«А как они докажут, что это реклама?» Или какие вопросы про маркировку чаще всего задают рекламодатели

Маркировать ли нативные интеграции? А рекламу по бартеру? Мониторит ли ФАС каналы на 150 подписчиков? Отвечаю на частые вопросы рекламодателей и рассказываю, как мы в агентстве работаем с маркировкой.

«А как они докажут, что это реклама?» Или какие вопросы про маркировку чаще всего задают рекламодатели

Привет, я Ира Белова — издатель медиа о гаджетах и бытовой техники My Gadget и основатель маркетингового агентства для брендов бытовой техники IB Studio.

С маркировкой мы сталкиваемся везде: в медиа предоставляем рекламодателям площадку, а в агентстве — ищем такие площадки для наших клиентов. В обоих случаях маркировку берём на себя от и до, поэтому нам есть чем поделиться.

Чтобы снять весь головняк с клиентов, наши сотрудники прошли курсы от Elama и брали юридическую консультацию от «Лаборатории рекламного права». Маркировку мы начали проставлять сразу, как только она стала обязательной, ещё до штрафов. Поэтому в сентябре 2023 мы были уже подкованы и начали консультировать конкурентов.

Не буду выдавать базу. Об этом и так уже 100500 статей написано и курсов создано. Отвечу тут на вопросы, которые нам чаще всего задают клиенты и которые задавали мы сами себе, пока во всём разбирались, а ещё поделюсь нюансами маркировки, про которые иногда забывают.

«Может пронесёт?»

Нет. Прошёл уже почти год с введения штрафов, и мы изучили судебную практику по нарушениям маркировки. Вывод такой: если вас ещё не оштрафовали за рекламу без токена, значит просто руки не дошли. Самый первый штраф на 300 000 рублей (телеграм-канал «Лиса рулит») выписали за три поста без маркировки. При этом все остальные посты и до и после были в порядке. То есть либо специально искали, либо донесли бдительные граждане.

«Ну это большие блогеры и каналы, а если мы маленькие и скромные, может всё-таки пронесёт?»

Тоже вряд ли. В базе решений ФАС уже кого только нет: реклама медклиник, мастеров по эпиляции, автосервисов и т.п. Отсидеться не получится. Хотя есть исключения, когда товарищ майор не смог найти рекламораспространителя (того, кто опубликовал рекламу) или когда многодетную маму простили за репост объявления о бесплатном вебинаре.

<i>Две хорошие новости: 1) кому-то вы точно не безразличны; 2) кто-то точно может возбудиться, наблюдая за вами. Кстати, Инта — это не запрещённая соцсеть, а город в Коми с населением меньше 20 000 человек. А вы говорите «пронесёт»</i>
Две хорошие новости: 1) кому-то вы точно не безразличны; 2) кто-то точно может возбудиться, наблюдая за вами. Кстати, Инта — это не запрещённая соцсеть, а город в Коми с населением меньше 20 000 человек. А вы говорите «пронесёт»

В общем, если вы не аноним и не мать-героиня, маркируйтесь.

«Окей, а если мы скажем, что это и не реклама вовсе? Чем докажут?»

Как эти самые ФАСы и РКНы поймут, что у нас именно реклама, а не просто дружеский совет, честный обзор или вообще просто так к слову пришлось? Мы пользуемся вот такой схемкой, которую составили исходя из закона и разъяснений к нему.

«А как они докажут, что это реклама?» Или какие вопросы про маркировку чаще всего задают рекламодатели

Правда и здесь могут возникнуть вопросы из-за формулировок (а что значит активное побуждение к покупке, разве есть какое-то пassивное?), но с опытом отличать одно от другого становится проще.

«Нужно ли маркировать саморекламу?»

Самореклама — это когда вы рассказываете о своих продуктах на своих же ресурсах. Как бы глупо не звучало, но да, если самореклама попадает под критерии рекламы со схемы выше, её нужно маркировать. В ОРД для маркировки саморекламы есть специальные инструменты.

«А рекламу по бартеру тоже?»

Да, потому что это всё равно реклама. А получили вы за неё деньги или нет, ФАС и РКН не интересно. Зато интересно налоговой. :)

«Маркировать ли нативную рекламу?»

