Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Гайд по быстрому поиску конверсионных страниц сайта и определению их позиций

Друзья, вот реальный кейс. Есть сайт, который продвигается с помощью SEO. Есть Агентство - подрядчик, которое продвигает этот сайт. Все было нормально до того момента, когда в апреле 2024 Яндекс изменил свои алгоритмы.

В конце мая реакция руководителя (рис.1):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Ответ SEO специалиста из Агентства - подрядчика: "Да, ситуация понятна. Посадочные страницы (приведен перечень страниц) просели в поиске. Будем их оптимизировать".

Через неделю поступил отчет из Агентства, что страницы из перечня оптимизированы и снова находятся в ТОП-10. Однако, количество лидов увеличилось незначительно. Компания теряет деньги. Руководитель негодует. Агентство - подрядчик SEO объясняет малое количество лидов цикличностью спроса рынка.

Тогда за дело просят взяться интернет-маркетолога.

Что делаю я? Прежде всего иду в Счетчик метрики. В данном кейсе - в Яндекс Метрику, т.к. сайт просел в поиске Яндекса. Захожу во вкладку "Цели" и вижу, что цели в Метрике не проставлены Надо сказать, что этим сайтом я ранее не занимался, это разовое поручение. А SEO Агентству - подрядчику цели в метрике особо и не нужны, исходя из логики - трафик бесплатный, чем больше целевой аудитории придет на сайт, тем будет больше лидов. Главное быть в ТОПе поисковой выдачи. Как бы здесь все логично.

Итак, цели не проставлены. Есть лишь автоматические цели, проставленные самой Метрикой. Отлично! Нам подходит Автоцель "Заполнил контактные данные", которая отслеживает все случаи заполнения и отправки форм на всех страницах сайта. Будем отслеживать её (рис.2):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Заходим в Метрике во вкладку: Отчет -> Поисковые запросы. Формируем отчет по поисковым запросам и обязательно проставляем целевую метрику - Автоцель "Заполнил контактные данные".

Для этого жмем на кнопку "Метрика" (рис.3):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Находим: метрику "Целевые посетители Автоцель: заполнил контактные данные" и ставим галочку рядом. Жмем на кнопку "Применить" (рис.4):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

В результате видим появившийся столбец с нужной целью. Сортируем этот столбец по убыванию значений (рис.5):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Теперь следуем такой логике: 1) Вначале поставим период нашего анализа помесячно и проверим будет ли снижение конверсий за определенный период? Если да, значит эта целевая метрика напрямую коррелируется с количеством лидов на сайте (ведь посетители сайта могут также позвонить по телефону, но на сайте, к сожалению, нет коллтрекинга, где мы могли бы без труда найти конверсионные запросы). 2) Далее, поставим период нашего анализа за все время работы сайта. Так мы соберем все поисковые запросы и все конверсии по этим запросам и поймем какие запросы приносят большое количество конверсий, а значит, сниппет сайта по этим поисковым запросам должен находиться как можно выше в поисковой выдаче Яндекса и Гугла.

Поставив помесячный период, и перенеся итоговые цифры каждого анализируемого месяца в Excel-файл (рис.6), -

я сделал диаграмму, на которой видно, что с января по май действительно произошло снижение лидов (рис.7):
я сделал диаграмму, на которой видно, что с января по май действительно произошло снижение лидов (рис.7):
Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Виден спад конверсий. Значит мы на правильном пути.

Далее, в отчете ставим период за все время работы сайта (сайт работает недавно, с осени прошлого года). И теперь нам нужно в отчете Метрики связать друг с другом: а) поисковые запросы, б) количество конверсий и в) страницы, на которые приходят посетители с данных поисковых запросов и делают конверсии. Для этого:

1 - Жмем в отчете кнопку "Группировки". 2 - В выпадающем списке находим пункт "Страница входа" и ставим рядом галочку. 3 - Жмем кнопку "Применить" (рис.8):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Затем жмем на крестик, и....(рис.9):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Яндекс не показал мне страницы входа. Почему?

Потому, что, политика Яндекс Метрики такая: "Если по выбранным группировкам не будет набираться 10 посетителей, то отчет не покажет данные из-за чувствительной информации".

В моем отчете меньше 10 посетителей совершили конверсию с каждого поискового запроса. Поэтому, эта информация для меня закрыта.

Но, мы можем изменить отчет в сторону увеличения конверсий. Я снова жму на кнопку "Метрики" (см. рис. 3) и в появившемся списке выбираю: Достижение цели: "Автоцель отправка формы". Кликаю "Применить" (рис.10):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

С новой целью у нас будут некоторые погрешности, так как целевой посетитель может несколько раз вводить свои контактные данные. Зато Яндекс Метрика привяжет конверсионные запросы к страницам сайта, что мне, в принципе, и нужно (рис.11).

