Как проверить работу SEO-агентства

Как проверить работу SEO-агентства

Когда результаты работы SEO-агентства не видны или не соответствуют ожиданиям, возникают сомнения в его компетенции. Поделимся как проверить эффективность работы подрядчика по продвижению сайта и избежать обмана.

Кого проверяем?

Вы можете работать по seo-услугам с агентством, фрилансером или инхаус командой. Далее мы преимущественно поговорим о способах проверки работы seo-агентств. Однако, большинство рекомендаций применимы ко всем.

Когда?

Оптимально выстраивать и контролировать процесс работы с самого начала. Как правило, эффективная коммуникация по проекту выглядит следующим образом

  • еженедельные контрольные точки и созвоны с командой агентства в первый месяц работ;
  • далее ежемесячные встречи для обсуждения отчета по проекту;
  • регулярные квартальные созвоны для обсуждения актуализированных стратегий и KPI на следующий квартал;
  • полугодовые и годовые срезы.

Дополнительно по оперативным вопросам рекомендуем создать чат в любом удобном мессенджере. Опционально: подключение вас к таск-менеджеру команды, ведение таймлайнов и т.д.

Совет: Не тушите пожар, когда спустя 6 месяцев бюджет потрачен, а результатов нет. Управляйте ситуацией с самого начала.

Как?

Способов не так уж много:

  • Погрузиться в SEO и проверить самостоятельно.
  • Доверить аудит работы стороннему агентству/специалисту.

Сторонний аудит работ seo-подрядчика

Если вы хотите заказать проверку работы текущего seo подрядчика, то стоит сразу именно так и сформулировать цель аудита. Чтобы аналитика была полной, и вам не писали про малозначительные ошибки, которые по существу не влияют на результат, сделайте следующее:

  • Уточните у компании/специалиста, которые будут делать аудит, какие документы и доступы им потребуются. Как правило это: отчетность за период 1-3 месяца, текущее семантическое ядро, последнее тз по сайту (либо несколько последних тех заданий за период до полугода), доступ к Метрике и Analytics, а также к Я.Вебмастеру и Google Search Console.
  • Опишите причины или цели аудита: проверка работы (отсутствие результатов или недостаточный результат), поиск новых точек роста, более глубокая экспертиза в каком-то из направлений и т.д.
  • Объясните ограничения по внедрениям и контенту, чтобы избежать повторных рекомендаций по уже известным и неразрешимым вопросам.

Совет: Если вы не хотите, чтобы текущий подрядчик знал о планируемом аудите, то для предоставления доступов лучше запросить максимально не брендированные почтовые аккаунты. В противном случае в панелях аналитики и вебмастеров сразу же отразятся данные о том, что, например, пользователю seo@racurs.agency предоставлен доступ.

Хотя в целом мы за честную и открытую коммуникацию. Поэтому если ситуация позволяет, уведомите вашего подрядчика об аудите его работ. Запросите нужные документы и информацию. Обсудите полученные результаты с текущей командой по продвижению. Даже если были обнаружены ошибки - это не означает безусловный повод к смене подрядчика. Сперва выслушайте предложения seo-команды. Может быть они пересмотрят подход к работе, сменят специалиста и аккаунт-менеджера по проекту (в агентствах такое вполне возможно), предложат вам более интересные финансовые условия.

Как проверить работу SEO-агентства

Самостоятельная проверка

Поговорим теперь подробнее о том, как самостоятельно проверять работу seo-команды.

Постановка задач и целей SEO-компании

Еще в начале работы с seo-агентством важно установить, чего вы хотите достичь.

Четкие цели помогут вам и SEO-агентству работать в одном направлении и оценивать успех общими метриками.

Если вы оцифруете и четко озвучите цели, согласуете их с подрядчиком, то и спрашивать о достижении результата будет проще.

Иначе можно оказаться в ситуации, что вы ждали увеличение продаж, а seo-спецы бились за повышение общей видимости сайта в поиске.

Оцифрованные KPI, по которым можно и нужно отслеживать работу SEO-специалиста

Основные KPI для оценки работы SEO-специалиста включают:

  • Трафик на сайт: Анализируйте общий и органический трафик.

Совет: как правило, для целей seo учитывается небрендовый органический трафик. Уточните у вашего подрядчика, как рассчитывается небренд, особенно относительно неопределенного трафика либо трафика из Google.

Согласуйте на старте список витальных запросов, которые будут учитывать максимально полную вариативность написания вашего бренда, включая опечатки и авто транслит.

Нелишним будет спросить и про то, учитывают ли seo-специалисты динамику изменения пользовательского спроса. Ведь может быть рост трафика связан исключительно с тем, что в тематике вашего бизнеса настал сезон.

Дополнительный нюанс: в контексте проверки результатов работ стоит рассматривать не просто динамику поискового трафика, а его сравнение (прирост) относительно либо стартового периода работ, либо аналогичного периода прошлого года.

  • Позиции в поисковых системах: Отслеживайте позиции сайта по ключевым запросам.

Совет: смотрите на долгосрочные изменения и уточняйте регион и устройство (десктоп или мобильное). Если позиции сайта ухудшились и seo-специалист ссылается на изменение алгоритмов ранжирования, попросите предоставить данные по динамике позиций конкурентов.

Оптимально, если у вас будет гостевой доступ к системе сбора позиций, например, https://topvisor.com. Тогда вы сможете сами проанализировать динамику ранжирования.

  • Время на сайте и показатель отказов: Эти метрики помогают понять, насколько контент и структура сайта интересны пользователям.

Совет: Если растущий трафик “отказной”, то не лишним будет запросить объяснения у seo-специалиста. Отказы вы можете посмотреть в Яндекс Метрике.

Но стоит помнить, что рост органического небрендового трафика в отдельных случаях закономерно влечет увеличение % отказов.

Представим ситуацию, что на сайте преобладает брендовый трафик. После seo-работ трафик начинает расти, и приходят пользователи, незнакомые с брендом. Естественно, что далеко не все из них будут удовлетворены ответом вашего сайта на их поисковый запрос, и покинут ресурс.

  • Конверсии и лиды: Количество действий, совершенных пользователями на сайте, например, покупки или заполнение форм.

Совет: при старте работ квалифицированный seo-специалист в обязательном порядке проверяет корректность настройки целей и дает рекомендации по их корректировке. Ведь в конечном счете любому бизнесу интересен не сам трафик или позиции, а именно продажи. Отслеживайте, насколько целевой трафик приходит к вам с органики с точки зрения целей и задач вашей компании.

Начало: на что обратить внимание на старте работ

Надежный и разбирающийся в теме подрядчик с самого начала совместной работы задает множество вопросов.

  • Просит заполнить бриф, чтобы понять ключевые направления работы, узнать регион присутствия компании, УТП бренда, выявить приоритетные и дополнительные направления развития, целевую аудиторию, узнать цены на услуги или товары.
  • Просит предоставить информацию об услугах и/или продукции для подготовки контента — статей, пресс-релизов, карточек. Это важно, поскольку полнота и объем полученных сведений влияют на качество контента для сайта.
  • Запрашивает доступы к аккаунтам сервисов и счетчикам для отслеживания эффективности проводимых работ. Такие веб-инструменты, как «Яндекс.Метрика» или Google Analytics позволяют объективно оценить источники и показатели трафика. «Яндекс.Вебмастер» и Google Search Console нужны для отслеживания ошибок сайта и их своевременного исправления.
  • Разрабатывает систему KPI и прогнозирует результаты. Это помогает лучше понимать цели и возможности продвижения, а также видеть прогресс достижения целевых показателей.

Попросите подрядчика составить подробный план действий по месяцам, адаптированный к вашим целям. Договоритесь об отчетности: уточните, в каком формате и как часто он будет демонстрировать результаты проделанной работы.

Как проверить работу SEO-агентства

Что должен сделать хороший SEO-подрядчик на первом этапе

  1. Заполнение брифа: Вопросы помогают SEO-специалисту выяснить цели и задачи клиента.
  2. Аудит сайта: Специалист проводит анализ и предлагает стратегию оптимизации.
  3. Анализ конкурентов: Позволяет понять сильные стороны конкурентов и выстроить путь продвижения. Совет: предоставьте конкурентов для анализа самостоятельно и попросите seo-специалиста включить аналитику по ним в том числе. Как правило, ваши конкуренты по бизнесу не совпадают на 100% с конкурентами по выдаче.
  4. Разработка стратегии: Стратегия помогает совершенствовать сайт для получения высоких показателей конверсии. Обращайте внимание на детализацию стратегии, учитывает ли она обозначенные вами приоритеты и цели.
  5. Составление технического задания: Техническое задание приоритезируется с учетом задач и нужного результата. Совет: техническое задание должно учитывать ограничения и особенности cms вашего сайта. Если какие-то пункты невозможно реализовать, то квалифицированный seo-специалист, как правило, может предложить альтернативную реализацию.
  6. Сбор семантики
    От того, насколько корректно собрано семантическое ядро (СЯ), зависит эффективность оптимизации. Поэтому обращайте внимание на то, по каким запросам подрядчик продвигает ваш сайт. Что важно:
    Виды запросов: Включайте коммерческие запросы, способные приводить клиентов на сайт. Частотность: Важно, чтобы в семантическом ядре были запросы с разной частотностью. Совет: если в семантике присутствуют запросы с нулевой частотностью, спросите у специалиста, почему он принял решение их оставить. Если тематика вашего сайта сезонная, то уточните у спеца, учел ли он этот фактор при сборе запросов. Проработки: Оценивайте общее количество поисковых запросов и их релевантность.
  7. Отчетность
    Регулярные отчеты: Отчеты должны включать данные о посещаемости, позициях и выполненных и планируемых задачах. Также в отчет стоит добавить данные о достижении прогнозируемого ранее KPI. Обсуждение изменений: Все изменения должны быть согласованы с вами. Либо на старте работ должно быть оговорено, что не требует согласование и может быть внедрено сразу без вашего “ок”.
Как проверить работу SEO-агентства

Через три месяца: первые результаты

Три месяца – достаточный период, чтобы оценить первые результаты:

  • подросли ли позиции по низкочастотным и некоторым среднечастотным запросам,
  • улучшилась ли индексация сайта, устранены ли критические технические проблемы оптимизации,
  • выросла ли посещаемость (отметим, что по прошествии 3 месяцев этот результат возможен далеко не всегда).

На этом этапе важно ретроспективно проанализировать выполненный первоначальный план работ:

  • все задачи реализованы?
  • невыполненные задачи в согласованном порядке заменены или перенесены?
  • у вас есть понимание стратегии продвижения на следующий квартал как минимум?
  • seo-подрядчик составил и согласовал с вами оцифрованный KPI в позициях, трафике или лидах минимум на следующий квартал работ?

Через шесть месяцев: объективная оценка

Спустя полгода поискового продвижения уже можно оценивать достигнутые результаты по трафику и конверсиям.

Как проверить эффективность продвижения сайта на этом этапе? Оцените работу оптимизатора по нескольким пунктам:

  • Рост трафика в поисковых системах. Проверьте через Яндекс.Метрику или Google Analytics динамику органического трафика, увеличивается ли количество переходов на ваш сайт по небрендовым запросам.
  • Рост конверсии — учет общего числа лидов к поисковому трафику. Растет ли число и % конверсионных действий на сайте с органического поиска?
  • Реализации стратегии линкбилдинга - попросите специалиста предоставить ссылочную массу и посмотрите, какие ссылки были закуплены за весь период с начала сотрудничества.
  • Поведение посетителей сайта. Сравните, насколько изменились поведенческие факторы после начала SEO-работ. Посмотрите, сколько времени пользователи проводят на сайте, куда кликают и переходят ли на другие страницы.
  • Регулярность изменений. Новые страницы и блоки расширяют семантику и помогают продвижению. Это значит, что вы должны видеть, как на сайте систематически появляется новый контент. Кроме того, честные оптимизаторы без проблем предоставят ссылки на прорабатываемые страницы и объяснят, какие доработки были выполнены, что внедрено.

Добросовестный подрядчик всегда работает над улучшением коммерческих факторов, юзабилити и проводит регулярный аудит. Алгоритмы поисковиков постоянно меняются, а другие компании активно генерируют идеи. Поэтому важно, чтобы SEO-подрядчик постоянно анализировал сайт и при необходимости корректировал стратегию оптимизации с условием предварительного согласования.

Старайтесь внимательно изучать отчеты подрядчика. Обращайте внимание на четкость оформления документов, смотрите, есть ли в них информация о прогрессе достижения KPI. Не менее важно, чтобы сеошник сообщал вам как про позитивные изменения, так и про существующие просадки, а также комментировал их причины.

Важное значение имеет и частота общения с подрядчиком. Продвижение сайта требует глубокого понимания бизнес-специфики, поэтому во время сотрудничества подрядчик должен сам связываться с вами и обсуждать все важные моменты.

Как проверить работу SEO-агентства

Краткий чек-лист по самостоятельной проверке SEO-подрядчика

Итак, как определить ответственно ли работает сеошник? Вот список пунктов, по которым стоит проверить своего специалиста. Хороший сеошник делает следующее:

  • Собирает максимум информации о деятельности вашей компании перед началом сотрудничества. Задает вопросы о специфике бизнеса, просит заполнить бриф.
  • Запрашивает доступ к системам аналитики и проводит аудит сайта. Предлагает стратегию продвижения с учетом особенностей вашего бизнеса.
  • Собирает семантическое ядро и наполняет сайт новым контентом в рамках созданной стратегии оптимизации.
  • Предлагает варианты, как сделать сайт удобнее для пользователей с позиции юзабилити и коммерческих факторов.
  • Всегда может показать, что уже сделано, а что планируется в дальнейшем. Согласовывает правки и изменения на сайте.
  • Регулярно составляет и присылает отчеты о проделанной работе. Проводит созвоны для обсуждения стратегии и защиты отчетов.
  • Не нарушает сроки, указанные в плане. Всегда остается на связи в рабочие часы либо в заранее оговоренное время.
  • Оперативно уведомляет вас как о росте, так и о спаде сайта по отслеживаемым показателям.
  • Достигает в значительной степени прогнозируемые KPI по проекту, актуализирует прогнозы и аргументирует их недостижение (что тоже не редкость).

Зная основные параметры оценки, вы можете проверить работу SEO-подрядчика самостоятельно — с помощью сервисов аналитики, специальных программ и онлайн-инструментов. Если же у вас нет времени заниматься этими вопросами, то лучше доверить аудит специалистам сторонней компании.

И в заключении: мы намеренно не предлагаем вам провести самостоятельно проверку технических ошибок сайта, спарсить его лягушкой ( Screaming frog) или загнать в сервис авто-аудита.

Если вашей экспертизы в seo достаточно для интерпретации ошибок, полученных посредством парсинга или автоматического аудита, то вы либо не дочитали до конца статьи либо скорее всего не узнали ничего нового )

SEO - не ваша сильная сторона? Тогда без корректной интерпретации результатов сами по себе факты обнаруженных ошибок по существу ничего не значат, так как

  1. Автоматические сервисы часто упускают важные детали и не выявляют сложные проблемы.
  2. Выдают стандартизированные рекомендации без специфики сайта, тематики и приоритетов. Рекомендации общего характера могут не подходить конкретному сайту.
  3. Не оценивают все аспекты SEO, такие как качество контента или конкурентный анализ.
5656
88
22
70 комментариев

А часто обращаются с запросом проверить подрядчика? У меня за 7 лет только два раза запрос был, и то в этом году.

3
Ответить

Не часто. Скорее конкуренты могут присылать клиенту аудиты, где показывают, что всё "очень плохо". И тут клиент начинает прессовать сеошника, мол, ты что там, вообще ничего не делаешь? Смотри, на сайте 7 тайтлов длиннее 60 символов и вообще есть 2 дубля заголовка h2, нужно это срочно исправить! И вот бедный сеошник сидит исправляет то, что там наприсылали конкуренты, потому что это проще сделать, чем объяснить клиенту, что это всё не важно.

4
Ответить

Это очередной список, составленный по представлениям конкретного специалиста. Обычно всё делится на несколько основных моментов:
а) "белые" конторы, у которых по 30 проектов на джуна, будут упирать на важность проверок robots.txt и полную прозрачность отчётности.
б) Продавцы ссылочного будут упираться именно на этой теме.
в) Накрутчики лишнего вообще не скажут
А теперь вопрос: кто будет кого проверять и какой от таких аудитов будет толк?
Как вы сами будете что-то проверять, если не знаете, куда смотреть и как оценивать?
И вот сайт, у которого большие-большие проблемы, заказывает услуги аудитора, который говорит "а у вас альты не заполнены - 48 штук, это очень важно".
Ну, ладно тогда.

3
Ответить

если честно, мне не очень понятно, что вы хотели сказать)

Ответить

На фотках все такие довольные, в реальности немного по другому выглядит работа)))

2
Ответить