Злой Снеговик и говорящие конфеты. Кто такие маскоты и зачем они бизнесу

Маскоты — это персонажи бренда. Не картонные фигуры, а полноценные участники общения с аудиторией. Главная задача маскота — повысить лояльность клиентов, а потому нужно создать такого героя, который попадает сразу в сердце.

Часто персонаж становится главным элементом айдентики компании, но может и быть лишь фигурой одного из подразделений.

Маскоты помогают бизнесу зарабатывать
Маскоты помогают бизнесу зарабатывать

Подробнее о том, кто такие маскоты

Слово перешло от французов. Маскотом они называют талисманов, приносящих удачу. Сначала ими пользовались лишь спортивные команды, затем подключились и предприниматели. Например, один из старейших товарных знаков и маскотов в мире — человек-мишлен, талисман шинной компании. Его показали публике в 1894 году. С тех пор вид состоящего из шин человека изменился, но незначительно.

Первый человек-мишлен
Первый человек-мишлен

Часто маскотов путают с логотипом. Как отличить? Логотип статичен и неизменен. Маскот как будто сходит с картинки, его можно видеть в разных воплощениях — в профиль и анфас, в разных ситуациях и рекламных кампаниях. Одним словом, он живет.

Эволюция образа маскота от Мишлен
Эволюция образа маскота от Мишлен

Зачем вашей компании маскот

Смысл маскота — в донесении ценностей. Когда персонаж становится узнаваем, по его поведению и посылам считывается сама компания, значит, маскот подобрали удачно.

Чтобы понять, надо ли оно вам, нужно ответить на несколько вопросов:

  • Есть ли у бренда запоминающийся знак?
  • Хотите расширить аудиторию и повысить ее лояльность?
  • Нужно ли, чтобы бренд больше узнавали?
  • Хотите ли увеличить вовлеченность клиентов в общении с брендом?
  • Есть ли ресурсы (деньги, люди, время) на эту затею?

Если ответ на все вопросы уверенное “да”, то маскот вам нужен. В зависимости от сферы бизнеса, созданный персонаж может заметно улучшить финансовые и маркетинговые вопросы. Например, сэкономит компании деньги, повысит лояльность старых клиентов и привлечет новых.

Персонаж-талисман сокращает дистанцию между компанией и людьми. Особенно это касается сегмента, связанного с детством. Дети и родители скорее выберут компанию с ярким смешным персонажем, чем просто хорошую компанию. Почему? Для многих детей маскот — интересный друг, хранитель секретов и проводник в веселые игры.

Представьте себя на месте клиента. Вы идете по тротуару, промоутер раздает листовки, чтобы привлечь как можно больше людей на распродажу посуды. В первом варианте листовку вам дает человек с рупором или в фирменной футболке. Во второй — веселая кастрюлька, которая еще и пританцовывает. Гарантируем, мимо кастрюли вы не пройдете.

Делая рассылку от лица маскота, вы также повышаете доверие к компании и увеличиваете лояльность. Легче открыть письмо от котика, чем от банка. Также персонаж может позволить себе вольный рассказ, игру, мемы. Все то, что стесняется применять бизнес. И такая форма подачи информации клиенту понятнее и интереснее.

Маскот Android
Маскот Android

Маскот экономит

Время

Маскот помогает привлечь внимание быстрее, чем вы достучитесь до клиента обычными маркетинговыми инструментами. Когда первый контакт состоялся, человеку легче довериться маскоту и его словам. А, значит, пройти через возможные возражения и ту информацию, которую клиент видит в первый раз.

Кроме того, маскот помогает сформировать лояльность тем, что вызывает радость, смех или восторг одним своим появлением. Мозг считывает, что за компания стоит за этим и ассоциирует приятные эмоции уже с бизнесом.

Маскот Матроскин бренда "Простоквашино"
Маскот Матроскин бренда "Простоквашино"

Деньги

Маскоты становятся самостоятельным источником продаж. Создавая мерч с персонажем бренда, вы создаете желанный объект. Если это лимитированный выпуск, за ним будут охотиться.

