий живой Эльдар Джарахов, я вообще готов был улететь в стратосферу.

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

Итак, я отсобеседовался с Джараховым, он поржал с моих видосов, поставил лайк с канала Успешной Группы, и через пару недель я пришел на свой первый рабочий день. Офис "Лаймы" находился в 20 минутах пешкам от станции ВДНХ. А главным "заправилой" являлся довольно известный в узких кругах Кирилл Калашников.

5 эпичных маркетинговых фейлов: от невнимательного сеошника до жрущей туфли сотрудниц собаки

Не упел я сделать и нескольких шагов внутри офиса, как кто-то крикнул "осторожно!", и я остановился, как вкопанный. Прямо у меня под ногами красовалась куча дерьма.

Я такой: whaaat.

Чувак, который предупредил о неминуемом, приветливо помахал рукой из-за стола неподалеку. Я обошел вражескую мину. Парень весело представился: "Иван!" (точное имя уже не помню).

— Максим. — сказал я. И добавил. — А это что такое только что было?

— А, это? Я тоже вначале чуть не вляпался. Тут собака у кого-то есть, я хз. — пожал плечами Ваня.

Несложно догадаться, что офис, который с первых минут встречает тебя собачьей кучей, в будущем принесет еще множество незабываемых историй.

Оказалось, что у нас с Ваней одновременно первый рабочий день.

Руководитель отдела продаж сунула Ивану какую-то методичку и сказала "учи, работы для тебя все равно пока нет". Иван, поняв всю тщетность местного бытия, поиграл в браузерку, обсудил со мной пару книг Палланика, попрощался, и больше я его не видел. Хороший парень, кстати.

А вот я на следующий день пришел в офис снова. И снова. Буквально на третий день меня вывел из рабочего транса чей-то визг.

Та самая собака, которая навалила мину в мой первый рабочий день, съела туфли руководителя отдела продаж. Та с воплями негодовала, держа в руках остатки своей сменной рабочей обуви, а я чувствовал себя героем реалити-шоу или типа того.

Потом мне дали задание быть оператором перевозчика, который через полмосквы куда-то вез холодильную витрину. Попросили делать скриншоты контекстной рекламы в выдаче Яндекса каждые 15 минут. Писать тексты про блоггеров. Как это все связано с SEO? Хороший вопрос. Я сам понятия не имею.

Какое-то время я оптимизировал их сайт по инфо-запросам и, кажется, было еще что-то связанное с ключами типа "реклама у блоггеров", "заказать рекламу у видеоблоггеров". Но это все уже в каком-то тумане. Пардон, прошло много лет.

В конце концов, спустя полтора месяца работы, я осознал, что сделал все. Работы для меня тут больше нет. Примерно в тот же день, кстати, я с утра обнаружил разбросанные по всему офису пустые бутылки из под джека дениэлса, раскуроченный настольный хоккей и пару разбитых горшков с цветами. А из кабинета Калашникова доносились пьяные песни двух женских и одного мужского голоса.

Такого, конечно, не было, но кадр красивый
Такого, конечно, не было, но кадр красивый

Как позже выяснилось, вчера в офисе друзья Калашникова отмечали чье-то повышение. Калашников подбухнул и ушел, а его приятели гудели всю ночь до утра в его кабинете.

Короче говоря, я оттуда ушел через пару месяцев работы, но воспоминаний — на всю жизнь.

Какой вывод?

Не надо нанимать специалиста по приколу. Подумай, есть ли объем работ для отдельного спеца? Какие цели он будет достигать?

Хотя история с Лаймой настолько идиотская, что тут и без комментариев все понятно))

Такие вот истории! Рекомендую еще прочесть мои статьи:

Надеюсь, мои истории были интересные и в чем-то даже поучительны. Поделитесь, кстати, своими веселыми кул-стори с работы в комментариях! Будет интересно почитать и обсудить.

11
3 комментария

Ряд запросов/ключей управляются вручную Яндексом ( у Гугла похожая история) , минуя свои же алгоритмы.. это коммент к вашему первому кейсу в статье

1

Вполне вероятно, ведь истину мы вряд ли узнаем.