Как писать статьи для компании, которая занимается «скучными» вещами? Например, грузоперевозками или юридическими документами… Значит ли это, что тексты тоже неизбежно будут скучными? Совсем нет. Даже самый унылый запрос можно развернуть в лёгкий и приятный текст. Да и тема станет не такой уж скучной, если правильно к ней подойти.Меня зовут Таисия Божко, я — редактор блога Банка ДОМ.РФ. В статье — пошаговая инструкция для создания материала, который будут читать.Шаг 1. Разберитесь в темеПервый этап — подготовка к работе. Авторы часто допускают ошибку: смотрят базовую информацию и из неё пытаются слепить статью. Так не работает — со скучными темами уж точно.Найдите побольше информации. Посидите, почитайте, посмотрите.Зачем это нужно?1. Изложить текст ясно и просто можно только тогда, когда он понятен самому автору. У вас в голове должна сложиться картинка по теме: о чём здесь в принципе можно говорить. И уже на основе этой картинки вы будете «рисовать» план будущей статьи.2. Чем больше нюансов вы знаете, тем проще найти интересные зацепки для будущего материала. 3. Вы сможете посмотреть на тему под другим углом. Например, собрать статью «Рефинансирование ипотеки: 3 главные ошибки» вместо стандартного «Что такое рефинансирование ипотеки?». Другой взгляд помогает создать более цепляющую статью.Однажды мне нужно было кратко описать туристический маршрут, в котором было всего 2 пункта: обыкновенный школьный музей в обыкновенной сельской школе и памятник. И рассказать про это нужно было увлекательно. Задачка со звёздочкой. Вот как я работала с фактурой в этом случае: · Описания каких-то героических действий вызывают эмоции, поэтому я погрузилась в исторический контекст. Искала, какие события связаны с этими местами, с памятником. · Сидела на сайте школы столько, сколько никто не сидел: смотрела фотографии, видео, новости. Благодаря этому нашлись интересные детали: в музее есть личные вещи погибших воинов, письма (которые можно почитать) и так далее. Возможность прикоснуться к жизни других людей — это тоже эмоции.Да, на погружение и поиск ушло время. Но детали «оживили» текст — и маршрут перестал быть скучным.Как разобраться в теме?Ищите несколько источников в интернете, смотрите видео и фотографии. Если есть возможность — поговорите с экспертом.Советую использовать также профессиональные ресурсы. Например, «КонсультантПлюс» — чтобы разобраться в законах и изложить их простым языком. А электронные библиотеки «КиберЛенинка» или eLIBRARY — чтобы найти профессиональные работы по теме. Как-то я писала материал про свадебные обычаи разных народов России. Простое гугление давало минимум интересной информации. Зато в электронных библиотеках оказалось много тематических статей с необычными деталями.Шаг 2. Пишите «по-человечески»Следующий шаг — описать то, что вы узнали. Сначала составьте черновой план. Он будет выглядеть примерно так:Это только ориентир. В процессе работы наверняка захочется изменить или дополнить план. Затем начинайте набрасывать текст статьи. Пишите так, как пишется: потоком, накидывайте предложения, абзацы, направление мысли. Будет коряво — это не должно смущать вас. Главное — обрисовать материал, из которого вырастет статья.После этого нужно «причесать» текст: переформулировать предложения, сократить, переставить местами. Что нужно учесть?Если можно упростить — упростите.Используйте простые слова и конструкции, короткие предложения и абзацы. Читатель не должен «спотыкаться» о бесконечное количество запятых и причастных оборотов.Помните, для кого вы пишете: для профи или новичков, для школьников или старшего поколения и так далее.Прям плохо:Отсутствие необходимости обеспечения (залога)Лучше:Залог не нуженШаг 3. Структурируйте текстЕдиное полотно текста без абзацев и акцентов — кошмар читателя. А наша цель — сделать так, чтобы взгляд плавно скользил по статье, цепляясь за важное. Вот как можно структурировать текст:· Разделить на блоки, обозначив их подзаголовками· Внутри блоков разбить информацию на небольшие абзацы (до 7–8 строк в каждом) · Использовать маркированные и нумерованные списки· Добавить жирный шрифт и курсивХорошо, если в начале статьи также есть содержание, по которому может двигаться читатель:Шаг 4. Добавьте примеры и картинкиЕщё один способ добавить тексту «живости» — примеры и картинки. Это помогает читателю переключиться. Изображения не нужно добавлять «для галочки». Если это безликие стоковые фотографии, толку будет мало. Лучше взять полезные скриншоты, схемы или смешные картинки. А примеры помогут читателю наглядно увидеть то, о чём вы пишете.Шаг 5. Зацепите читателяЧтобы читатель хотя бы открыл статью, нужен завлекающий заголовок. А чтобы начал читать — нужен любопытный заход (он же введение, лид, вступление).ЗаголовокЗаголовок — первое, что видит читатель. Он должен понять, о чём будет статья, и заинтересоваться. Как придумать простой и цепляющий заголовок? · Вызовите эмоцию и любопытствоУвольнение: как я получил от работодателя 5 окладов и улетел в отпускЭто может быть небольшая интрига, спорные вопросы, триггеры. Например, деньги или непопулярные мнения, с которыми хочется поспорить. Важно не вводить читателя в заблуждение. То, что вы обозначили в заголовке, должно быть раскрыто в статье. · Выделите проблему или задайте вопросУкусил клещ: что делать?Если проблема хотя бы потенциально интересует читателя, он захочет узнать решение.· Используйте цифры3 способа заработать с помощью кредитной картыЦифры в заголовке — конкретика, которая цепляет взгляд.ЗаходВведение — способ заинтересовать читателя. Вы можете дать короткое интро (о чём будет статья?), добавить интересный факт или погрузить читателя в ситуацию. Не забывайте, для кого вы пишете. Вступление не должно быть слишком длинным. Обычно достаточно 3–7 предложений.Пример:Что делать, если ремонт уже закончился — но без дополнительной звукоизоляции слышны все секреты соседей?Рассказываем, как в такой ситуации защитить квартиру от шума. Спойлер: придётся переделывать часть ремонта, но оно того стоит.Я обычно придумываю заход и итоговую версию заголовка в конце — когда основное «мяско» уже есть. Но шаги могут меняться местами. Иногда прикольный заголовок придумывается ещё до начала работы с текстом, а примеры приходят на ум в процессе написания. Готовую статью лучше отложить хотя бы на пару часов — и затем просмотреть свежим взглядом. Так вы сможете увидеть корявенькие формулировки, недостатки в логике изложения и прочие шероховатости.Проверьте себя:1. Заголовок простой? Передаёт суть текста? Вызывает любопытство?2. Текст написан лёгким языком? Предложения простые? Запятых не слишком много?3. Если бегло просмотреть статью, сразу видна структура? Есть ли подзаголовки, абзацы, списки?4. Добавили картинки и примеры там, где это было нужно?
Очень круто и полезно написано, автору спасибо!