Кому принадлежит работа таргетолога?

Среди специалистов есть два мнения насчет того, кому принадлежит настроенная рекламная кампания. Вопрос неоднозначный и вызывает много споров, как среди самих специалистов-таргетологов, так и среди представителей бизнеса. В этой статье изложу свою точку зрения.

Мнения разделились:

Одни специалисты свято верят в то, что созданная РК (рекламная кампания) - это интеллектуальная собственность таргетолога и ей пользоваться нельзя после завершения сотрудничества.

Вторые утверждают, что работа, выполненная за деньги, которая принадлежит заказчику, и он вправе распоряжаться полученными результатами на свое усмотрение.

Что касается лично меня, то я придерживаюсь мнения, что все рекламные настройки и созданные креативы остаются у заказчика. Он волен распоряжаться ими в дальнейшем по своему усмотрению.

Если оплаченный период сотрудничества окончен, то я просто останавливаю все объявления и за сим прощаюсь) Если заказчик хочет продолжать показывать уже готовые объявления, он имеет на это полное право. Однако есть несколько возможных вариантов развития событий и решения.

Небольшое отступление.

В идеале (!) в обязанности таргетолога входят только технические настройки в рекламном кабинете. Если у проекта есть прогнозируемые результаты, основанные на статистике предыдущих рекламных кампаний, то добавляются KPI по оптимизации рекламы в течение оговоренного периода работы.

Поиск целевой аудитории, которую таргетолог должен найти с помощью сторонних сервисов (парсеров) и/или используя настройки внутри кабинета тоже входит в обязанности таргетолога.

Креативы, тексты, utm-метки – остаются в зоне ответственности маркетолога и заказчика.

НО (!)...

Такое узкое разделение обязанностей существует только в агентствах, да и то не во всех. Чаще всего при работе с микробизнесом таргетолог – человек, который выполняет функции маркетолога, дизайнера и контентщика.

Он вникает в проект, изучает бриф, который заполнил заказчик, анализирует площадки, создает креативы, согласовывает офферы, составляет тексты на основе проведенного анализа ЦА и конкурентов, следит за качеством и количеством входящего трафика.

Что же делать, чтобы максимально застраховаться от неприятных ситуаций?

Первый и самый разумный способ - работать по договору, где прописаны все условия сотрудничества. В крайнем случае конфликтные ситуации можно будет оспорить в суде.

В реальности же не всегда стороны заключают официальный договор, а при возникновении недопониманий, затраты на судебные тяжбы потребуют немало моральных и материальных ресурсов.

Перед началом сотрудничества лучше сразу обсудить несколько вопросов:

1. На какой вид работ привлекается таргетолог.

1.1. Можно привлечь специалиста только на настройку рекламной кампании, т.е. таргетолог анализирует результаты прошлых кампаний, если они были. Создает креативы и тексты рекламных объявлений. При необходимости собирает базы, загружает их в рекламный кабинет. Делает настройки внутри рекламного кабинета. Дальнейшее ведение осуществляется силами заказчика с использованием наработок таргетолога.

Примечание: такое сотрудничество имеет место быть, если заказчик сам разбирается в настройке таргета или планирует нанять другого специалиста, который сможет контролировать работу рекламных кампаний.

P/S/ Я с таким видом сотрудничества не встречалась, т.к. ценность таргетолога не в том, чтобы один раз настроить кампанию и забыть о ней, а в том, чтобы постоянно контролировать эффективность работы объявлений и выдерживать ключевые показатели.

1.2. Специалист привлекается на настройку и ведение рекламной кампании. Т.е. он выполняет те же работы, что и в предыдущем пункте, но дальше в течение оговоренного периода работы контролирует ход рекламы, анализирует трафик, конверсии, меняет креативы и настройки, когда это требуется.

2. Если специалист привлекается на ведение рекламы также стоит оговорить на чьей стороне будут вестись настройки.

Есть 2 варианта:

2.1. Рекламная кампания настраивается из кабинета заказчика или из его агентского кабинета. В этом случае таргетологу выдаются права доступа для настройки кампаний. По завершении сотрудничества заказчик сможет ограничить доступ или удалить специалиста из своего кабинета.

Все настройки, сделанные таргетологом останутся на стороне заказчика.

2.2. Рекламная кампания настраивается из кабинета таргетолога. Некоторые таргетологи и агентства работают именно по этой схеме, особенно, если бюджеты на кампанию выделяются крупные. Сейчас достаточное количество сервисов, которые возвращают определенный % от пополненного бюджета на счет пользователя, а это доп.прибыль для владельца кабинета).

При прекращении сотрудничества уже таргетолог сможет ограничить доступ к рекламному кабинету и все наработки останутся у специалиста. Заказчику придется с нуля настраивать кампании и/или привлекать сторонних специалистов для создания новой РК.

Вывод: ключ к взаимопониманию лежит в предварительных договоренностях еще ДО начала работ. Специалисты перед тем, как взять проект в работу должны проконсультировать заказчика и рассказать об объемах и этапах работы, которая будет проведена.

Заказчики со своей стороны максимально ясно должны описать свои ожидания от сотрудничества и заполнить тех.задание или бриф.

Ну, и главный ответ на вопрос, ради которого и появилась эта статья. Все, что оплачено заказчиком должно остаться у него по завершении сотрудничества, даже если он забыл удалить таргетолога из своего кабинета)))

11
4 комментария

Сисадмин после завершения контракта должен удалить всю систему. Так вижу.

1

Не сисадмин должен удалять систему)
Если работы велись на стороне заказчика, т.е. из его рекламного кабинета, то он, конечно, может удалить специалиста, с которым закончилось сотрудничество. 

Мне кажется варианта, когда кампании настраиваются в кабинетах таргетолога/агентства, в принципе быть не должно.  

Николай, на самом деле это очень и очень распространенный вариант. Многие агентства и частные специалисты подключают свои кабинеты к сервисам, которые возвращают % от пополненного бюджета, поэтому им выгодно вести РК через свои кабинеты.