Зачем предпринимателю считать различные виды прибыли и что это даёт бизнесу

Компания с большими объемами продаж может при этом не иметь свободных средств на расширение ассортимента, на модернизацию. Возможно она даже не вышла в ноль. Для того, чтобы оценить эффективность ведения бизнеса важно уметь считать и анализировать различные виды прибыли. Давайте разбираться.

Зачем предпринимателю считать различные виды прибыли и что это даёт бизнесу

Всем привет. Меня зовут Николай Смерницкий. Я предприниматель с более чем 10-летним стажем. Продаю на WB и Ozon с ежемесячным оборотом 23.5 млн. Магазин обоев, с которого я начинал свой бизнес в онлайн, сейчас один из ТОПов на WB. Знаю все тонкости работы и подводные камни маркетплейсов и готов делиться опытом. Регулярно выступаю на мероприятиях от Сбера, SkillBox, Мой Бизнес (МинФин).

В 2023 году основал уникальный сервис по оцифровке и ведению учёта MPfact, позволяющий максимально упростить процессы складского и финансового учёта.

Чтобы получить полную и достоверную картину работы бизнеса и понять, где можно сократить расходы, экономисты рассчитывают четыре вида прибыли:

  • маржинальную;
  • валовую;
  • операционную;
  • чистую.

Кстати, если вы планируете привлечь инвесторов, то они обязательно запросят все четыре показателя, чтобы оценить перспективность своих вложений.

Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль - это выручка от продажи товара за вычетом расходов на его производство или закупку и предпродажную подготовку. Эти расходы из месяца в месяц могут меняться.

Рассчитывается по формуле:

Маржинальная прибыль=Выручка-Прямые переменные расходы

Маржинальную прибыль считают для понимания, какие расходы может себе позволить компания, чтобы оставаться рентабельной. Исходя из этого принимать решения. Лучше всего смотреть в динамике. Если маржинальная прибыль растёт из месяца в месяц, то с бизнесом всё в порядке. Если падает, то надо срочно предпринимать действия, чтобы избежать серьезных убытков.

Валовая прибыль

Валовая прибыль - это разница между доходом от продажи товара и его себестоимостью. В себестоимость закладываются прямые постоянные и переменные расходы: аренда помещения, зарплаты сотрудников, расходы на производство, упаковку, хранение.

Рассчитывается по формуле:

Валовая прибыль=Выручка - Прямые переменные расходы - Прямые постоянные расходы

Расчёт этого вида прибыли даёт возможность оценить рационально ли используются ресурсы для производства или закупки товара и подготовки его к продаже. Помогает спрогнозировать окупаемость товара, оптимизировать бюджет и при необходимости скорректировать ценообразование.

Операционная прибыль

Операционнная прибыль - это прибыль от основной деятельности компании. Для чего нужно выделить этот показатель. Дело в том, что компания может получать прибыль и из других источников: проценты по вкладам, дивиденды, оплата за субаренду помещения. Чтобы понимать насколько рентабельна основная деятельность компании, внереализационные доходы нужно исключить из расчётов.

Рассчитывается по формуле:

Операционная прибыль=Выручка - Операционные расходы (производственные, коммерческие, административные)

Благодаря этому показателю, можно увидеть, как компания управляет своей операционной деятельностью и насколько она финансово устойчива.

Самой частой ошибкой при расчете является неполное отображение всех операционных расходов и изменений в них.

Чистая прибыль

Чистая прибыль - это итоговый результат финансовой деятельности бизнеса. То, что остаётся от выручки после вычета абсолютно всех расходов, включая налоговые отчисления и платежи по кредитам.

Рассчитывается по формуле:

Чистая прибыль= Выручка - Операционные расходы (производственные, коммерческие, административные) - Расходы на налоги и кредитные платежи

Это самый наглядный показатель насколько эффективно ведётся бизнес. Отрицательное или нулевое значение на начальном этапе естественно, но если в динамике улучшений не происходит, то нужно искать причины и смотреть можно ли как-то оптимизировать расходы.

Виды прибыли
Виды прибыли

Для анализа финансового состояния бизнеса нужно смотреть на все четыре показателя. Например, чистая прибыль может быть нулевой, но при этом валовая показывает, что компания перешагнула точку безубыточности. И это уже неплохой результат.

Помимо прочего по каждой из прибыли принято рассчитывать рентабельность для оценки эффективности и понимания на каком этапе, в какой части вашего бизнеса что-то идёт не так. Например, низкая рентабельность по валовой прибыли, может говорить о том, что доля себестоимости высока и требует внимания.

Рентабельность по каждому виду прибыли можно посчитать по формуле:

Рентабельность=Величина прибыли/ Выручка х 100%

Все показатели взаимосвязаны и изменения в одном из них неизменно повлекут изменения в конечном итоге в чистой прибыли.

Даже имея в штате бухгалтера, предпринимателю важно отслеживать показатели прибыли в динамике для своевременного принятия правильных управленческих решений. Если финансовый и складской учет автоматизированы, то получить данные по любым показателям как в целом по бизнесу, так и по отдельным товарам гораздо проще. На маркетплейсах эту информацию можно увидеть в разделе Аналитика.

Насколько регулярно отслеживаете показатели прибыли и рентабельности? Используете ли для этого специальные сервисы? Давайте обсудим в комментариях.

Про особенности торговли на маркетплейсах подробно рассказываю в своём канале. Делюсь собственным опытом и актуальной информацией по изменениям в правилах. Присоединяйтесь.

Консультирую селлеров по теме роста на WB и Ozon. Всегда рад помочь тем, кто хочет развивать свой бизнес

1616
11
27 комментариев

Спасибо за картинку. Очень доступно)

3
Ответить

Вопрос, который способен отрезвить предпринимателя с головокружением от мнимых успехов))

1
Ответить

А зарплата сотрудникам это какие расходы?

2
Ответить

Мне кажется операционные

1
Ответить

Да, статья с пояснением типов налогов очень пригодится)

2
Ответить

Беру на заметку.

1
Ответить

Хороший гайд, спасибо!

2
Ответить