Они помогают устанавливать новые связи между нейронами. Повышать глубину и многомерность (то есть сложность) своего восприятия мира, чтобы быть с ним хотя бы примерно наравне.
Если на земле не останется людей, которые будут это делать, то человечество ждет катастрофа. Думаю, вы согласитесь, что это совсем не так уж невероятно…
🛋 В чем разница между потреблением контента и чтением?
Практически не важно, что именно потреблять — новостные ленты, сериалы, подкасты, посты, мало ли что. Механизм здесь плюс минус один и тот же.
Мы настроены на пассивное восприятие.
У нас создаётся иллюзия взаимодействия с этим контентом, но в реальности разум в этот момент находится в режиме “ВЫКЛ”.
Эта иллюзия создаётся за счёт эмоций, мы переживаем увиденное и прочитанное на эмоциональном уровне.
Аналитическое и критическое мышление в этот момент — не работают.
Эмоции — это прекрасно.
Но речь о другом. Когда человек живёт только ими, то он мало чем отличается от собственного кота (возможно, кот даже круче).
Чтение активирует в человеческом мозгу другие области нейронных связей, которые в обычной жизни подключаются (а значит и тренируются) очень редко.
Во время исследований активности человеческого мозга с помощью МРТ во время чтения сделан ряд выводов:
👉 Усиливаются нейронные связей в левой височной доле — области, отвечающей за восприятие речи.
👉 Увеличивается активность нейронов в центральной борозде головного мозга, отвечающей за движения.
👉 Растёт количество белого вещества, которое отвечает за связь и координацию между разными участками мозга. Легче даётся развитие всех остальных навыков.
👉 Чтение, повышая умственную активность, помогает поддерживать память острой, также как поднятие тяжестей держит мышцы в тонусе.
👉 Улучшается способность к длительной концентрации внимания.
👉 Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр видео. 🤷
Эмоции в ситуации чтения задействуются, но не как основной процесс.
Задание со звёздочкой 😁🚀
Прочитать 5-10 книг об одном и том же событии (например, о какой-нибудь исторической битве 11-16 вв.), о котором известно всего несколько фактов, но каждая книга интерпретирует эти факты с разных точек зрения.
Вы не постигнете истину, но научитесь анализировать. Именно в этом — главная ценность углубленного чтения на любую тему!
А потом вас спросят: “что вы думаете об этом событии”? И вы начнете со слов: “Тут не все так однозначно, единство мнений отсутствует, достоверных фактов известно не так много…” (не удивляйтесь, если апологеты упрощения и фанатики какой-либо веры вас за это распнут).
Итак, происходит расслоение между:
1 Людьми читающими, мыслящими, анализирующими.
2 Людьми воспринимающими, эмоционирующими, верящими.
Только чтение развивает у человека критическое и аналитическое мышление, которое позволяет ему искать истину, а не становиться жертвой манипуляций. Истину, возможно найти так и не удастся, обойтись без ошибок — тоже.
Но важно знать, что есть у мыслящего человека такое право — сомневаться, задавать вопросы, принимать сложность мира, соглашаться с аргументами разных сторон без того, чтобы тут же начинать отстрел несогласных.
Чтение даст мозгу возможность трезво и объемно оценивать происходящее в окружающем нас многогранном мире.
🙄 Как думаете, чего может добиться homo sapiens в мире, населенном homo habilis?
Подумайте на досуге, помня, что способность мыслить — величайшее эволюционное преимущества человека как вида и как личности.