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Сейчас Метрика связала вместе в одном отчете поисковые запросы, страницы, на которые пришли эти запросы и конверсии.

Данный отчет скачиваем в Excel (рис.12):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

И сортируем его по столбцу "Достижения цели (Автоцель: отправка формы)" (рис.13):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Анализируя данный отчет, вижу что на главную страницу, на страницу https://site.ru./logistic, и еще на ряд страниц за год приходило большое количество конверсионных запросов.

Теперь нужно узнать, а на каком месте в поисковой выдаче Яндекса находятся эти страницы в настоящее время. Как узнать?

Первый способ:

Идем в поиск Яндекса и вручную, в режиме инкогнито (Ctr+Shift+N) , забиваем попеременно поисковые фразы, по которым пришли посетители на указанные страницы. Если надо, в поиске Яндекса указываем регион (рис.14):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Находим сниппет сайта в поисковой выдаче Яндекса и считаем на каком он месте. При этом не берем в расчет первые 4 рекламных объявления из контекстной рекламы (если они есть). Однако, этот способ покажет вам сиюминутную картину поисковой выдачи.

Второй способ:

Идем в Яндекс Вебмастер, привязанный к нашему сайту.

В вебмастере: 1 - Кликаем в левом меню на раздел "Статистика страниц". 2 - Вносим адрес интересующей нас страницы (начиная со слеша после главной страницы, т.е вместо такого адреса: https://sait.ru/logistic/ вносим /logistic/). Нажимаем Enter. 3 - в выпадающем списке видим адрес нужной страницы и кликаем на него. 4 -указываю период - текущий месяц (рис.15):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

В результате мы получаем необходимый отчет (рис.16):

Как интернет-маркетологу решить проблему снижения лидов на сайте

Из этого отчета мы выясняем, что, например, интересующая нас страница https://sait.ru/logistic/ в мае 2024 г. была в среднем на 10-м месте в поисковой выдаче Яндекса. А в марте 2024 эта страница была на 3-м месте.

Таким же способом мы быстро проверим и другие интересующие нас страницы сайта, с которых посетители больше всего делают конверсий. Отчет можно скачать в Exsel.

Выводы:

1. Множество страниц сайта просели в поиске в апреле 2024 г. по объективным причинам, связанным с алгоритмами Яндекса.

2. SEO специалисты Агентства - подрядчика оценили масштаб проблемы, выписали список страниц, которые упали в поиске больше всего (очень многие ушли за 3-ю страницу поисковой выдачи SERP) и начали выправлять ситуацию по указанным ими страницам. Но, оказалось, что этот подход недостаточно эффективен.

3. Выявленные мною страницы, по которым пришли конверсии, остались в пределах ТОП-10, но упали с первых трех мест на 8 - 10-е места. Так как эти страницы остались в выдаче, на 1-й странице, SEO специалисты их не стали править.

Итог:

1. Написал ТЗ на оптимизацию выявленных мною страниц (их оказалось немного). В течение месяца ситуация выровнялась абсолютно.

2. Поставил SEO Агентству - подрядчику задачу постоянно следить, чтобы указанные мною страницы были в ТОП-3 по нужным поисковым фразам.

P/S

Рекомендую интернет-маркетологам регулярно проверять - не снизились ли в поисковиках Яндекс и Гугл страницы сайта, по которым приходят конверсии?

Аналогичная ситуация может происходить и в поисковой выдаче Гугла. Здесь уже нужно смотреть связку Гугл Аналитики и Search Console. При наличии подходящего кейса, обязательно напишу об этом.

33
2 комментария

Связывать просадку лидов исключительно в SEO очень смело. На самом деле там может быть проблема гораздо глубже - от оферов конкурентов, проблем на самом сайте, до естественного колебания рынка, в который вы возможно и попали с притоком лидов. А что компания в Я.директ никак? Только органикой лиды собирает?

Ответить

Да и не так уж и смело). На самом деле гипотез вначале было много: искали проблемы с сайтом, исследовали конкурентов. К этой гипотезе пришел не сразу, в принципе, потеряв много времени. В следующий раз в подобных случаях уже буду начинать с этой гипотезы.

А по Яндекс Директ - вы надавили на больной мозоль). Я - опытный директолог и с удовольствием бы запустил на сайт контекстную рекламу. Но, не все зависит от меня...

1
Ответить