Аутстаффинг или аутсорсинг – в чем разница?

Аутстаффинг или аутсорсинг – в чем разница?

У многих компаний в период роста встает вопрос о найме дополнительного персонала. И здесь необходимо решить - стоит ли принимать сотрудников в штат или нет. Ведь есть альтернативные подходы – например, аутсорсинг или аутстаффинг, которые помогут снизить риски и расходы. Так ли это? Разбираемся.

Аутстаффинг

Официально заемный труд в РФ запрещен (глава 53.1 ТК РФ ограничивает использование заемного труда). Привлечь персонал по договору аутстаффинга можно только в особых случаях с соблюдением определенных условий и только посредством аккредитованных кадровых агентств (ЧАЗ).

Аутстаффинг применим исключительно в случаях временной занятости:

  • Если сотрудник отсутствует и за ним закреплено место работы (например, единственный юрист/ бухгалтер ушел в отпуск);
  • Если это временное (не более 9 месяцев) расширение производства (например, резко вырос спрос на ваш товар, и пока отдел кадров подыскивает нужных специалистов в штат, вы можете взять работников с нужной квалификацией);
  • Если это сезонные колебания - например, масштабный парк, вроде ВДНХ с большой территорией нуждается зимой в бОльшем количестве сотрудников для уборки снега.

Как строится в этом случае процесс. Персонал оформляется в штат агентства, которое предоставляет его заказчику по договору аутстаффинга на конкретный период. Сотрудники агентства, как правило, работают на территории заказчика. Агентство выплачивает сотрудникам заработную плату вместе со всеми налогами, ведет кадрово-бухгалтерскую работу.

Но при этом ответственность за сотрудников будет не только на исполнителе, но и на вас - субсидиарная ответственность (согласно ст. 341.5 ТК РФ).

Исполнитель должен оформить людей согласно законодательству РФ, проконтролировать наличие действующих регистраций и патентов на работу и выплату всех налогов в бюджет. Если исполнитель не справляется с этой задачей, то вы вместе с ним будете отвечать перед соответствующими органами.

Ценовая модель, как правило, включает в себя заработную плату сотрудника со всеми налогами и комиссию агентства. Экономия данной модели может заключаться только в отсутствии расходов на найм и администрирование сотрудников. Но вы платите комиссию, которая покрывает издержки исполнителя, либо агентство выставляет отдельную стоимость за подбор сотрудника, если это требовалось с учетом ваших задач.

Аутсорсинг

Ключевое отличие аутсорсинга от аутстаффинга в том, что вы не нанимаете людей, а покупаете услугу. По большому счету вас не должно интересовать, как исполнитель организует у себя этот процесс, и кого он привлечет для работы. Исполнитель отвечает за все процессы, а также за качество и сроки проекта.

В каких случаях применяется аутсорсинг:

· Когда недостаточно экспертизы в какой-то области. Вы можете не разбираться в бухгалтерии, в ИТ или в рекламе, а заключить договор с профессиональными исполнителями, у которых есть соответствующий опыт и экспертиза,

· Когда не стабильный (сезонный, временный) объем работ. Если у вас рекламные кампании имеют сезонный характер и нужны специалисты – маркетологи, таргетологи, дизайнеры в самые пиковые периоды, то в этом случае выгоднее обратиться к профессиональному агентству, которое закроет эти процессы в нужном объеме,

· Когда отсутствует ресурс на поиски специалистов и управления ими. Многие компании в начале своего развития прибегают к услугам профессиональных агентств, а уже в период более активного развития и роста отказываются от услуг, набирая специалистов в свой штат.

Аутсорсинг подразумевает договор услуг на неограниченный срок. В договоре прописываются услуги, исполнение которых по завершению периода фиксируется актом и отчетностью.

Важно зафиксировать в договоре и SLA штрафы в случае невыполнения обязательств или в случае возникновения рисков. Заключая договор услуг с аутсорсинговой компанией, вы также несете субсидиарную ответственность при условии наличия доказательной базы.

Ценообразование строится здесь разными способами. Можно взять за основу подход с расчетом нормо-часа каждого специалиста, который будет занят на проекте, а можно исходить из оценки стоимости каждой услуги. Например, если нужно оценить стоимость дизайнов, то лучше сформировать прайс-лист из нужных позиций (создание баннера, лендинга, ресайзы и т.д). Здесь стоимость услуги должна включать все издержки исполнителя. Но бывают и смешанные модели расчета – т.е. считаем отдельно нормо-часы например, арт-директора или медиапланера, а дизайн рассчитываем в форме прайс-листа. В любом случае в договоре описывается перечень услуг, а закрываться период будет по выполненному объему услуг с соответствующей отчетностью.

В завершение хочу отметить, что прежде, чем идти к внешним исполнителям, нужно взвесить все «за и против» вместе с юридической службой, после чего составить техническое задание, отобрать пул потенциальных поставщиков и провести тендер.

77
1 комментарий

все понятно, но что делать после 1 сентября 2024 со статьей 18.1 Закона о занятости?