Как грамотно провести аудит маркетинга, чтобы бустануть продажи оптовой компании в 24 раза с помощью системного подхода?

Как грамотно провести аудит маркетинга, чтобы бустануть продажи оптовой компании в 24 раза с помощью системного подхода?

Привет, на связи Анна Бирюкова. Мы с командой строим системный маркетинг в разных компаниях, чтобы освободить руки собственника от вопросов с ним связанных. Сегодня я хочу рассказать вам поучительную историю, как одна компания, которой мы с командой внедряли системный маркетинг, теряла каждый месяц сотни тысяч рублей, пока ее собственники не увидели и исправили все неадекватности в работе с подрядчиками.

Сразу скажу, что если лень читать весь текст, а аудит сделать нужно, то вот вам шаблон. По нему можно сделать грамотный аудит системы маркетинга и понять, что докрутить и усилить.

Предыстория

Однажды в далеком 2019 году к нам обратился клиент: оптовая компания по продажей швейной фурнитуры по всей России. До нас у них был подрядчик на контекстную рекламу, но особого выхлопа оттуда не было. Что-то крутится, что-то делается, 100 тыс рублей тратят на рекламу, 100 тыс рублей достают оттуда в продажах. Короче процесс ради процесса.

Какая задача стояла?

Клиент достиг значимых результатов в выручке силами отдела продаж и одного сео специалиста. В какой-то момент стало понятно, что развиваться дальше без системного управляемого маркетинга невозможно. Поэтому задачи стояли такие:

  • Выявить максимальное количество точек роста
  • Определить приоритетные направления маркетинга
  • Создать прозрачную систему маркетинга, в которой понятно, какой канал сколько приносит денег в компанию.

Проблематика была следующая:

  • Продажи с рекламы равнялись рекламному бюджету. “Реклама в Яндекс работает на максималках, больше не выжмем. Такая уж ниша, ничего не поделаешь” - говорили подрядчики.
  • “Реклама в гугл (тогда она была еще доступна для нас) в данном продукте вообще не сработает, даже запускать не стоит” - говорили они же.
  • Подрядчики ежемесячно присылали клиенту “отчет”. Эксель табличка с миллионом строк и столбцов, которые ни один адекватный предприниматель читать не станет. Клиент говорил: “Ай ладно” и снова пополнял рекламный кабинет.
  • Отсутствовала какая-либо сквозная аналитика.
  • Отсутствовала система отчетности и встреч по маркетингу
  • По сути был один единственный стабильный канал лидов - сео (поисковая оптимизация сайта). У них в штате был оч крутой сеошник, который реально делал грамотные действия и вывозил все лиды на себе.
  • Не проводилась никакая работа по тестированию новых каналов лидогенерации

С чего начали?

Любой маркетинг начинается с анализа рынка:

  • Мы провели анализ целевой аудитории
  • Анализ конкурентов
  • Лидеров рынка
  • Точек контакта: сайт, соцсети, мессенджеры и др
  • Анализ интернет-маркетинга: seo, контекстная реклама, таргетинг и др
  • Анализ работы отдела продаж и коммуникации с отделом маркетинга
  • Оцифровка текущей воронки маркетинга и продаж
  • Анализ репутации в интернете
  • Анализ работы текущих подрядчиков и сотрудников по маркетингу

Как проводили анализ целевой аудитории

Не смотря на то, что из каждого утюга говорят, что нужно очень хорошо знать свою целевую аудиторию, но только единицы действительно регулярно проводят мероприятия в эту сторону.

Чтобы понять, кто составляет основу целевой аудитории мы в первую очередь обратились к клиентской базе - просто прозвонили 150 клиентов и задачи им вопросы такого характера:

  • Насколько от 1 до 10 готовы рекомендовать компанию друзьям и знакомым?
  • Что сделать, чтобы в следующий раз была оценка лучше? - вот тут они по-настоящему раскрывались.
  • Какие еще аналогичные товары вы приобретаете у конкурентов?
  • Что нам сделать, чтобы вы приобретали их у нас?
  • Удобно ли пользоваться сайтом?
  • Довольны ли ассортиментом?
Как правило эта анкета содержит до 8 вопросов, иначе клиент раздражается. В других аудитах мы также добавляли вопросы типа: “На каких блогеров вы подписаны? Какие издания читаете? Что для вас является важнейшим фактором для принятия решения.<br />
Как правило эта анкета содержит до 8 вопросов, иначе клиент раздражается. В других аудитах мы также добавляли вопросы типа: “На каких блогеров вы подписаны? Какие издания читаете? Что для вас является важнейшим фактором для принятия решения.

Очень важно, что опрос проводится по 3 сегментам ца: те, кто постоянно покупает, те, кто купил однажды, но больше не стал и те, кто сделал заявку, но почему-то не купил.

В итоге мы получаем огромное поле для размышлений и точки роста.

Помимо опроса важно внимательно изучить аналитику сайта и понять, какие у трафика еще есть интересы, как они двигаются по сайту, с каких устройств посещают его.

