История о том, как я сходил в больницу и нашел тему для статьи. В тексте рассуждаю о роли заботы о клиенте в современном бизнесе, делюсь инструментами и кейсами моей компании.Привет, меня зовут Алексей Лихацкий, я CEO IT-компании AppEvent, более 10 лет пишу код и делаю пользование услугами проще. Повышаю чек и конверсию моих клиентов в 15 странах, автоматизируя их бизнес.В феврале мне делали операцию на левый глаз. Важно ли, что глаз был левый — не знаю. Пиратское фото показывать не буду, так как речь не о моем зрении, а об отношении к клиенту. Им в данной ситуации был я.Мне уделили время на каждом шаге условной воронки: от ресепшена до выхода из клиники. Как клиент я вообще не думал о том, что мне нужно делать дальше. А вот как владелец бизнеса спросил у себя:Когда мы ставим систему нашим клиентам, они чувствуют себя так же?Убедился в положительном ответе и решил обсудить с вами фактор заботы о клиенте в бизнесе.Банально, но важно. Почему забота о клиенте — это актуальноВозможно, вы не думаете о заботе как о стратегическом преимуществе. Но именно она может стать тайной вашего успеха. На заботе можно строить целую стратегию компании. Она преобразует базовые транзакции в уникальные отношения. Моя компания работает в B2B-сфере, значит мы имеем дело со сложным продуктом и долгим циклом сделки. Люди доверяют нашему решению свой бизнес, свой доход. Чем больше мы заботимся о клиенте, тем выше шанс сократить цикл сделки. Особенно хорошим инструментом в нашем кейсе является техническая поддержка. Специалисты работают круглосуточно (даже на новогоднем корпоративе). На фоне конкурентов это — наше УТП, полностью построенное на желании заботиться о клиенте, не оставлять его один на один с системой. Мы долго работали над временем ответа. Сейчас пришли к показателю в 5 минут. Этот фактор увеличивает количество продлений подписки на нашу систему. Давний клиент знает, что может получить помощь в любой момент.Забота о клиенте со стороны компании особенно актуальна в эпоху безликих технологий. Люди жаждут искренности, индивидуального подхода. Так, забота становится гуманным лицом бизнеса. Вы показываете клиенту, что видите в нем не просто пункт в отчете о доходах. Для вас это человек с эмоциями и потребностями. Банальное обращение по имени или теплое слово в чате уже запомнятся ему.Когда ваш клиент чувствует внимание и признание, он возвращает это доверием и лояльностью.Доверьте людям деньги, и они станут вашими партнерами. Доверьте им карьеру, и они станут вашими солдатами. Доверьте им свою душу, и они станут вашей семьейРоберт Кийосаки, автор книги «Богатый папа, Бедный папа»Выражаем заботу правильноСпособы выражения заботы во многом связаны с ценообразованием на продукт и ЦА. У каждого типа потребителя на разном этапе воронки разные ценности. В нашей компании мы выбираем способы заботы о клиенте исходя из его психотипа. Что нужно одному, оттолкнет другого. Клиента нужно правильно прокалибровать. Эта тема тянет на отдельную статью. Если будет отклик, обязательно расскажу о радикалах и их применении в бизнесе. Сейчас поговорим о вариантах выражения заботы о клиенте:Быть честными. Честно сказать, что ваш продукт или услуга не подходят клиенту — высшая степень заботы. Не навязать продукт и получить доход, а реально помочь, даже в ущерб себе. Общение без блефа — это вообще хороший способ строить отношения в бизнесе. Подробнее рассуждал об этом в интервью с Дмитрием Норкой. Наличие обмана по итогу станет отрицательным сарафанным радиоСоблюдать договоренности. Обновления в дедлайн, ответ на сообщение в срок. Если не успеваем, предупреждаем заранее и признаем ошибкуПридерживаться делового общения. Для B2B особенно важный пункт. Ваш клиент — такой же владелец бизнеса, как и вы. Поэтому вы можете представить, как важно ему получать ответы «по делу», чтобы не тратить время впустуюПомогать клиенту, а не требовать денег. Тогда будут рекомендации знакомым. Довольный клиент платит больше и приводит других. Нужно только не пожалеть времени. К примеру, мы проводим подробную презентацию по системе, чтобы у клиента не осталось вопросов при внедренииИнформировать клиента. Актуальная информация на сайте и в блогах компании. Цена, акционные предложения, возможности системы. Если есть изменения, оповещаем оперативно. При появлении новых функций, объясняем аудитории, как они работаютДумать за клиента. Если какие-то вопросы менеджер может закрыть самостоятельно (заполнение договора, регистрация по данным), пусть делает это без клиента. Человек платит вам, чтобы снять с себя задачи и получить больше свободного времениНе изменять отношения после оплаты. После нее клиент остается клиентом. Скажу больше, после внесения средств, он становится еще требовательнее. Бросать клиента можно только после выполнения услуги. И то, стоит периодически напоминать о себеНаблюдать за клиентом для продления его жизни в компании. Этот функционал закрывают либо клиентские менеджеры, либо аккаунты. Продать дважды дешевле, чем искать нового пользователя. Важно слышать требования и пожелания клиента-старичка, оставаться в контакте с нимУделить внимание второму человеку, если он сопутствует сделке. Где посидеть мужу, пока жена, выбирает туфли? Где маме выпить кофе, пока сын прыгает на батуте? Продумали этот момент, получили больше клиентовКейсы: что внедрил в свой бизнес- Отправляем клиенту подарок при сотрудничестве от пяти летПод это выделяем отдельный бюджет. При сборке бокса учитываем тип бизнеса клиента, чтобы собрать максимально полезный подарок- Принимаем запросы на доработку продуктаМы создаем систему массового потребления, поэтому запросов у нас тоже масса :) Проводим приоритезацию и выкатываем просьбы. Когда пожелания конкретного клиента выходят, персонально оповещаем его о внесенных доработках- Возвращаем деньги за неиспользованный срок лицензии- Отпускаем к конкуренту, если клиент хочет уйтиКстати, часть по итогу возвращается, попробовав другой сервис- Изучаем тип бизнеса наших клиентовМы создаем модульное решение, которое адаптируем под каждый вид бизнеса. Стараемся внедрять индивидуальность уже на этапе разработки