Рассказываю про интересные приемы музыкантов и то, как Rammstein поможет с пиаром

Если спросить меня о Rammstein, на ум приходят слова “эпатаж”, “история”, “провокация”. Вот уже 30 лет клипы и тексты песен у многих вызывают прилив крови к лицу. И у меня в том числе. Одних музыка группы заводит, других — жутко бесит. Кто-то даже находит в ней странные призывы и оскорбляется.

Я же захотел понять, как у Rammstein получается так круто привлекать внимание. Вот что получилось.

Буду рад, если дополните своими наблюдениями.

Рассказываю про интересные приемы музыкантов и то, как Rammstein поможет с пиаром

Разрыв шаблона

Когда Rammstein только начинали, а это 1993 год, концерты не принято было превращать в шоу. Их манеру исполнения не сразу поняли и приняли. Рычащий вокалист, тексты, от которых веет жутью — все это было немыслимо для того времени. На одном из концертов их даже забросали бутылками.

Юные музыканты Rammstein еще не знают, как популярна будет их группа во всем мире
Юные музыканты Rammstein еще не знают, как популярна будет их группа во всем мире

К тому же, Тиллю Линдеманну было скучно петь просто так, поэтому он начал поджигать петарды прямо на сцене. Кстати, страсть к огню на сцене росла с каждым концертом. То барабанные палочки пускали искры, то горели ботинки, то сам Линдеманн. На первом концерте в Москве в 2001-ом им даже удалось уговорить администрацию “Лужников” выключить автоматическую систему пожаротушения.

Один из концертов группы
Один из концертов группы

Провокационные тексты, вплетение истории Германии и событий других стран в свое творчество, агрессивные образы — все это делает Rammstein уникальной группой.

Как использовать эту фишку от Rammstein в пиаре

Для того, чтобы человек обратил внимание на компанию или продукт, нужно его удивить. Удивление или шок помогает вбросить в кровь кортизол. Но нельзя постоянно держать человека в стрессе. Когда вы удивили, а, значит, привлекли внимание, покажите ценность.

Rammstein удивляли индастриалом, немецким языком и манерой. Вы удивите презентацией продукта, перфомансом на мероприятии или необычной баннерной рекламой.

Уровень визуального повествования

Первые клипы были простыми. Как и у всех во времена 1990-2000-х. Тогда текст песен обгонял видеоряд. Первый клип “Du riechst so gut” вышел в 1995 году. Тогда Тилль Линдеманн на белом фоне просто спел песню. Затем группа набирает обороты в визуальном повествовании. Взять тот же “Du hast” — есть история, кульминация, а какая развязка! Кстати, во время съемок пиротехники немного перестарались, и на моменте взрыва машины Кристоф, идущий позади всех, получил ожоги спины второй степени.

Финальный кадр из клипа "Du hast", на который группу вдохновили фильмы Дэвида Линча
Финальный кадр из клипа "Du hast", на который группу вдохновили фильмы Дэвида Линча

Музыка у Rammstein всегда была на высоком уровне. За 30 лет существования группы они не превзошли себя, не придумали новых приемов. Может быть, это и хорошо. Звучат они круто и сейчас. Но если раньше музыка была на десятку, а видео на четверку, то сейчас они заметно подкачались в клипах. После долгого перерыва в творчестве в 2019 году вышел клип «Deutschland». Он никого не оставил равнодушным — кто-то бесился, кто-то плевался.

Девушка олицетворяет собой Германию
Девушка олицетворяет собой Германию

Лично я был в восторге, ведь по этому клипу можно изучать историю Германии. Здесь и период войны с Римской Империей, и противостояние католиков и протестантов, и инквизиция, и преступления нацистов, и современные внутриполитические проблемы Германии. Отличная визуальная работа и пример того, как клип (даже язык не поворачивается так просто его назвать, скорее это — мини-фильм) дорос до музыки — десять из десяти. Как говорят сами музыканты, “все наши клипы — это полноценные двухминутные художественные фильмы”.

При этом, потенциал видео группа использует на полную. Они режут большие форматы на тизеры, привлекая аудиторию самой вкусной частью. Так делают все кинопрокатчики и мы привыкли к трейлерам фильмов, но чтобы так подавали клипы — это непривычно. Тизером, кстати, Rammstein привлекли внимание к клипу “Deutschland”, показав людям сцену, где музыканты в роли узников концлагеря.

Кадр из клипа “Deutschland”. Оговорюсь, что не поддерживаю эстетическое решение, выбранное создателями клипа в контексте событий Второй мировой войны. Рассказываю лишь о подходе группы к пиару
Кадр из клипа “Deutschland”. Оговорюсь, что не поддерживаю эстетическое решение, выбранное создателями клипа в контексте событий Второй мировой войны. Рассказываю лишь о подходе группы к пиару

Как использовать эту фишку от Rammstein в пиаре

Работайте с видео-контентом. Этот тренд начался пару лет назад, продолжается и будет продолжаться. Создавайте большие форматы, делайте трейлеры, старайтесь использовать киношные приемы и пусть видеоистория будет наполнена смыслом.

Делайте видео от лица компании, показывайте на видео своих клиентов, креативьте в рекламе и reels.

К тому же, не бойтесь анонсов и ресайзов. Это касается не только видео, но и всей вашей деятельности в целом. Напоминайте аудитории о ваших продуктах, новинках и событиях. Когда такая дикая конкуренция за внимание, не стоит думать, что про вас и так все помнят. Нет, напомните о себе сами.

Рассказываю про интересные приемы музыкантов и то, как Rammstein поможет с пиаром

Осмелиться заявить о себе

И без меня понятно, что дерзость пропитывает все творчество Rammstein. Но есть пара интересных моментов, которые и я сам иногда вспоминаю в своей работе.

Итак, шестерка обычных немцев прошла путь до всемирно известной группы. Это было бы невозможно без смелости. Когда они в самом начале истории группы выиграли городской конкурс и поездили с первым туром, то поняли, что этого недостаточно для наращивания популярности. Тогда Rammstein решили взять объемами — внедриться в какой-нибудь массовый проект. И захотели это желание соединить со своей страстью — кино.

Кадр из фильма "Шоссе в никуда"
Кадр из фильма "Шоссе в никуда"

Им так нравилось творчество Квентина Тарантино, Дэвида Линча, Ридли Скотта, что они обратились ко всем этим режиссерам с просьбой снять группе видеоклип. Откликнулся только Дэвид Линч. Ему понравился дебютный альбом "Herzeleid", но снять клип он отказался из-за большой занятости. Линч тогда снимал картину “Шоссе в никуда”. Вместо клипа режиссер попросил разрешения использовать две песни в новом фильме: "Rammstein" и "Heirate Mich". Ужас, одержимость, шизофрения — у музыки и фильма было так много общего, что группу не могли не заметить. После выхода картины о дебютном альбоме Rammstein говорили везде. В родной Германии он продержался на вершине хит-парада 29 недель.

Как использовать эту фишку от Rammstein в пиаре

Не бояться стучать в закрытые двери. Пробовать сотрудничать с теми, кто, казалось бы, никогда вас не заметил бы. Ждать. Не отчаиваться. И пробовать еще раз.

Звучит так банально, если честно. Но только представьте сколько амбиций пиарщиков полегло под гнетом надуманного страха. Держите в голове историю Rammstein — никому не известная группа написала известному Дэвиду Линчу и выиграла свою, пожалуй, самую большую лотерею.

Можно относиться к группе, как угодно. Лично у меня их крутость и жажда успеха вызывает только восхищение. Пусть эти ребята из пота, стали и пламени вдохновят вас на новые смелые идеи. А если с этим нужна помощь, пишите в мое маркетинговое агентство. Ну и читайте наш телеграм-канал. Делимся там приемами и советами для маркетологов, пиарщиков и всех, кто хоть немного связан с продвижением.

11
Начать дискуссию