Как мерчандайзинг помогает магазину зарабатывать больше

Мерчандайзинг 
Мерчандайзинг 

Как работает мерчандайзинг

Никому не в новинку, что исследования поведения потребителей показывают, что есть определённая логика, по которой покупатели изучают товары в магазине. Мы давно ее знаем, мой старый учебник по мерчендайзингу (Венский Университет, 2003 г) толщиной 5 см – тому доказательство.

· на полки, которые находятся на уровне глаз или немного ниже, смотреть удобнее всего,

· на большой витрине обратят внимание на товары, расположенные по центру или немного правее центра,

· при изучении всех рядов витрины на товары смотрят слева направо.

Вот какие приёмы можно использовать, чтобы «попадать» в поведение покупателей.

Мерчандайзинг впаре с маркетингом – золото для FMCG и ритейлеров, ведь всему пространству магазина важно «работать» на бизнес: демонстрировать товары и подталкивать людей к эмоциональным покупкам.

Мерчендайзиинг бывает разным (здесь поговорим только о структуре, не будет затрагивать феромоны, промо-подиумы, оформление и POSM):

Перекрёстный

Сопутствующие товары разных категорий выставляются рядом — покупатель увидит и возьмёт второй продукт «заодно», даже если не планировал эту покупку.

Например, в магазине сумок и портмоне в кассовой зоне можно положить влажные салфетки для чистки кожаных изделий, а в кондитерском отделе — праздничные свечи и открытки.

Чувственный

В торговой точке создаётся комфортная атмосфера:

· товары распределяют по соседству так, чтобы сочетание разных цветов, размеров и узоров было приятно для восприятия,

· настраивают комфортное общее (для супермаркета, например — 400-700 Лк) и акцентное освещение,

· подбирают ароматы: например запах натуральной кожи ассоциируется у людей с роскошью и достатком, а запах кондиционера для белья — с чистотой,

· включают подходящую музыку — можно выбрать новогодние подборки, бодрую музыку для утренних часов и спокойную — для вечерних.

Коммуникативный

Если направленность магазина подразумевает наличие консультанта, он должен помогать покупателям, а не смущать своей напористостью. Будет плюсом, если консультант сможет подсказать расположение товара, деликатно посоветовать продукт, помочь с выбором.

Как начать использовать мерчандайзинг

1

Изучайте поведение покупателей.

Для этого посмотрите записи камер видеонаблюдения, если они установлены у вас в магазине. Если нет — понаблюдайте за посетителями вживую. Вам нужно узнать, как долго покупатели рассматривают полки, какие области магазина привлекают больше всего внимания, у каких витрин не задерживаются, сколько времени проводят в магазине.

2

Опросите посетителей.

Попросите выходящих из магазина людей ответить на три ваших вопроса:

· Вы смогли купить всё, что планировали?

· Что не удалось найти? (Этот вопрос задавайте, если на предыдущий покупатель ответил отрицательно).

· Было ли удобно передвигаться по магазину и выбирать товары?

3

Составьте маршрут покупателей.

Исходя из анализа поведения и ответов покупателей, можно представить, как лучше зонировать торговое помещение. Есть множество вариантов — выбор зависит от специфики магазина и площади помещения. Самые популярные схемы:

· линейная (стеллажи и витрины размещаются параллельно по отношению друг к другу),

· боксовая (торговое помещение состоит из нескольких отдельных залов),

· петлевая (по периметру торгового зала установлены высокие стеллажи, а в центре устанавливают невысокое оборудование).

4

Подготовьте планограмму выкладки, согласуйте ее с поставщиками – и тестируйте!

Вот еще прекрасные способы:

Выбрать золотую полку

Золотая полка — это область в магазине, на которую взгляд человека падает в первую очередь. По исследованиям, она находится чуть ниже уровня глаз. Мужчины, женщины и дети различаются по росту, поэтому для разных категорий товаров золотая полка будет находиться на разной высоте. Игрушки выкладывают на двух-трёх нижних полках: так дети смогут их увидеть и попросить купить. Книжному магазину, например, новинки лучше разместить на уровне глаз, а знакомую всем классику — уровнями ниже или выше.

Определить фокусную точку

Мы смотрим на полки стеллажей так же, как читаем книги — сверху вниз, слева направо. Размещайте приоритетные товары на уровне глаз, прямо по центру, и по степени убывания их значимости для продаж располагайте их вниз, вправо и в остальных направлениях.

Рассмотрим пример, как мерчендайзинг и метрики меняют мир

Ретейлер «Дикси» получил данные по мерчендайзингу, оценил пути клиентов и теперь намерен в пять раз увеличить количество магазинов в новой концепции.

Вполне логично. Как они это собрались делать? Давайте посмотрим:

До конца года компания откроет около 120 торговых точек, отвечающих обновленному CVP (customer value proposition — ценностное предложение для покупателей).

Новый концепт ретейлер начал тестировать осенью прошлого года.

Сейчас в обновленном концепте работает 21 магазин: 16 были открыты после реконструкции, пять — новые торговые точки.

Изменения касаются ассортимента, сервисов для покупателей, организации торгового пространства, внешнего и внутреннего оформления магазинов, логотипа, говорят в компании.

В частности, магазины нового формата будут больше фокусироваться на готовой еде, продуктах быстрого приготовления и перекусах. Например, покупателям предложат расширенный выбор свежей выпечки из собственных пекарен и возможность взять свежесваренный кофе.

Драйверы роста продаж и покупательского трафика в обновленных магазинах — категории «фреш» и «ультрафреш», динамика продаж которых опережает показатели в остальных торговых точках.

