Реестр блогеров. Как маркетинговым агентствам вести соцсети.

Количество всевозможных реестров растет не по дням. С 1 ноября заработает еще один – предназначен для блогеров и является частью изменений в «Закон о связи».

Меня зовут Павел Мищенко, я управляющий партнер юридической фирмы Рунетлекс. Два года назад мы помогали агентствам разобраться с маркировкой – пришло время ответить на вопросы о реестре блогеров и возможных новых механизмах учета рекламы.

Статья написана в соавторстве с юристом Рунетлекса Марией Великовой.

Главное

Владельцы страниц в соцсетях с 10,000 подписчиками обязаны будут сообщать данные о себе в Роскомнадзор для включения в реестр. Невыполнение требования грозит блогерам запретом на рекламу, репосты, донаты и блокировкой. К слову, блогеры с количеством подписчиков менее 10,000 могут направлять информацию о себе в Роскомнадзор «добровольно» – сообщил депутат Хинштейн.

Реестр должна будет вести профильная саморегулируемая организация (СРО). Она сможет разрабатывать нормы «добросовестных практик» информационной деятельности, а в случае систематических нарушений – передавать данные в Роскомнадзор и МВД.

Критерии «добросовестности» пока находятся в разработке. Депутат Госдумы РФ от партии «Справедливая Россия» Яна Лантратова сообщила, что они будут тщательно обсуждаться с блогерским сообществом.

При этом уже сейчас определены важные маркеры недобросовестных практик:

– Массовые жалобы от потребителей услуг блогера

– Нарушения условий договора об оказании информационно-консультационных услуг: непредоставление сведений по запросы РКН, распространение фейков.

Стоит отметить, что инициатива с реестром блогеров имеет долгую историю. В апреле 2014 года Государственная Дума приняла закон, устанавливающий новые правила для популярных блогеров. Согласно этому закону, владельцы блогов и интернет-ресурсов обязаны соблюдать законодательство РФ и следить за тем, чтобы потребители их контента, в том числе комментаторы, также его не нарушали.

С вступлением в силу закона «О блогерах» Роскомнадзор получил право запрашивать персональную информацию как непосредственно у пользователей ресурсов, так и у владельцев этих ресурсов. В реестр должны были вноситься страницы блогеров с аудиторией более 3 тысяч человек. По итогам 2014 года в реестре Роскомнадзора было зарегистрировано более 640 блогеров. Однако в 2017 году закон «О блогерах» был отменен.

Новые требования для блогеров с аудиторией >10,000

  1. Блогер должен вступить в реестр, как только аудитория его, например, Telegram-канала, достигнет 10,000 подписчиков. Это включает подачу заявления и идентификацию. Порядок еще не утвержден, но полагаем, что как минимум необходимо будет передать ФИО владельца канала и номер телефона, на который зарегистрирован канал.
  2. Пользователям соцсетей с аудиторией более 10,000 запрещено репостить материалы других пользователей с такой же аудиторией, если они не зарегистрированы в реестре Роскомнадзора.

Согласно сведениям РБК, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев сообщил, что рекламодатели смогут проверить, соблюдает ли блогер закон, включен ли он в реестр Роскомнадзора.

«Будет сервис Роскомнадзора, через «Госуслуги» вы сможете спросить. Соответственно, вам скажут, да или нет. Персональные данные собственника раскрываться не будут, но будет подтвержден факт регистрации канала в соответствующем реестре»

— пояснил Максут Шадаев

Новые обязанности для владельцев соцсетей

  1. По запросам Роскомнадзора предоставлять сведения о пользователях.
  2. Помечать страницы блогеров с более чем 10,000 подписчиков как включенные в реестр Роскомнадзора.

  3. Блокировать в течение 24 часов по требованию Роскомнадзора страницы блогеров, не зарегистрированных в реестре, а также не прошедших верификацию. Разблокировка возможна только после регистрации в реестре. На данный момент, можно предположить, это требование строго будут выполнять только российские соцсети. Будет ли Инстаграм или Телеграм исполнять требования по блокировке страницы – пока неясно. В случае отказа Роскомнадзор самостоятельно не может блокировать каналы в Телеграм и Инстаграм напрямую.


Дополнительные обязанности для владельцев мессенджеров

  1. Предоставлять сведения о пользователях по запросу исполнительной власти (пока неясно, какой именно).

  2. Обеспечить, чтобы пользователи не получали электронные сообщения от неустановленных пользователей без их согласия. Вероятно и с точки зрения законодателей, этот пункт касается анонимных пользователей и рассылок.


Ограничения для обычных пользователей

Пользователям соцсетей запретят репостить контент блогеров, не зарегистрированных в реестре Роскомнадзора, независимо от числа подписчиков. Это значит, что пользователям придется сверяться с реестром или обращать внимание на пометку о включении в Реестр, чтобы не нарушить закон.


Ответственность за нарушение

Законопроект пока не предусматривает новых штрафов в КоАП РФ. Из уже существующих штрафов, предусмотренных КоАП – это штраф за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ). Он предусмотрен для рекламодателей, рекламопроизводителей или рекламораспространителей. Они составляют от 2,000 до 2,500 рублей для граждан, от 4,000 до 20,000 рублей – для должностных лиц, и от 100,000 до 500,000 рублей — для юридических лиц.

Также в случае нарушений владельцам страниц грозит блокировка, запрет на репосты, рекламу и краудфандинг (он же донат). Однако, как именно будут принуждать владельцев социальных сетей к соблюдению новых правил, пока неясно. Вероятно, будут введены новые меры ответственности.

При этом, согласно комментарию зампреда комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина для телеграм-канала «Беспощадный пиарщик»:

«Дополнительных механизмов учёта рекламы не предусматривается. Устанавливается запрет на распространение рекламы в случае неисполнения обязанности предоставить сведения в РКН. Соблюдение такого запрета будет обеспечиваться регулирующими органами через существующий механизм учёта рекламы.»

Запреты на рекламу, репосты и финансирование начнут действовать с 1 января 2025 года.


Вопросы без ответов

В законопроекте упоминается термин «персональная страница». Но понятие «персональная страница» ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке не раскрывается, как и в иных законах и подзаконных актах Российской Федерации. Поэтому теоретически под термин можно отнести любой блог: личный, коммерческий, компании, физического лица.

Из того же комментария Антона Горелкина:

«Закон определяет социальную сеть, как информационный ресурс, который предназначен и (или) используется его пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на русском языке или языках народов России. Требования закона к пользователям, создавшим персональную страницу, будут распространяться и на создавшее такую страницу юридическое лицо».

Непонятно также и что будет со страницами, у которых количество подписчиков «плавающее» и меняется в разные стороны от 10,000. Будет ли, например, СРО следить за потенциальными кандидатами в реестр, скриншотить количество подписчиков и направлять требования в случае, если блогер достиг отметки.

Также непонятно как будет проводиться проверка, и будет ли вообще проверка перед тем, как исключить из реестра блогера, который сделал репост блогера не из реестра.

На сегодняшний день это все, что известно об изменениях в «Закон о рекламе» и методах его воплощения. Мы продолжаем следить прежде всего за технической реализацией принятых решений.

Если было полезно, подписывайтесь на телеграм-каналы:

@runetlex – в нем делимся опытом решения юридических задач digital-агентств и ИТ-бизнеса.

@ilovedocs – мой канал о юридическом бизнесе, понятности документов и жизненном опыте.

Начать дискуссию