Сколько денег вкладывать в брендинг?

Пожалуй, брендинг - одна из самых непрозрачных услуг по ценообразованию. Верхних и нижних границ буквально не существует. Например, на Авито есть объявления по 500 рублей за услугу, а ребрендинг Сбера обошелся в 1 млрд рублей + 2,5 млрд на внедрение по информации из открытых источников. Попробуем разобраться, когда и сколько денег нужно вкладывать в брендинг.

Конечно, за 500 рублей брендинга вы не получите. Пожалуй, вам сгенерируют логотип в автоматическом конструкторе, если повезет, то его руками нарисует студент. Никаких изучений целевой аудитории, разработки позиционирования, формирования ценностей и смыслов ожидать не стоит. Более того, на этапе стартапа большинству брендов действительно хватит приятного ненавязчивого значка.

Назовем этот этап «Первый бизнес на старте».

В период первичной разработки продукта, самых первых продаж, представления инвесторам важнее затраты на продукт и презентацию, чем полноценная бренд-система. Идея продукта находится в голове у основателя и этого достаточно, чтобы начать. На этом этапе Твиттер купил лого-птичку на стоке за несколько баксов.

Это относится и к любому микробизнесу: фокусируйтесь на продукте, живите идеей и зажигайте людей своей энергией. Этот эмоциональный контакт продаст лучше качественной бренд-системы. Всё будет работать, пока не придет пора масштабирования.

Цена вопроса: от 15000 рублей.Лучший подрядчик: идейный фрилансер или небольшое агентство.Ошибка: стремиться сразу вложиться в полноценный бренд. Много расходов, которые будут давить своей величиной.

«Второй бизнес на старте»

Стартап не всегда начинает с нуля. Иногда это новый бренд в большой компании или новое направление для серийного бизнесмена. Здесь меньше огня и больше расчета. Предприниматель с опытом мыслит категориями цифр прибылей и оборачиваемости капитала. Он уже знает, на что обращает внимание аудитория и в какую нишу он будет заходить.

Особенность такого стартапа — владелец не готов тратить своё время на погружение в аналитику, а реализацией будет заниматься команда.

На этом этапе стоит сразу закладывать систему, готовую к масштабированию, а значит, глубоко анализировать аудиторию и работать над позиционированием.

Цена вопроса: от 300000 рублей.Лучший подрядчик: агентство.Ошибки: «экономить на булавках». Отказываться от аналитики и разработки платформы бренда, выбирать подрядчика с минимальным бюджетом.

«Масштабирование»

Брендинг — не только про старт, гораздо интереснее и важнее этап масштабирования. За 3-5 лет становится понятно, как развивается компания. За это время может измениться продукт, подход, целевая аудитория, территории и способы продаж и многое другое. Кроме того, становится понятен вектор развития и масштабирования компании.

Это одна из первых и острых ситуаций, когда требуется ребрендинг, потому что «штанишки» стали маловаты, а вкладываться в развитие хаоса не хочется.

На этом этапе может случиться резкая смена визуальной составляющей брендинга, если изменения внутри компании слишком велики, трансформировалось позиционирование или конкурентная среда.

Sape как раз радикально изменили визуал под новую экосистему продуктов, смыслы и цели компании
Sape как раз радикально изменили визуал под новую экосистему продуктов, смыслы и цели компании

Часто именно на этой стадии компания впервые заказывает платформу бренда, чтобы систематизировать фундамент. Впервые формируется брендбук и общая стратегия развития бренда на перспективу.

Цена вопроса: от двух месячных бюджетов на маркетинг.Лучший подрядчик: агентство с крепкой экспертизой в стратегии и ребрендинге.Ошибки: выключать из ребрендинга свою команду, пытаться обойтись изменением дизайна, снова выбирать подрядчика по самой низкой стоимости.

«Статус»

Компания способна жить столетиями в отличие от людей. Это значит, что шагов ребрендинга будет множество. На этапе «Статус» важно найти тонкий баланс и не развалить то хорошее, что было наработано годами и любимо клиентами, и не закостенеть в рамках «мы такие крутые, пусть нас любят за то, что мы есть».

Кстати, именно поэтому ребрендинг Сбера стоил столько. Нужно было развернуть огромную махину в сторону сильно изменившейся аудитории, экосистемы продуктов и других каналов коммуникации, но при этом оставить хоть что-то от прежней компании.

Аккуратный редизайн Engen с сохранением графического знака, но с большой работой по типографике, т.к. компании было важно показать свою надёжность и масштаб
Аккуратный редизайн Engen с сохранением графического знака, но с большой работой по типографике, т.к. компании было важно показать свою надёжность и масштаб
Цена вопроса: от двух месячных бюджетов на маркетинг.

Лучший подрядчик: агентство с крепкой экспертизой в стратегии и ребрендинге.

Ошибки: остановиться в развитии и не обновляться, не закладывать бюджет и время на внедрение.

Можно ли не меняться?

Конечно! Только в этом случае ваша компания со временем будет выглядеть вот так.

Если бы ничего не менялось, мы до сих пор жили бы в мире таких логотипов и соответствующего дизайна
Если бы ничего не менялось, мы до сих пор жили бы в мире таких логотипов и соответствующего дизайна

Связаться для консультации по брендингу для компании:

Кейс ребрендинга строительной компании Стройконтинент

Разбор ребрендинга сетевого отеля

Подписаться на канал OLOVO.AGENCY

77
Начать дискуссию