{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Вам не нужен логотип

... когда вы начинаете бизнес.

В принципе на этом статью можно было бы и закончить. Но я всё же попытаюсь снабдить свою точку зрения определённым уровнем аргументации.

Начинать бизнес можно по-разному. Кто-то несколько лет готовится, пишет несколько вариантов бизнес-планов, придумывает и продумывает брединг, тестирует продукт или услугу на знакомых… Кто-то за три с половиной дня запускает идею в производство, не успев зарегистрировать компанию и подумать о каналах сбыта. Ошибиться или прийти к успеху есть шанс у людей из обеих вышеописанных категорий.

Впрочем, довольно часто молодые предприниматели грешат тем, что очень много, чрезвычайно много времени уделяют разработке логотипа. Продумывают концепцию, брифуют дизайнеров, зашифровывают многочисленные смыслы в небольшой эмблеме. В этом есть определённые бонусы. Например, побочными продуктами этого процесса может стать определение:

  • уникального торгового предложения (УТП);
  • отличия от конкурентов;
  • целевой аудитории.

По-хорошему эти важные вещи не должны становиться побочкой (Котлер вас упаси!). Они должны быть проработаны в первую очередь при запуске на рынок нового продукта или услуги. Ровно как и должны быть выявлены потребности клиентов, найдено понимание их болевых точек и предложено решение по удовлетворению потребностей и утешению болей.

Поэтому когда говорят, что нужно сосредоточиться на клиенте, — это не пустой звук. Когда говорят, что нужно сосредоточиться на инновациях, — это не пустой звук. Пустой звук — это очень классный логотип, за которым ничего нет. Историй о том, как молодые и прыткие предприниматели потратили на отрисовку логотипа треть средств, предназначенных на запуск бизнеса, — не счесть. Подозреваю, многие из вас такие истории читали здесь же, на vc.ru.

Не поймите меня неправильно — я не против создания логотипов. Лого — это очень важный элемент визуальной идентичности. Однако на этапе запуска бизнеса им можно пренебречь. Кружочек или, например, квадратик со стрелочкой прекрасно справятся с функцией логотипа, пока вы полируете свой продукт или услугу.

Вряд ли хоть один человек на этой земле решил купить какой-то продукт или заказать услугу у компании из-за того, что ему понравился логотип.

Здесь важно не путать логотип с упаковкой. Конечно, если вы конкурируете с шоколадными батончиками на безжалостном поле ритейла, вы должны заморочиться над упаковкой, где логотип будет всего лишь частью. Вклад в разработку фирменного стиля в этом случае вполне оправдан.

Уверена, что вы хоть раз купили вот эти печеньки или вот тот чаёчек, просто потому что упаковку было приятно потрогать и от её оформления ваш внутренний визуал пищал от удовольствия. Но спросите своего внутреннего визуала, обращал ли он в этот момент на логотип?

Конечно, брендированием надо плотно заниматься, если вы уже на взлёте понимаете, что Илон Маск скоро будет дышать вам в затылок, а Ричард Бренсон с Джефом Безосом будут рысцой трусить следом. Если вы транснациональная корпорация или хорошо известный бренд, то ваш логотип — это ваше лицо, а на брендбук должны молиться в компании практически все. Ну хотя бы те, кто производит публично доступные материалы или продукцию.

Но если вы юный стартапер в шапочке-бини и со смузи в левой руке, то подумайте сначала о своей бизнес-модели, об MVP и о прочих "скучных" вещах, а уже потом принимайтесь за разработку логотипа.

В качестве резюме давайте посмотрим на логотип куклы Барби и ответим себе честно — хоть одна девочка в обитаемой части этой галактики захотела себе Барби из-за того, какой у нее классный логотип?

Ответ вы знаете сами.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Елена Житник

Согласна с автором, на старте бренда есть задачи поважнее, чем логотип. 

Ответить
Развернуть ветку
Elena Sutra
Автор

спасибо за согласие, жму вам лапу :)

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Продукт без лого — что человек без лица: всё у него вроде бы на месте, но запомнить его никогда не получится.

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Только что придумал. Пользуйтесь, цитируйте.

Надеюсь только, что сам придумал, а не память моя вытащила из своих закромов, как это обычно со мной бывает 😏

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

ээ, не воруй цитаты Стэйтама!

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

Блин, точно, это его же! 👌

Ответить
Развернуть ветку
Elena Sutra
Автор

я не говорю о том, что логотип вообще не нужен, я говорю о том, что не надо угрохивать на разработку айдентики тучу сил на начальном этапе.

просто этого очень много наблюдаю вокруг - придумывают идею, а потом вместо того, чтобы протестировать её, понять, насколько она вообще жизнеспособна, начинают вкладываться в логотип :(

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Опыт показывает что хороший, подходящий логотип либо придумывается сразу за 5 минут (как идея/концепция) либо не придумывается вообще (весь срок жизни продукта перебирают посредственные варианты). 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Серьезно не нужен?
А зайдите на валдбериз без названия? Что он вам скажет

Ответить
Развернуть ветку
Elena Sutra
Автор

А где было написано, что не нужно название?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Под названием подразумевал торговую марку

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

3 последних логотипа барби выглядят так как будто на них бабки менеджеры пилят

Ответить
Развернуть ветку
Elena Sutra
Автор

не удивлюсь, если вы совершенно правы

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда