Виральный контент — что вирусится, а что нет и как это использовать в своем бизнесе

• Почему пользователи делятся информацией друг с другом?
• По каким принципам создается виральный контент?
• Как посчитать виральность?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в том как появляется виральный эффект

Кадр из вирусного рекламного <a href="https://yandex.ru/video/preview/12179025653048072941" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ролика</a> Volvo
Кадр из вирусного рекламного ролика Volvo

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продажи и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Дивертисмент

В 1957 году Джеймс Викари провел необычный эксперимент. Во время демонстрации фильма в кинотеатре на 1/3000 секунды появлялись надписи, призывающие «пить кока-колу» и «есть попкорн». Продажи попкорна взлетели на 57,5%, а колы – на 18,1%.

Вскоре после этого журнал Advertising Age рассказал о новых технологиях воздействия на подсознание. Предположив, что эксперимент будет перенесен на телезрителей. В стране началась массовая истерия и уже спустя год правительство США на законодательном уровне запретило «25-й кадр».

Через пять лет Викари признался, что исследование было всего лишь трюком, вирусной рекламой.

Виральность

Об эффекте виральности я впервые прочитал в середине нулевых в книге Сета Година «Идея-вирус? Эпидемия! Заставьте клиентов работать на ваш сбыт». Надо отдать должное автору, его книга сама расходилась со скоростью эпидемии. Казалось бы идея вирусного распространения предельно понятна, но способы реализации — уже не так очевидны.

Однако существуют общие принципы. Например виральный контент не работает без эмоций. Точнее без желания поделиться эмоциями. Чтобы пользователь захотел поделиться, он должен испытать удивление, веселье, гнев, зависть и т.д. Тогда он отправит контент, чтобы вызвать похожие эмоции у своих друзей.

Даже если пользователь пересылает ссылку на ипотечный калькулятор, он в любом случае делится своей эмоцией. Возможно она связана с удивлением в отношении получившихся цифр или желанием похвастаться находкой.

Согласно исследованию, проведенному The New York Times в Нью-Йорке, Чикаго и Сан-Франциско, есть пять причин, по которым пользователи делятся информацией:

  1. Чтобы донести ценный или развлекательный контент до других
    49% респондентов делятся информацией, чтобы проинформировать других о чем-то, что может быть интересно или полезно. При этом 94% опрошенных также заявили, что тщательно обдумывают, как получатель отреагирует на сообщение.
  2. Чтобы другие пользователи лучше их узнали
    68% людей заявили, что делятся этим, чтобы дать другим возможность лучше понять, кто они и что их волнует. Один из участников сказал: «Я стараюсь делиться только той информацией, которая укрепит образ, который я хочу создать: вдумчивый, рассудительный, добрый, заинтересованный и увлеченный определенными вещами».
  3. Для развития отношений
    78% людей делятся информацией в Интернете, потому что это помогает им оставаться на связи с людьми, с которыми они в противном случае могли бы не поддерживать связь.
  4. Для самореализации
    69% участников опроса утверждают, что это заставляет их чувствовать себя ценными.
  5. Чтобы рассказать о вещах, во которые они верят
    84% опрошенных отметили, что делятся информацией, потому что это способ поспособствовать тем проектам или идеям, которые их волнуют.

В том же исследовании выделено шесть типов пользователей, которые активно делятся контентом:

  1. Альтруисты
    Полезные, надежные, хорошо проинформированные и обеспокоенные окружающей ситуацией.
  2. Карьеристы
    Интеллигентные и приятные в общении, любят делиться мнением с единомышленниками.
  3. Хипстеры
    Молодые, креативные, стремящиеся к популярности или уже популярные, с развитой индивидуальностью.
  4. Бумеранги
    Чувствуют себя уполномоченными делиться с окружающими важными вещами, обращают внимание на подтверждение фактов.
  5. Коннекторы
    Эти пользователи — люди спокойные, вдумчивые и творческие. Любят становиться инициаторами различных мероприятий и обсуждений.
  6. Селективы
    Осторожные, находчивые, рассудительные. Избегают толпы и предпочитают сохранять контент в избранном сообществе.

В сети есть достаточно качественные сборники рекомендаций по поиску вирусных идей. В частности команда Quick Sprout опубликовала весьма объемный материал, в котором рассматривает 17 типов вирального контента.

Общее во всех видах контента — это образ мышления. Как рекомендует Максим Ильяхов: «нужно перестать делать вирус и начать пахать, жечь и не ссать».

Виральный контент нужно разделить некоммерческий на чисто рекламный. В производстве второго явно выделяются три основных инструмента.

1. Ньюсджекинг

Все знают Aviasales, потому что все любят новости. В выходные по миру прокатилась история с Павлом Дуровым и Aviasales, естественно, отреагировали.

Ньюсджекинг — это использование громких инфоповодов для продвижения компании в СМИ и медиа. У Aviasales ньюсджекинг сочетает интересную и полезную тематику с долей юмора.

Вчера в своем тг-канале они опубликовали пост-реакцию на арест Дурова и буквально через час обычный информационный пост.

Виральный контент — что вирусится, а что нет и как это использовать в своем бизнесе

С точки зрения пользы для путешественников второй — важнее, однако он набрал в полтора раза меньше просмотров. Это легко объяснить, если зайти в TGStat и посмотреть количество репостов:

Виральный контент — что вирусится, а что нет и как это использовать в своем бизнесе

Отличие в десять раз: 118 против 1100. При этом дополнительная тысяча репостов принесла почти 13 000 просмотров. Можно по-разному относиться к юмору Aviasales, но даже такая шутка показывает очень интересные результаты.

2. Провокация

Люди, которые не ведутся на провокации, одной этой мыслью уже на нее повелись. Однако, хорошая провокация вызывает приятные ощущения. Например, одна из самых популярных статей Т—Ж содержит в себе всего одно слово, при этом набрала почти миллион просмотров.

Виральный контент — что вирусится, а что нет и как это использовать в своем бизнесе

Другой аналогичный пример Лента.ру назвала «шуткой десятилетия». Компания Баркли разместила на билбордах призыв: «Купи квартиру и получи бейсболку»:

Виральный контент — что вирусится, а что нет и как это использовать в своем бизнесе

3. Прямая материальная мотивация

В сегодняшней статье на Хабре в рамках темы growth-хакинга я упомянул известных кейс компании Dropbox, которая получила значительный рост числа пользователей, когда начала раздавать дополнительное облачное пространство за приглашения новых участников.

Виральный контент — что вирусится, а что нет и как это использовать в своем бизнесе

Измерение виральности

В вирусном маркетинге для определения скорости распространения продукта часто ориентируются на k-фактор. Этот показатель пришёл из медицины, где с его помощью определяют, какое количество людей может заразить инфекционный больной.

Рассчитывают k-фактор по по такой формуле: K = i * c, где i — количество репостов контента, c — процент отклика на репост (конверсия).

Конверсию отклика рассчитывают так: Количество пользователей, поделившихся репостом / количество пользователей, сделавших репост первичной публикации

Например, публикацией за месяц поделились 100 человек. Из тех, кто увидел репост, материалом поделились еще 30 пользователей. Считаем конверсию:

Конверсия отклика = 30 / 100 = 0, 3

Теперь можно посчитать k-фактор:

k = 100 * 0,3 = 30

В примере 100 пользователей дадут 30 новых человек. Эти 30 человек принесут еще 30 * 0.3 = 9 человек и так далее.

Считается, что если конверсия отклика меньше 1, то прирост пользователей происходит с уменьшающейся скоростью. И наоборот, значение больше 1 указывает на увеличивающуюся скорость роста.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
4444
1313
22
11
11
11
11
104 комментария

Снова дивертисмент пропал)))

4
Ответить

Я решил писать его в самом конце, если успеваю

4
Ответить

Я тоже ждала его!)

3
Ответить

Был у нас в городе кейс. Правда, офлайн. Открыли кафе под названием Жуй. Только, конечно, на вывеске другое читалось. Ох уж эта провокация. Скоро, кстати, открытие второй точки. Интересно, чем на этот раз будут удивлять)

4
Ответить

Это жестко.
Я слежу за тем, как бадается с ФАС сеть Ёби-доеби, но есть туда не пойду. Мне важно, чтобы все прилично было.

3
Ответить

Пропустил "не"?

4
Ответить