Каннибализация выдачи в SEO: признаки, диагностика и как с ней бороться

Что делать, когда ваш сайт — сам себе конкурент? В статье поделились, как остановить каннибализацию трафика. А вообще, лучше предотвратить friendly fire, чем искать способы решения после.

Каннибализация выдачи в SEO: признаки, диагностика и как с ней бороться

Что это такое?

Каннибализация ключевых слов в SEO — это ситуация, когда несколько страниц сайта конкурируют между собой за одно и то же ключевое слово или фразу. Это может негативно повлиять на позиции сайта в поисковой выдаче, так как ПС (поисковые системы) не могут определить, какую страницу показать выше других. Результат — рассеянный и недостаточно целевой трафик. Он будет распределяться неравномерно, и целевая страница может вовсе не попасть в выдачу.

Каннибализация выдачи в SEO: признаки, диагностика и как с ней бороться

Чтобы лучше понять, что такое каннибализация, мы разберем пример. Допустим, у нас есть две разные страницы на сайте:

  • Диваны.
  • Диваны для дома.
Каннибализация выдачи в SEO: признаки, диагностика и как с ней бороться

Каннибализация возможна по двум причинам:

  • Запросы относятся к одному и тому же кластеру (в нашей ситуации кластер «‎диваны‎»). Если под каждый запрос из одного кластера мы будем создавать разные страницы, то произойдет каннибализация.
  • Несколько страниц релевантны одним и тем же запросам. Поисковые системы выберут одну из страниц, и она будет ранжироваться в выдаче. А вот вторую могут и вовсе не показать.

Иногда каннибализация происходит в умеренной степени: поисковая система проиндексирует релевантную страницу, будет стабильно показывать в ТОП-10 её, а не целевую.

В этом случае релевантную страницу можно оптимизировать под низкочастотные запросы, тем самым увеличить вероятность привлечь целевой трафик и повысить конверсию.

Да, объем трафика с одного низкочастотного запроса будет меньше, чем от высокочастотного. Но, пока ваши конкуренты пытаются привлечь пользователей по одному ВЧ запросу, вы можете подняться в позициях по НЧ ключам.

Причины каннибализации ключевых слов

  • Неправильно составленное семантическое ядро. После сбора СЯ уделите особое внимание кластеризации. Каждая отдельная страница сайта должна соответствовать одному кластеру запросов. Создание двух и более посадочных под запросы одного интента приведёт к появлению страниц-каннибалов.
  • Некорректная структура сайта. Неправильно выстроенная структура влечет массу проблем: ухудшение пользовательского опыта, снижение видимости сайта, дублирование контента на разных страницах сайта, а, значит, и каннибализацию ключевых слов.
  • Технические ошибки. Неверно составленные мета-теги, канонические ссылки или файл robots.txt могут привести к каннибализации ключевых запросов.

Признаки каннибализации

  • Просадка трафика на странице по конкретным запросам. Если вы заметили, что трафик на некоторых страницах сайта плавно снижается, то их явно стоит проверить на признак каннибализации. Если объем трафика всегда радовал, но в какой-то момент все стало не очень — выявить проблему будет несложно. Но, если трафик низкий всегда, придется приложить дополнительные усилия. Способы проверки и сервисы мы приведем ниже.
  • Снижение позиций в выдаче. Самый частый признак появления страниц-каннибалов: иногда по всем запросам, иногда по какому-то одному ключу.
  • Смена целевой страницы. Вы заметите, что по одним и тем же ключам в выдаче ПС появляются разные страницы сайта. Это значит, что поисковая система не может определить, какая страница лучше соответствует запросу пользователя.

Диагностика

Проверить сайт на наличие страниц-каннибалов можно несколькими способами:

  • С помощью поисковых систем. Введите в поисковой строке целевой запрос и добавьте оператор site: адрес сайта. Например: купить диван site:https://divany.ru/. Так вы сможете проверить, какие ключи сайта отвечают на один и тот же запрос.
  • С помощью программ для сканирования сайта. Мы приведем в пример самые популярные: SiteAnalyzer, Screaming Frog SEO Spider, NetPeak Spider и т. д. Используя их, вы можете выгрузить страницы, проанализировать содержание и просмотреть заголовки H1. Мы советуем обратить внимание на одинаковые или очень похожие фрагменты, ведь именно они могут сигнализировать о каннибализации.

Как с этим бороться?

После того, как вы убедились в наличии проблемы и нашли страницы, которые каннибализируют друг друга, возникает вопрос: что делать дальше?

Предлагаем вам два способа решения проблемы:

  • 301 редирект. Объедините две похожие страницы, настроив 301 редирект на одной из них. Система автоматически будет перенаправлять пользователей с релевантной страницы на целевую.
  • Проработка страниц. Если вы решили сохранить обе страницы, то необходимо проверить целевую страницу на вхождение ключевых слов и, при необходимости, оптимизировать ее под интент запроса. На релевантной, напротив, нужно снизить количество ключевых слов в содержании и мета-тегах страницы. Можно проставить внутренние ссылки, которые будут направлять с релевантной на целевую. Так вы повысите ссылочную массу на нужной вам странице.

Не стоит забывать и о грамотно выстроенной структуре, которая поможет поисковой системе правильно индексировать содержание страниц, а пользователям – легче ориентироваться на вашем сайте.

Каннибализация ключевых слов в SEO — ситуация неприятная, но не критичная. Регулярно отслеживайте позиции и трафик на страницах вашего сайта. Перед созданием новой страницы, убедитесь что у вас точно нет уже созданной подходящей страницы. Ведь лучший способ решения проблемы — это ее предупреждение.

Начать дискуссию