А также проводится анализ всей клиентской базе, при котором по специальной технологии определяется: какие клиенты покупают чаще какие товары и на большую сумму. Так было выявлено, что из 5000 наименований товаров, всего 2 товарные категории приносят максимальную прибыль клиенту. Очевидно, что весь маркетинг был выстроен в дальнейшем вокруг них, а другие позиции ставили отделу продаж в kpi для допродажи к основным категориям.

Как проводился анализ конкурентов

Задача данного этапа выявить + и - конкурентов. Плюсы - это просто норма рынка и нужно сделать в своей компании “не хуже”. А минусы, это точки роста, улучшая которые вы сможете заметно отстроиться от конкурентов.

Анализ конкурента проводится по разным направлениям, начиная от способов продвижения и заканчивая активностью отдела продаж. Мы анализировали, через какие каналы конкуренты привлекают заявки, как у них выстроены офферы на сайте, есть ли какие-то лидмагниты, как быстро реагирует отдел продаж на заявку и тд. Даже отзывы о компаниях конкурентов имеют большое значение. Ведь если клиент чем-то недоволен и тем более написал об этом, возможно решив боль клиента можно приобрести заметные преимущества.

Результатом такого аудита стал список рекомендаций, что можно улучшить и выделиться в своем рынке.
Результатом такого аудита стал список рекомендаций, что можно улучшить и выделиться в своем рынке.

Кстати, по аналогичной схеме следует проверить и лидеров рынка. Ведь что-то они уже поняли в своем рынке, чтобы стать номер один. Значит и вам есть, что у них взять для собственного продвижения.

Анализ точек контакта и рекламных каналов

Очень часто маркетологи недооценивают этот этап и анализируют только сайт или соцсети. А по факту даже парковка перед торговым центром является точкой контакта с клиентом. Существует мнение, что покупателю нужен минимум 21 положительный контакт с брендом для принятия решения о покупке. И если в какой-то из точек он получает негативный опыт, “эта песня хороша, начинай сначала”.

Чтобы максимально приблизить клиента к покупке важно понять, в какие моменты клиент сталкивается с вашим продуктом или компанией и сделать впечатление от этого контакта незабываемо приятным.

По сути мы внимательно посмотрели каждый пойнт и выявили рекомендации, как улучшить клиентский опыт.

Как грамотно провести аудит маркетинга, чтобы бустануть продажи оптовой компании в 24 раза с помощью системного подхода?

Анализ работы ОП

Если говорить про анализ работы отдела продаж, то в данной части нас в первую очередь интересовало, как быстро менеджеры реагируют на заявки, а также как доносят до клиента обещания маркетинга. У этой компании в этом процессе все было великолепно, не к чему придраться. Данный аудит проводится путем тайной проверки и прохождения пути клиента нашим сотрудником. А также проводилось прослушивание звонков и оценка скриптов продаж.

ИТОГИ АУДИТА

Итогом данного аудита стал документ с списком рекомендаций по каждому направлению. Это были как корректировочные рекомендации из серии “добавить кнопку” или “убрать слово”, так и существенные рекомендации, которые стали в дальнейшем революционными для данной компании.

К таким относилось, например,

- внедрение e-mail маркетинга, которое в дальнейшем приносило более 50% повторных продаж

- внедрение трейд маркетинговых активностей (акции), которые на 45% увеличили средний чек

- запуск рекламы в google (ныне, к сожалению недоступной для российских компаний), что дало прирост количества новых лидов в 4 раза

- смена подрядчика по контекстной рекламе в яндекс (оказалось, что за 2 года их работы над проектом рекламные объявления не менялись ни разу. Вот те на)

- внедрение план-фактной работы отдела маркетинга и системы отчетности

- создание комьюнити ателье

- внедрение сквозной аналитики, которая в точности до копейки показывает эффективные и неэффективные маркетинговые мероприятия.

Таким образом с помощью маркетингового анализа мы смогли подсветить клиенту максимальное количество направлений развития и он уже не как слепой котенок двигался в рынке, а принимал взвешенные решения, основанные на фактах. Вы можете и сами провести такой аудит системы маркетинга по шаблону

Справедливости ради нужно отметить, что и реализацией проекта также занималась наша команда. За 2 года мы смогли увеличить выручку в 24 раза. Это результат командной комплексной работы и конечно это уже совсем другая история…

Используйте наш шаблон аудита, чтобы выявить слабые места и усилить свой бизнес.

А пока хочу подсветить

5 признаков, что вашему бизнесу необходим аудит маркетинга:

  • Если конкуренты усилили маркетинг, стоимость рекламы заметно растет и непонятно, что с этим делать
  • Есть вечные терки между отделом маркетинга и отделом продаж
  • Кто-то что-то делает в отделе маркетинга, но вообще непонятно что и зачем. Собственник чувствует, что не контролирует ситуацию
  • Доля рекламных расходов увеличивается
  • Находитесь в поиске директора по маркетингу или руководителя отдела маркетинга
33
Начать дискуссию