{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Детям — мороженое, бабе — цветы

Меня зовут Катерина, я один из авторов и редактор телеграм-канала «Чё по маркетингу?».

В Великобритании еще в 2019 году запретили рекламу, содержащую гендерные стереотипы. То есть ту, которую смотришь и думаешь: «Все на своих местах: женщина готовит/стирает/убирает/занимается ребенком, а мужчина работает/что-то чинит/осваивает новое ремесло». Как и почему это произошло я расскажу в этой статье.

Что именно попадает под санкции

Запрет на использование исключительно негативных гендерных стереотипов в рекламе вступил в силу в прошлом году благодаря британскому регулятору The Advertising Standards Authority (ASA). Теперь в кампаниях нельзя использовать образы мужчины-добытчика и женщины-домохозяйки, сообщается на сайте. Ограничения касаются всех типов рекламных кампаний: от наружной рекламы до объявлений в социальных сетях.

Данные правила были разработаны еще в 2018 году организацией Committee of Advertising Practice (CAP), подчиняющейся ASA. Согласно документу, в кампаниях запрещено использовать представления о типичной женской и мужской внешности, а еще связывать определенные качества, занятия, счастье и успешность с физическими данными или показывать, как пол ограничивает возможности человека.

Так что теперь в британской рекламе мы не увидим женщин, которые не умеют припарковать автомобиль или починить стул, и мужчин, не знающих, как поменять подгузник ребенку или приготовить обед.

Под запрет также попадают стереотипные сцены, где женщина убирается дома и готовит, а мужчина лежит на диване перед телевизором или читает газету.

Пример запрещенных рекламных объявлений

Нововведения коснулись и рекламы детских товаров и услуг — в них теперь нельзя использовать образы маленьких детей и акцентировать внимание на том, что все мальчики смелые, энергичные и задиристые, а девочки — осторожные и тихие, и к ним нужно более бережно относиться. Запретили также продвигать товары исключительно для мальчиков или девочек. На сайте ASA сообщается, что подобные гендерные стереотипы «ограничивают выбор, стремления и возможности детей» и на это может пагубно влиять реклама.

При этом под запретом находятся именно те стереотипы, которые могут причинить вред обществу. То есть в рекламе по-прежнему можно показывать женщин, совершающих покупки, или мужчин, мастерящих что-то своими руками, если это носит положительный характер. Также не запрещается демонстрировать образы успешных, привлекательных, довольных жизнью и своим социальным статусом людей обоих полов.

С чего все началось

Подобные достаточно радикальные решения о запретах, разумеется, не принимаются одним днем и надо понимать, откуда у них ноги растут.

Поговаривают, что одним из первых «звоночков» стало огромное количество (более 70 000) жалоб на рекламу напитка для похудения Protein World. Подобный плакат, который компания разместила в лондонском метро, британцы посчитали сексистским и обвинили Protein World в навязывании стандартов красоты.

Наружная реклама Protein World в метро Лондона

Тогда в соцсетях даже зародилось протестное движение #eachbodysready, участники которого призывали не поддаваться давлению маркетологов и любить свое тело независимо от возраста, формы и размера. Пользователи присылали множество фотографий с испорченной рекламой Protein World или ответными едкими шутками.

Волну возмущения британцев вызвала и реклама Gucci 2016 года, поскольку в ней участвовали «нездорово худые» модели. ASA посчитали снимки и видео с женщинами подобной комплекции безответственными и запретили итальянскому модному дому их распространять в Соединенном Королевстве.

Реклама Gucci 2016 года

Под запрет попал и рекламный ролик сливочного сыра компании Mondelez, где двое мужчин оставили ребенка на конвейерной ленте в ресторане, поскольку отвлеклись на еду и разговоры. Британские зрители посчитали, что подобная реклама закрепляет стереотип о том, что мужчины не способны заботиться о детях и быть внимательными с ними.

В ответ представители Mondelez заявили, что они в рекламе как раз попытались разрушить миф о том, что обязанности по уходу за детьми на себя берут исключительно женщины, поэтому для демонстрации своей идеи выбрали двух мужчин.

Неоднозначный рекламный ролик Mondelez

Наши исследования показали, что вредные гендерные стереотипы в рекламе могут способствовать неравенству в обществе. Проще говоря, мы обнаружили, что некоторые изображения могут играть определенную роль в ограничении потенциала людей.

Гай Паркер, Исполнительный директор ASA

Что в итоге

С вводом новых рекламных принципов, Великобритания присоединилась к таким странам, как Бельгия, Франция, Финляндия, Греция, Норвегия, Южная Африка и Индия, которые уже имеют соответствующие законы, направленные на предотвращение гендерной дискриминации в рекламе. Например, в Норвегии уже с конца 1970-ых годов действует закон, который запрещает сексизм и намеки на него в кампаниях. Испанский закон 2004 года о борьбе с гендерным насилием запрещает показывать в рекламе унижающие достоинство изображения женского тела, а австрийские кодексы считают изображения, демонстрирующие сексуальную привлекательность человека, дискриминационными.

Будут ли когда-то вводиться подобные запреты в России — вопрос открытый. Но, памятуя об огромном количестве гендерно-дискриминационной рекламы в РФ (в большинстве случаев — сексистской), в ближайшие годы на это рассчитывать не приходится. Пока еще в нашей стране женщина в рекламе является, скорее, объектом, а не субъектом.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Homo Sapiens

Надеюсь не будут.

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Хохолева
Автор

Почему? Считаете, что это излишние меры?

Ответить
Развернуть ветку
Homo Sapiens

Да, меньше обижаться надо на пустом месте. Меня вот оскорбляет, что сосед ездит на лексусе, но ничего - терплю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Somoff

Нужно бороться с дискриминацией тупых и ленивых - всем нужны равные возможности!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Хохолева

Согласна, что эти законы очень расплывчатые, а обвинения, зачастую, высосаны из пальца
Но британцы вообще любят пожаловаться на всё подряд 🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда