{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

«Проверьте приложение на COVID», или история одной разблокировки в Google Play

В середине мая по стору прокатилась волна автоматических банов, связанных с упоминанием вирусов в контенте самых разных продуктов. Наше приложение со 180 тысячами активных пользователей оказалось под угрозой. Из двух попыток его спасти мы честно завалили одну.

В итоге все закончилось хорошо, но это не первая подобная волна: и мы решили поделиться алгоритмом действий, которые вы можете предпринять, если окажетесь в подобной ситуации — особенно если производите свой контент.

Все началось в 6 утра 12 мая

На почту, связанную с нашими аккаунтами в сторах, пришло «письмо несчастья».

Красочно оформленный шаблон сообщал, что приложение для изучения английских слов заблокировали «согласно пункту 8.3 правил для разработчиков, так как приложения, упоминающие COVID-19 или связанные термины, могут быть допущены в маркет, только если они изданы или авторизованы государственными органами или организациями системы здравоохранения».

Почта no-reply как бы намекает. На деле, для апелляций есть другой канал, иногда там даже отвечает человек.

В самих правилах для разработчиков не было списка тех самых «связанных терминов» или рекомендаций на этот счет. Конкретных ссылок или скринов из нашего приложения, нарушающих правила, Google также не приложил. А пункт 8.3, на который ссылается письмо, был максимально размыт: по сути, «вас могут заблокировать по любому подозрению в нарушении любого применимого законодательства или любых применимых политик».

Но коронавирус как источник всех бед был указан достаточно четко. В условиях решений властей о борьбе с фейк-ньюс о вирусе команда стора могла перестраховаться и превентивно забанить все случаи, хоть как-то подходящие под алгоритм. То, что наш контент анализировал бот, было понятно сразу. Также было понятно, что какие-то упоминания коронавируса могли быть в материалах.

Когда вокруг в режиме 24/7 говорят только о нем, а у вас есть отдел, обновляющий контент для приложения и соцсетей, вполне вероятно, что ребята обыграют эту ситуацию.

Поэтому мы:

  • Стали искать упоминания аналогичных случаев в сети — они были, но готовых рецептов не было ни у кого. Зато мы поняли, что история реально массовая.
  • Стали искать контакты в Гугле: через знакомых, знакомых знакомых из индустрии и т.д. Сразу получили от них несколько инсайтов, например: «Все в итоге признают, что что-то сделали не то. 100% где-то накосячили. Могли смайлик не тот поставить — и это повод». Стали присматриваться к мелочам: вплоть до иконок, эмодзи и деталей иллюстраций.
  • Договорились с контент-командой, что на случай ребята воздержатся в соцсетях от публикации видео, статей или сторис, где может упоминаться тема коронавируса (например, советы по дистанционному обучению в период пандемии). Эти материалы в нашем случае могут подтянуться в приложение.
  • Написали по каналу, предназначенному для апелляций: признали, что мы не имеем отношения к государственным органам и сектору здравоохранения, что какие-то термины могли использоваться и вот это все. Попросили деталей. В ответ получили совет: «Уберите любые связи с коронавирусом из метаданных: названия приложения, описания, примечаний к релизу, либо скриншотов».

Проверили контент приложения: и нашли косяк в метаданных.

Помогите ребятам найти, где они накосячили)

Если тоже не разглядели сразу, приблизим:

Мелкая деталь на картинке на скринах в сторе = два дня развлечений для всей команды.

Мы выпилили эту картинку, также на случай убрали из приложения ссылки на статьи, видео и сторис с упоминанием обучения на карантине, самоизоляции, волонтерства и помощи врачам в период пандемии — деактивировали старый и залили новый билд по инструкции, но …

Это не помогло. Оказалось, что проблема — глобальнее

В 6 утра 14 мая история продолжилась — новый билд зареджектили. У нас осталась одна попытка до полной блокировки девелоперского аккаунта. Но спасибо Гуглу, что хотя бы не разослал текущим пользователям пуши с советом удалить версию приложения, установленную до блокировки (по правилам он так может).

Вишенка на торте: мы потеряли возможность заливать исправления. Осталась только апелляция по почте.

Тогда же появилась новая зацепка, которая навела на мысль, что проблема может быть масштабнее: мы поняли, что бот может ходить в наш словарь.

График заражений в Германии из новостей как иллюстрация к слову “ситуация”.

Словарь мог содержать десятки, если не сотни иллюстраций или слов, хоть как-то относящихся к теме: «пандемия», «маска», «социальная дистанция» и тому подобное. Были и более «очевидные» вещи.

Ради интереса, вбейте «вирус» в поиск по картинкам в любимом поисковике — и получите очень похожий результат. «Это жизнь такая» (с)

При этом тренировка слов — одна из ключевых фишек приложения. Пообещать выпилить ее не вариант: это как обещать отпилить себе ногу, чтобы вас допустили к марафону.

Но если не найти решение, потеряем 180к активных пользователей, их историю, оценки и т.д.

Стали действовать на ощупь:

  • По аналитике поняли, по каким частям приложения ходили боты. Это один из вариантов локализовать возможные проблемы. Узнали, что боты заходили в словарь, видео и уроки.
  • Включили режим параноика. Решили собрать все возможные слова и уроки, которые могли быть хоть как-то связаны с темой медицины, карантина и пр. Также собрали все потенциально опасные внешние ссылки в разделе видео. Внутренний параноик также говорил: «А что, если мы покажем пользователю ничего не нарушающее видео с Youtube, а в рекомендациях к тому видео всплывет…», — поэтому в итоге скрыли видео совсем.
  • Сделали свой список из 9 очень опасных слов («пандемия», «вирус» и пр.), 50+ потенциально опасных слов (официального списка нет, так что включаем фантазию) и 900+ мест, где они упоминались. Скрыли весь этот контент. Опции «скрыть по параметрам» в админке, откуда брался контент, не было — мы срочно дописали ее для этого случая.
  • Убрали ссылки на социальные сети, потому что мало ли что будет опубликовано там, — параноик-мод был по-прежнему включен на полную.

А параллельно составляли вторую версию апелляции, стараясь максимально разжевать и аргументировать.

  • Рассказали, что наше приложение используется для дистанционного обучения, которое особенно актуально во время карантина. Еще раз признали, что по этой причине у нас могут встречаться потенциально связанные с COVID ключевые слова — в контексте образования.
  • Детально перечислили, что уже сделали, чтобы поправить ситуацию: и те вещи, что удалили в прошлый раз, и новые меры. Рассказали, что составили свой список потенциально проблемных слов (вплоть до слов «вакцина» и «лёгкие»), скрыли их в уроках и словаре. Также объяснили, почему уроки и словарь — критический для приложения функционал.
  • Приложили все возможные пруфлинки на связь продукта и компании с образованием: образовательную лицензию, ссылки на упоминания в крупных СМИ в нужном контексте, упоминание в списке социально-значимых информационных ресурсов, составленном Минкомсвязи… В общем, всё, что может иметь хоть какой-то вес.

Отправили по официальному каналу, а также продублировали обращение на внешнем форуме Google Play и ресурсах для Android-разработчиков.

Ответ пришел через три дня

Сначала нам написали, что изучают апелляцию и приложенные документы. Еще через день нам разблокировали страницу разработчика и дали возможность восстановить приложение. Мы залили билд, в котором было по-максимуму отключено все… И прошли проверку!

Честно, до сих пор не знаем, что из этого сработало. И едва ли нам об этом скажут прямо, но на будущее посоветуем себе и всем:

  • Первые ответы на обращения могут присылать роботы (есть такое подозрение), потом вы прорветесь к человеку. Конкретных деталей он не даст, но в целом вести переговоры по официальному каналу — все, что вы можете.
  • Будьте предельно конкретны и открыты: рассказывайте той стороне о шагах, которые предпринимаете, чтобы разрешить ситуацию, спрашивайте уточнений на основе уже предпринятых шагов. А также сразу старайтесь рассказать как можно больше хорошего о себе и погрузить в контекст продукта.
  • Сразу продумывайте разные версии и причины — вплоть до жалоб конкурентов. Что могло стриггерить? А что еще? Лучше перебдеть и побыть неделю параноиком, а потом постепенно убрать ненужные ограничения в новых билдах, чем потерять на время доступ к аккаунту разработчика — а то и все, что было связано с аккаунтом. У вас есть максимум пара попыток: лучше тратить их с умом, как желания у джинна.

P.S. Спустя две недели мы узнали, что наше приложение попадает под категорию «Eligible COVID-19 apps». Этим приложениям можно использовать контент, в котором коронавирус упоминается вне связи с медициной. Например, анализировать экономический и социальный эффект, давать советы, как лучше проводить самоизоляцию и т.д.

Подробности можно почитать в публичном разъяснении Google — но мы пока решили придерживаться выработанных командой критериев и модерировать контент в приложении.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Михалёв

Очередной пример зависимости от корпораций, в которой находятся все разработчики. Серьезная продуктовая компания вынуждена как школьник извиняться ни за что и бегать собирать справки. И ведь действительно могут удалить весь акк особо не разбираясь, и миллиардному бизнесу конец.

Спасибо, что поделились.

Ответить
Развернуть ветку
Roman

Треш какой-то🙈
Проверьте теперь себя на упоминание негров, лгбт и всего остального))

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Titarenko

👍

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Titarenko

Это прям адище, что Гугл устроил. 
Наше приложение BenefittY тоже забанили в Google Play на сутки по причине того, что мы на иконке разместили хэштэг #лучшедома
Причём у многих сервисов такой хэштэг размещён без проблем. 
Аппеляцию быстро удовлетворили, но юзерам посыпались уведомления, что приложение не безопасное.  В результате потеряли много активных пользователей. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Larchenkov

Они бы так боролись с приложениями, которые скамом с подписками занимаются.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

У меня есть предложение команде гула для нового креативного флэшмоба
Давайте забаним букву Ч в русском языке и букву B в английском
Вперед, ***

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Знаете, сейчас это кажется смешным. А потом хренак...

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shumidub

А как вы смогли в аналитике определить именно бота? Я так понял, что бот может и не только во время ревью приложения перед публикацией пройтись, но и в другой момент. Или у вас было во время ревью? 

Ответить
Развернуть ветку
Skyeng
Автор

На глазок: в аналитике смотрели на время событий и версию, боты проверяли через аккаунт ночью, когда никто другой, по идее, не мог)

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Дивный новый мир

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Игорь Кравченко

модераторы бесят, особенно сроки в несколько дней на любой ответ =( 

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Mirchev

Наконец, первая статья на VC за пол года, которая оказалось полезной, а не поводом потрепаться

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Щукин

Как всегда всё на сторонних приложениях тестят вместо своих...

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shumidub

Это да, вот свой Youtube или Podcasts так проверили. 

Ответить
Развернуть ветку
Artem Shumidub

Интересно, кто нибудь пробовал уже судиться с гуглом? Каковы шансы выиграть? Есть ли уже преценденты? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Румянцев

А вам баны в итоге отменили или оставили? Просто мы сейчас в той же ситуации, только у нас одно слово ‘короновирус’ в описании, но приложение в категории Здоровье (дневник стресса)

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда