{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Осторожно! Выходим из кризиса!

Аккуратно, наощупь мир выбирает пути выхода из карантина. При этом возникает удивительный диссонанс. Люди идут по улице, шарахаясь друг от друга. Однако бизнес стойко делает вид, что ничего не изменилось, и пытается работать как прежде, просто «по удалёнке» и «на самоизоляции», то есть попросту через интернет, и находясь дома.

Но, к сожалению, в мировой экономике происходит нечто такое, что нельзя не замечать. То и дело в прессе проскальзывает мысль о том, что бизнес уже никогда не станет прежним.

Давайте понаблюдаем, что происходит в Европе. Опережая нас на примерно 1,5 месяца, они дают нам шанс учиться на чужих (то есть, их) ошибках.

В середине мая в некоторых европейских столицах прошла акция, которая должна была привлечь внимание правительств к вымиранию бизнеса. На главные улицы выставляли пустые стулья с наименованиями компаний, которые не смогли пережить кризис. К слову, это четверть мебельных производств Италии, десятая часть пивных заводов Германии, пятая часть частных сыроварен во Франции. И это далеко не всё. Многие компании, существовавшие за счёт лимитированного или штучного производства, в моменте оказались за бортом. Причиной стало резкое закрытие ресторанов, баров, а также торговых центров.

Экономическая цепочка была разорвана довольно резко. Многие компании не успели перестроиться на новый режим работы. А многие, перестроившись, осознали, что у части клиентов попросту нет доступа в интернет или отсутствуют навыки его использования.

Так получилось, что по разным данным за почти 3 месяца карантинных мер в России закрылось около 2-х млн предприятий и образовалась безработица в 20-25%. Как и другие экономики, мы оказались в экономической депрессии.

Это довольно неприятное обстоятельство пугает ещё и тем, что напоминает кадры из хроник о Великой Депрессии в 1930-х в США. Но не стоит пугаться, ведь до нас дошли самые яркие кадры, те, что были пострашнее и поужаснее. И это совершенно логично, ведь журналисты предпочитают сенсации. На самом деле, обстоятельства были не столь пугающими. Более того, Великая Депрессия дала миру множество изобретений, которыми мы охотно пользуемся и по сей день. Это стиральная машина, пылесос, холодильник на фреоне, телевизор - для бытовых нужд; контактные линзы, ЭЭГ, томограф и множество другого - в медицине; все виды пластика - для производства; игровой автомат, комиксы, мыльные оперы – для развлечений достопочтенной публики. А раз так, то можно смело делать вывод о том, что любая трудность влечёт за собой новый виток роста для человечества.

Ещё одна позитивная новость заключается в том, что из экономической депрессии можно выйти только в стадию экономического роста.

Именно поэтому, уже оказавшись в депрессии, нужно начинать заботиться о создании правильной стратегии по выходу из неё.

В нашем случае, когда ухудшение было резким, а изменения останутся с нами надолго, начать нужно с осознания. Надо понять, что бизнес всё же изменился и, скорее всего, уже никогда не станет прежним. Многие новые нормативы сохранятся надолго, и плотно войдут если не в обиход, то в бизнес-этикет. Не замечать этих изменений было бы как минимум недальновидно. Так что давайте начнём обсуждение безопасных и удачных стратегий выхода из кризиса с признания новых ограничений.

Для начала, мы стали дистанцироваться и стали осторожнее общаться с людьми. Это может повлиять не только на отношения с клиентами в сфере услуг, но и привести к иным методам работы внутри коллектива. Так, первым шагом для многих компаний стало закрытие open-space и установка перегородок.

Также мы продолжаем находиться в режиме ограниченности ресурсов, в частности сырья, из-за того, что не все транспортные пути используются в полной мере. Важной особенностью являются изменения в рабочей силе. Так, многие трудовые мигранты вернулись на родину, и когда экономика будет восстанавливаться и набирать обороты, произойдёт передел трудового рынка. Возможно, он будет еле заметным, но он точно будет.

Но это далеко не все особенности. Потребители стали тратить деньги иначе, предпочитая более дешёвые бренды и откладывая решения о крупных покупках. По исследованию, проведённому в рамках Американской ассоциации маркетинга в 2019 году, беднея, люди перестают особо доверять рекламе (зато больше доверяют рекомендациям друзей и продавцов), предпочитают скидки, нежели подарки с покупками, и обращают внимание, в первую очередь, на качество продукта и гарантию, которую может дать компания.

Так как тогда вести бизнес в этих новых условиях, которые наступили так внезапно? И как выстроить бизнес, чтобы он мог ещё какое-то время продержаться в «зажатом» состоянии, а потом смог продолжить работу в новых условиях и соответствовать при этом спросу растущей экономики?

Для того, чтобы перейти на следующий «этап развития», нужно перестроиться под новые реалии, выработать новые навыки и ценности.

Большинство механизмов для этого уже давно есть. Для начала нужно перейти на гибкую организационную структуру компании и создать все условия для устойчивого развития. Основываясь на постулатах конвенции ООН от 2002 года, это означает, что компания должна вносить свой вклад в защиту окружающей среды, в том числе от продуктов собственной деятельности, способствовать социальной ответственности в обществе, а также, в-третьих, но не в-последних, приносить прибыль. Важно при этом сохранять баланс и не нарушать равновесие создания благ для общества и получения благ от общества.

Ещё одним важным шагом станет переход на цифровизацию. Не стоит опасаться, что цифровизация уничтожит и без того пострадавшие рабочие места. Она нужна скорее для скорости реакции компании на информацию: на новости, ожидания потребителей и действия конкурентов. Прекрасным итогом цифровизации может стать, например, автоматическое динамическое ценообразование.

Помимо названного выше гибкость означает ещё и избавление от постоянных издержек. В мире, где всегда есть соблазн поставить на поток понравившийся потребителю товар, а спрос и предложение меняются очень быстро, нет места неповоротливости. Множество функций можно передать на outsource, а при правильном ведении бизнеса даже отпадает необходимость в большом складе.

Нельзя забывать, что мы живём в эпоху, когда миром правит информация и важна скорость её обращения. Поэтому важно постоянно мониторить: наблюдать за спросом, отвечая на растущие потребности потребителей; наблюдать за сотрудниками, помогая им вписываться в новую реальность рабочего пространства; наблюдать за действиями конкурентов и следить за конъюнктурой рынка.

И, как в любой трудной ситуации мы можем положиться только на семью, так и здесь: основа для стабильности бизнеса лежит на постоянных клиентах, на программах лояльности, на доверии как за пределами, так и внутри компании.

И в данном случае стабильность и гибкость сообща отвечают за жизнеспособность и успех компании. И уже очень скоро каждый бизнесмен будет вынужден найти это равновесие.

Мы всегда поможем вашей компании выйти из кризиса с наименьшими рисками и убытками. С Уважением, Включи Рынок!

0
2 комментария
Пончик с клубничным джемом

Так мы еще в него полноценно не вошли даже) Только начало

Ответить
Развернуть ветку
Елена Франк

А уже такие оптимистичные прогнозы по тому как экономика подниматься будет... А в это время большинству маркетологов придётся придумывать, как без бюджетов продвигаться)))

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда