Головоломка для бизнеса: как понять потребителя, когда опросы исчерпали себя?

Стремление понять поведение человека - огромная часть научных исследований - от психологических экспериментов до изучения поведения потребителей. Хотя во многих из этих областей традиционно используется прямой подход "вопрос-ответ", реальный прогресс был достигнут за счет более глубокого изучения. Нейромаркетинговые исследования - это самый быстрый и доступный путь к пониманию того, как человек думает, действует и чувствует.

Почему же тогда нейромаркетинговые исследования так мало используются в бизнесе?

Принято считать, что они очень труднодоступные и дорогие - требуется специальное оборудование (например, ЭЭГ или МРТ) и специалисты узкой направленности. А ещё есть недоверие к новым методам, и многие предпочитают придерживаться классических методов маркетинга, с которыми неоднократно работали.

Рассмотрим сильные и слабые стороны классических и нейромаркетинговых методов, чтобы разобраться, какой подход является наиболее информативным и полезным для бизнеса. В инфографике ниже приведены классические опросы и фокус-группы, а из современных методов выбраны айтрекинг и считывание эмоций. Такая комбинация инструментов нейромаркетинга применяется чаще всего и дает полное понимание его сути.

Сравнение классических и нейромаркетинговых методов
Сравнение классических и нейромаркетинговых методов

В инфографике встречаются два понятия: “сознательный выбор” и “фактический выбор”. Давайте проясним, в чём заключается разница между ними. Для этого нужно представить, как люди принимают решения, например, о покупке конкретного товара.

Всегда ли вы принимаете решение о покупке осознанно, с помощью разума? Или случаются импульсивные и эмоциональные покупки?

Оба фактора влияют на наши решения, даже если мы этого не замечаем. Поэтому опросы, письменные или устные, хотя и полностью отвечают за сознательный выбор, не всегда дают знание о выборе фактическом, так как он более непредсказуем.

Также в проводимый опрос или интервью могут вмешаться некоторые эффекты, создающие риски получения недостоверных данных. Рассмотрим самые распространенные из этих эффектов:

  • Выбор социально приемлемых ответов, которые могут не соответствовать поведению респондента в реальной жизни, но считаются им социально или морально правильными.
  • Хоторнский эффект - когда участники меняют свое мнение и поведение из-за интереса и повышенного внимания к исследованию. Респонденты действуют более усердно, чем обычно, в попытке помочь подтвердить результаты исследования. Что в итоге приводит к искажению результатов, чаще всего в благоприятную сторону.
  • Шаблонные ответы. Например, когда респондент постоянно выбирает «Да» и положительно отвечает на все вопросы. Другие варианты: отрицательные ответы на все вопросы, нейтральные ответы, повторение крайнего ответа.
  • Личная предвзятость - то, о чем нельзя забывать при формулировании вопросов и анализе ответов. Например, если попросить респондентов оценить что-то о себе (водительские навыки, эмоциональный интеллект и т. д.), то 90% ответов о себе будут «выше среднего» что статистически маловероятно.

Из всей приведенной информации можно сделать вывод, что каждый подход имеет свои особенности. Так, опросы и фокус-группы ценны тем, что дают ответы о сознательном процессе мышления человека и причинах его действий, но имеют свои ограничения в предоставлении информации. Тогда как нейромаркетинговые измерения беспристрастны, что делает их надежными индикаторами поведенческих процессов. Они дают возможность увидеть, как человек реагирует на стимулы или события в окружающей среде.

Поэтому лучшим методом для понимания поведения человека является не какой-то один подход, а синтез разных методов, объединяющий лучшие стороны каждого из них, обеспечивая точную и целостную картину. Комбинируя классические и нейромаркетинговые методы в одном исследовании, можно получить больший спектр инсайтов об аудитории.

Головоломка для бизнеса: как понять потребителя, когда опросы исчерпали себя?

На платформе AICAP мы проводим комбинированные исследования, соединяя вместе отслеживание внимания через айтрекинг, считывание эмоций нейросетью и классические опросы респондентов. Причем исследование проводится без применения сложных устройств и оборудования, а исключительно с помощью технологий. Респондент смотрит материалы и отвечает на вопросы в удобной обстановке со своего компьютера или смартфона.

Всё ещё думаете, что классических методов достаточно, а нейромаркетинговые инструменты труднодоступны? Поделитесь своим мнением в комментариях, а мы ответим на все вопросы!

22
11
Начать дискуссию