Если сможете доказать органам, что это была не реклама, то можно не маркировать. :) Но что-то подсказывает, что устанете доказывать — смотрим на схемку выше.

<i>Ещё раз напоминаем :)</i>
Ещё раз напоминаем :)

«Нужно ли маркировать рекламу в запрещённых соцсетях?»

Нужно, Роскомнадзор написал об этом в ноябре 2023 года. Ага, у них, оказывается, тоже есть VPN.

«Как правильно указывать идентификатор?»

Идентификатор можно вшить в ссылку, тупо прописать текстом или налепить на картинку или видео. Подробнее в памятке от Роскомнадзора — здесь есть примеры по каждому формату размещения.

<i>Не смотрите, что это госуха. Схемку оформили доходчиво</i>
Не смотрите, что это госуха. Схемку оформили доходчиво

«Кто ответственный за нарушения маркировки: агентство, клиент или блогер?»

Как договоритесь. В договоре есть пункт, где указывается ответственный. В нашей практике это обычно мы.

<i>Пример договора для YouTube. С остальными площадками то же самое: сами маркируем, сами собираем статистику</i>
Пример договора для YouTube. С остальными площадками то же самое: сами маркируем, сами собираем статистику

«Это что значит, теперь на каждый пост для посева в Телеге нужен свой договор?»

Если контрагенты разные, то да. А если договариваетесь с одним блогером на несколько публикаций, можно сделать один договор, но акты и токены нужно выпускать заново, чтобы можно было отследить объявление.

Кстати, как-то был курьёзный случай, когда решили уточнить форму занятости блогера (СЗ или ИП), чтобы оформить договор. Ответ убил.

<i>Кто сказал, что маркировка это скучно?</i>
Кто сказал, что маркировка это скучно?

«Это же всё постоянно меняется. Как быть в курсе нововведений?»

Регулярно проверяйте сайты ФАС и РКН. Закон расплывчатый и до сих пор во многом непонятный, но уже можно обращаться к судебной практике и официальным разъяснительным письмам ведомств.

Как устроен процесс маркировки в нашей компании

1. Подписываем с заказчиком договор на размещение рекламного материала на согласованных ресурсах: сайты, ютуб-каналы, мессенджеры и т.д.

2. Вносим в Ozon ОРД данные клиента, договора или доп. соглашения к договору.

3. Загружаем в кабинет ОРД сам рекламный материал: текст, изображения, ссылки, ролик.

4. Контент-менеджеры публикуют материалы со специальными маркерами.

5. Оформляем акты и подгружаем их в кабинет ОРД.

6. Раз в месяц собираем статистику и также загружаем её в кабинет ОРД.

Вот как выглядит схема взаимодействия между участниками процесса.

<i>Условные обозначения: РД — рекламодатель, РА — рекламное агентство, РР — рекламораспространитель, Д — договор, А — акт к договору</i>
Условные обозначения: РД — рекламодатель, РА — рекламное агентство, РР — рекламораспространитель, Д — договор, А — акт к договору

В такой схеме, когда по договору за всё отвечает агентство, всю инфу в ОРД подгружаем мы: креативы, договоры, акты, статистику. Клиентам приятно и легко, а блогеров вы и под дулом пистолета не заставите этим заниматься. Ну разве что за денюжку.

Возможные варианты сотрудничества и кто за что отвечает расписано на сайте ОРД Озон.

«Столько нюансов. Как всё это держать в голове?»

Читать закон и пояснения, изучать судебную практику, брать консультации юристов, практиковаться. Таков путь.

Либо отдавать всё это дело на аутсорс, например, нам. Мы разобрались с маркировкой ещё до введения штрафов, можем заключить договор и взять всё оформление на себя или провести для вас платную консультацию.

Пишите на partner@ib-agency.ru, в Телеграм или звоните +7 931 106 21 80.

66
2 комментария

... «Может пронесёт?»
Нет. Прошёл уже почти год с введения штрафов, и мы изучили ...

А сколько штрафов всего вынесено? 100? 1000? 10 000? На миллиард рекламных креативов - капля в море.

1
Ответить

да сколько угодно на наше авось)

Ответить