Также, как следует из сообщения, высоким спросом пользуются свежесваренный кофе, готовая еда, включая блюда собственного производства розничной сети, и продукты для перекуса.

Доля готовой еды в структуре продаж приближается к 6%. Основной прирост обеспечивают выпечка и хлеб собственного производства и готовые блюда для обедов и ужинов.

Торговый зал в таких точках зонирован с учетом разных покупательских маршрутов: например, первый круг, начинающийся сразу на входе в магазин, объединяет зоны готовой еды, выпечки, кофейни, овощей и фруктов, отмечается в сообщении.

Что такое покупательские маршруты:

Человек заходит в магазин и в зависимости от потребности движется по малому кругу: кофе + булка, по широкому кругу: продукты питания или по совсем «основательному» кругу: включая химию и сопутствующие товары.

Иногда хитрят и ставят кассу или кофемашиу вггубине - тогда до нее идти придется через привлекательные полки… но!

Если вы не можете компенсировать потерю времени плюшками типа супер-известного бренда или супер-низких цен или лучшим в мире набором свежих пончиков с бесплатным кофе, то люди повторно могут и не заскочить, а сберечь время.

Учёт паттернов маршрутов

Свободный доступ

Чем труднее покупателю подойти к полке или витрине, тем менее вероятно, что он будет это делать. Огромные упаковки с пакетами молока, тележки со свежей партией фруктов, стремянки и кипа товарных накладных мешают покупателю и портят впечатление о магазине.

Длинный покупательский маршрут

Чем сложнее путь покупателя от входа до кассы, тем выше вероятность, что в процессе поиска нужных товаров человек возьмёт что-то с полки в эмоциональном порыве. Отделы с хлебом и молочными продуктами часто располагают в конце зала, чтобы их поиск занимал больше времени.

Принцип движения часовой стрелки

В мире больше правшей, чем левшей, поэтому в организации движения ориентируются на правшей. В торговом зале они чаще всего двигаются против часовой стрелки. По этому принципу можно выбрать выкладку товаров с учётом их значимости для покупателя: от дорогих к более дешёвым или наоборот; начинать с бестселлеров или новинок и акционных предложений.

И напоследок:

Логика расположения товаров должна быть понятной для покупателя. Например, губки рядом с резиновыми перчатками смотрятся органично, а удобрения для растений рядом с зубными пастами и щётками — нет. Такая выкладка если не запутает, то смутит покупателей.

Обращайте внимание на сочетаемость товаров между собой. Цвета, узоры, стиль и назначение вещей должны создавать гармоничный образ. Особенно полезно это правило для магазинов одежды и аксессуаров.

Принцип локомотива

Попробуйте выставлять рядом с популярными товарами их менее известные аналоги. Без привязки к знакомым брендам они будут продаваться хуже, чем когда стоят в одном ряду с известными товарами.

Правило двух пальцев

Размещайте товары так, чтобы от края стеллажа до края изделия было около 4 см. Если расстояние будет меньше, товар будет сложнее достать, если больше — вы потеряете часть пространства.

Зоны для нерегулярной выкладки

Это зоны, на которых магазин размещает товары, к которым хочет привлечь внимание. О такой выкладке может попросить поставщик, дистрибьютор или представитель бренда. Магазин взамен может договориться о скидке на поставку и других привилегиях.

Что изменилось относительно зон выкладки (внимание, много где написаны старые, уже не работающие паттерны):

1. Оформите зону так, чтобы покупателю было интересно изучить её. Помогут акцентное освещение, баннеры с привлекающими предложениями, необычная выкладка товаров. Верно и сейчас, но самое лучшее – это ЗD -полка или дополненная реальность.

2. Размещайте большие упаковки. Если человек пришёл за мылом, акция на упаковку из 4 кусков мыла «3=4» может подтолкнуть его к покупке. Россияне либо получают предложение в интернете и приходят за ним, либо видят на полке). Раньше было иначе: прикассовая зона и витрина. Сейчас это уже не работает!

3. Создайте образ магазина с доступной ценовой политикой. Для этого выберите товары, пользующиеся популярностью, определите размер скидки и подготовьте баннер со сравнением цен. Наглядность может подтолкнуть человека к покупке.

4. Объедините зоны нерегулярной выкладки общей тематикой. Это покажет покупателям, что магазин понимает их потребности. Такие временные стенды могут создаваться в дни перед праздниками — Новым годом, Пасхой, 8 Марта, 1 сентября. А еще отлично – подсветка снизу!

И еще…. Правило «золотого треугольника»

«Золотой треугольник» состоит из трёх точек, на которых обязательно останавливается покупатель:

· вход,

· область с самыми популярными товарами,

· касса.

Пример схемы «золотого треугольника»

Чем больше площадь этого треугольника, тем выше вероятность, что покупатель совершит незапланированные покупки. Задача «золотого треугольника» в том, чтобы человек, передвигаясь по торговому залу, увидел как можно больше товаров.

Как сделать так, чтобы «золотой треугольник» работал:

1. Для выкладки в зоне треугольника выберите товары, которые приносят больше всего дохода. Для этого проводят АВС-анализ. Разбейте все товары магазина на три группы по их процентному соотношению в прибыли, которую они приносят магазину. Так вы определите самые востребованные позиции ассортимента.

2. Разместите самые популярные товары на вершине треугольника — в точке, максимально удалённой от входа и кассы.

3. Заполните пространство внутри треугольника и за его пределами. Рядом с самыми популярными товарами можно разместить сопутствующие и вспомогательные.

11
Начать дискуссию