Быстро и недорого привлекать внимание на офлайн-событиях — тоже про них. Например, если у вас есть ростовая кукла в виде маскота, картина или еще что-то яркое, используйте на максимум. Так вы снизите цену выхода этой фигуры и увеличите поток внимания в вашу сторону. К тому же, маскот может делать что-то неординарное, чего в жизни не сделает человек.

Маскот Mr. Prooper
Маскот Mr. Prooper

Как создать маскота

Чтобы персонаж на 100% отражал ценности вашего бренда, нужно учесть вот что:

  • Архетип бренда. То, как компания позиционирует продукт и себя на рынке. Из этого вытекает портрет вашей ЦА и все остальное.
  • Ценностное предложение работодателя или EVP. Иначе — что вы предлагаете своим сотрудникам в обмен на их экспертизу, время и усилия. Кроме зарплаты, конечно. Это могут быть выгоды измеримые. Например, абонемент в спортзал, корпоративные скидки или ДМС. Так и неизмеримые — дружелюбный коллектив. Этот пункт важен, потому что конкретное EVP формирует связь с брендом на уровне ощущений и эмоций.
  • Анализ аудитории. Как постоянных клиентов, так и потенциальных. Что покупают и почему. Нравятся ли шутки или это серьезные люди. Сколько им лет и так далее.
  • Айдентика и корпоративные цвета. Понять, хотите вы делать маскота из логотипа или нет. Какие цвета бренда лучше использовать.
  • Брейншторм. Обсудите это все внутри вашего коллектива и заказчиков, посмотрите на референсы и примеры конкурентов. Пусть итогом встречи будет потрет маскота, состоящий из тезисов.
  • Несколько вариантов. Дизайнер создаст 2-3-4 варианта, из которых вы выберете самый подходящий.
  • Тест. Перед запуском маскота, покажите результат фокус-группе. Если она в восторге, отпускайте персонажа в самостоятельное плавание и собирайте обратную связь от клиентов.

Самый узнаваемый маскот в КХЛ — Злой Снеговик хоккейной команды “Сибирь” из Новосибирска. На каждой игре его встречают овациями, у Снеговика берут интервью и мечтают с ним сфотографироваться. Он — пример того, как персонаж вышел за пределы спорта. Злой Снеговик участвовал в танцевальном флешмобе, ездил в сгоревший приют для животных. Он раздает больше автографов, чем хоккеисты.

Тот самый Злой Снеговик
Тот самый Злой Снеговик

Другой пример успешного маскота — драже M&M's. Сами конфеты компания Mars начала выпускать в 1941 году. В 1990-х их продажи начали падать. Тогда маркетинговое агентство создало для бренда маскотов. Они оживили конфеты и наделили каждую характером. Красный — циничный, Желтый — наивный, Синий — крутой, Зеленая — обольстительная, Оранжевый — трусливый, Коричневая — строгая.


Пожалуй, самые узнаваемые конфеты в мире
Пожалуй, самые узнаваемые конфеты в мире

Маскот может умереть

Иногда компании вырастают из какого-либо персонажа — перестают себя с ним ассоциировать. Маскот перестает быть отражением компании и носителем ее ценностей. Тогда бизнес либо создает нового и делает ребрендинг, либо оставляет только логотип.

Конечно, можно изначально создать гибкого маскота, готового меняться под вас. На такую детальную проработку нужны деньги и время.

Полковник Сандерс сначала был на логотипе, потом из него создали маскота
Полковник Сандерс сначала был на логотипе, потом из него создали маскота

Маскот — классный инструмент, если на него выделить время. Он, как дополнительный сотрудник. Только не хочет есть, всегда свободен и готов работать бесплатно. Используйте такого работника-персонажа-вымышленного героя вашего бизнеса, чтобы вырасти в деньгах и узнаваемости. Звоните в мое агентство dmagroup.ru, где бы вы ни находились - мы придумаем классного маскота для вашего бизнеса.

22
1 комментарий

Приведенные примеры, такие как человек-мишлен и Злой Снеговик, наглядно демонстрируют, как персонажи могут влиять на бизнес

Ответить